ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Фараон муж. Фараоны и их жены (Рассылка «О Здоровье, Жизни и Любви»)


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

И великим реформатором. Его жена - самой красивой женщиной в царстве. Правление этой пары пришлось на Амарнский период. Чем прославились Эхнатон и Нефертити за короткий период своего царствования? Среди всех великих цариц Египта на слуху осталось только имя самой красивой и почитаемой правительницы. Нечасто фараоны допускали к властвованию своих жен, но Нефертити была не просто жена - она при жизни стала царицей, на которую молились, чьи умственные способности превозносились так высоко. «Совершенная» - так называли ее современники, превозносили ее заслуги и красоту.

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Эхнатон не должен был править Египтом, так как у него был старший брат. Но Тутнос умер еще во время правления отца, поэтому законным наследником стал Аменхотеп. В последние годы жизни фараон тяжело болел, и мнение историков сводится к тому, что младший сын был соправителем в это время. Однако в течение какого срока длилось такое совместное правление установить не удалось.

После смерти отца Аменхотеп становится фараоном и начинает править страной, которая к этому моменту достигла большого могущества и влияния. Царица Тейе, славившаяся своим благоразумием и мудростью, помогала сыну в первые годы. Она умело направляла его мысли в нужное русло и давала мудрые советы.

Новая религия

Во времена правления фараона культ Солнца достиг небывалых высот. Ранее не столь популярный Атон (бог солнца) становится центром религии. По новым технологиям строится грандиозный храм для высшего божества. Сам Атон изображается как человек с головой сокола. Богу придали статус фараона, граница между Аменхотепом и солнцем стерлась. В довершение он меняет свое имя на Эхнатон, что означает «полезный для Атона». Переименованы были и все члены семьи, а также наиболее важные сановники.

Для того чтобы утвердить новое божество, строится новый город. В первую очередь был возведен огромный дворец для фараона. Он не стал дожидаться окончания строительства и переехал вместе со всем двором из Фив. Храм для Атона был возведен сразу после дворца. Жилые кварталы и иные сооружения для жителей строились из недорогих материалов, в то время как дворец и храм были из белого камня.

Жены фараона. Нефертити

Первой супругой Эхнатона стала Нефертити. Они поженились еще до его восхождения на престол. К вопросу о том, с какого возраста девочек брали в жены фараоны: невестами становились с 12-15 лет. Будущий муж Нефертити был старше ее на несколько лет. Девушка была необычайно хороша собой, ее имя дословно переводится как «красавица пришла». Это может свидетельствовать о том, что первая жена фараона не была египтянкой. Найти подтверждение ее иноземного происхождения до сих пор не удалось. Супруга во всем поддерживала Эхнатона, она внесла свою лепту в возведении Атона в ранг высшего божества. На стенах храма ее изображений гораздо больше, чем самого фараона. Жена не смогла ему подарить сына: за время их брака она родила шесть дочерей.

Нефертити воспитывала сына сестры Эхнатона. Позже он станет мужем одной из ее дочерей Анхесенпаатон и будет править Египтом под именем Тутанхамон. Девушка сменит имя на Анхесенамон. Одна из дочерей царственной солнечной четы умрет еще в детстве, другую выдадут замуж за брата. Судьба остальных истории неизвестна.

Нефертити и Эхнатон везде появлялись вместе. О ее величии и значимости можно судить по тому, что ей дозволялось сопровождать мужа во время жертвоприношений. Ей молились в храмах Атона, а все действа проводились исключительно в ее присутствии. При жизни она стала символом процветания всего Египта. Существует множество фресок и статуй этой красивейшей женщины. На стенах Ахенатонского дворца присутствует много совместных изображений фараона и его жены. Они запечатлены в момент поцелуя, с детьми на коленях, есть отдельные изображения дочерей. Ни одна из жен фараонов Египта не удостаивалась таких почестей, как эта особа.

Закат популярности царицы Нефертити

Сейчас никто не может сказать, что послужило причиной ее исчезновения с политической арены и семейной жизни фараона. Вероятно, после смерти дочери отношения супругов друг к другу изменились. Или Эхнатон не смог простить красавице отсутствие наследника. Доказательством ее жизни после царствования служит статуя, изображающая Нефертити в пожилом возрасте. Все еще красивая, но уже сломленная годами и невзгодами женщина, навсегда застыла в облегающем платье и легких сандалиях. Несомненно, отторжение супруга надломило ее, оставило свой отпечаток на царственном лике. Гробницу Нефертити не удалось обнаружить до сих пор, что может подтвердить предположение о ее немилости. Возможно, она пережила своего супруга, а хоронить ее с почестями не стали.

Кийа

На смену царице Нефертити пришла не столь красивая и величественная Кийа. Предположительно, она вступила в брак с фараоном на пятом году его правления. О ее происхождении тоже нет достоверных сведений. Одна из версий гласит, что девушка была женой отца Эхнатона и после смерти перешла к юному фараону. Не существует исторических упоминаний о ее высоком положении при дворе и каком-либо участии в правлении фараона. Известно, что Кийа родила дочь. На этом история жены фараона обрывается. Судя по тому, что ее имя было удалено со стен храма, женщина была опозорена. Захоронения этой жены фараона не было обнаружено. О судьбе ее дочери тоже нет никаких догадок и фактов.

Тадухепа

Эта жена фараона тоже досталась ему по наследству. Девушка приехала в Египет из Митанни по желанию Аменхотепа III. Он выбрал ее в невесты, но скончался вскоре после ее прибытия. Эхнатон сделал Тадухепу своей женой. Некоторые ученые и исследователи полагают, что это имя до царствования носила Нефертити или Кийа, но подтверждений этой теории не обнаружено. Сохранилось послание ее отца Тушратты будущему супругу, в котором он ведет переговоры о скором замужестве дочери. Но это не подтверждает факт того, что принцесса существовала как отдельная личность. Упоминаний о совместных детях историки тоже не нашли.

Смерть фараона

Как погиб Эхнатон, до сих пор не удалось установить. Существуют росписи, на которых изображено покушение на фараона с помощью отравления. Однако для установки причины смерти требуется его мумия. В семейном склепе была обнаружена только гробница. Тела внутри не было, а сама она была практически разрушена. Ученые до сих пор спорят, является ли мумия мужчины из гробницы KV55 Эхнатоном.

Кто-то постарался сохранить это в тайне, сбив имя на саркофаге и оторвав маску. Экспертиза ДНК установила, что тело принадлежит к числу близких родственников Тутанхамона. Но это может быть Сменхкара, который тоже был одной крови с фараонами. Пока нет возможности установить точное происхождение мумии, но археологи не теряют надежды найти новые гробницы и царственные тела.

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».


Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).


Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.


Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.


Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).


Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.


Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)


Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

— Судя по этой фотографии, это отношение было совершенно понятное! Вот стоит огромный фараон, а где-то между ног у него затерялась жена…

— Тем не менее, считалось, что королевская кровь бежала в жилах женщин, а не мужчин. Чтобы стать фараоном, мужчина должен был жениться на царской принцессе, которая могла быть его сестрой или кузиной!

— Даже дозволить кровосмешение?

— Что касается кровосмешения, многие исследователи пришли к мысли: вероятно, существовали браки между братом и сестрой, но, скорее всего, родные уже не считались таковыми.

— Я читала, что невзирая на красоту лиц, у последних представителей XVIII династии, правившей Египтом с 1580 по 1314 г.г. до н.э.(по иной хронологии с 1550 по 1307 г.г.), проявлялись черты вырождения, вызванные, вероятно, близкородственными браками, практикуемыми в царских семьях. Так фараон Хоремхеб, захвативший престол после смерти престарелого Эйе, дабы узаконить узурпацию власти, взял в жены сестру Нефертити — Мутнеджмет. Мумию царицы обнаружили рядом с набальзамированным тельцем ее новорожденного ребенка. Антрополог, изучавший останки женщины, заключил, что супруга Хоремхеба умерла от родов в возрасте приблизительно 40 лет. У несчастной была серьезная травма тазобедренного сустава, вероятно, это являлось следствием многочисленных попыток произвести на свет потомство. Ученый пришел к выводу: Мутнеждмет рожала более десяти раз, но все ее дети умирали, царица так ослабела, что последняя беременность стала для нее роковой.

— Широкое распространение браков между братьями и сестрами, особенно среди царских семей Нового Царства, вероятно, было попыткой укрепить связи между королевской семьей и богами, которые сами нередко прибегали к таким союзам.

— Много чего интересно и на сегодняшний взгляд шокирующего было в стране древних фараонов. Например, некрофилия. Тела жен знатных людей отдавали бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и уважаемых женщин. Их передавали бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступали для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища.

— А были ли дозволенными гомосексуальные отношения?

— Письменные упоминания сексуальных отношений между мужчинами также редки, как и о сексе между мужчинами и женщинами. Гомосексуальные отношения между царем и его генералом описываются в «Сказке о Неферкаре и Сасенет», где рассказывается о тайных ночных визитах царя к генералу, подсмотренных героем сказки; хотя большая часть рассказа утрачена, герой повествует об этих встречах как о недозволенном преступлении.

— А знаешь ли ты, что среди египтян было распространено обрезание , то бишь, циркумцизио?

— Это скорее положительное, чем отрицательное явление. Ведь у них там кругом песок, да и в Ниле водичка не кристально чистая. Поэтому мужчины, подвергшиеся обрезанию, имеют возможность содержать гениталии в большей чистоте и порядке, чем необрезанные.

— А какие сексуальные позы были наиболее распространены у древних египтян?

— Как мы видим на изображениях древних папирусов, любимыми позами древних египтян были позы «стоя лицом к лицу» и «сзади».

— Очень интересен обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса — медицинская энциклопедия древних египтян. Эберс — немецкий египтолог и писатель, его именем и назван папирус. В папирусе Эберса гинекологический раздел, например, содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также «женщины, могущей и не могущей родить». Один очень интересный фрагмент папируса Эберса посвящен опухолям и болезням матки и наружных половых органов. Египтянам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

— Помимо множества рецептов для лечения различных болезней папирус Эберса содержит даже косметический раздел, в котором рекомендуются средства для избавления от морщин, усиления роста волос, удаления родинок и даже изменения цвета кожи. Каждый рецепт сопровождается соответствующим магическим заклинанием, без которого он не действует. Почти все лекарства имеют сложную рецептуру и десятки (до 37) составных частей. Как правило, это настои на пиве, меде или молоке.

— А я знаю о так называемых Берлинском и Кахунском папирусах, которые описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

— И какой же?

— Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница — родится девочка, если ячмень — мальчик. Также факт беременности определяли с помощью напитка, приготовленного из молока женщины, родившей мальчика, и особой травы (буду-дука). Если напиток вызывал рвоту, беременность считали установленной, в противном случае она отрицалась. Интересно, что американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет. В «гинекологическом папирусе» из Кахуна описаны распознавание беременности, лечение бесплодия, возбуждение родовых схваток и отделение молока. Какое при этом назначали лечение, в большинстве случаев определить трудно. Многие из упомянутых лекарств сегодня неизвестны. Но есть и понятные рецепты. Так, одна из прописей рекомендует для лечения «разъедания влагалища» промывающий раствор, содержащий свежие финики, свиную желчь, кассию и воду.

— Большую роль в накоплении медицинских сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.

Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.

— Кстати сказать, в Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства.

— Ах, какими великими специалистами были египетские врачи!

— Специализация, действительно, существовала. Более того, во времена расцвета Египта, при Хеопсе и Хефрене, коллегия придворных врачей состояла исключительно из специалистов, каждый из которых представлял узкую область медицины. Об этом свидетельствует и древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н. э.

— Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю беседу. Но историческую тему мы не прекращаем. Читайте наши следующие выпуски! До скорых встреч.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити - пара, которая изменила жизнь своих подданных более чем три с половиной тысячи лет назад и до сих пор не открыла всех своих тайн современным египтологам. Вопросов, которые касаются личностей этих «богов на земле», остается множество и, возможно, многие из них так и останутся тайной.

Жена фараона Эхнатона, Нефертити ее происхождение

Изваяния этих правителей Египта хранятся в музеях мира, где каждый может увидеть воочию, как выглядит фaрaон Эхнaтон и его женa Нефертити .

Статуэтка царицы или бюст фараона, фрески и барельефы с изображениями семьи являются шедеврами древнеегипетского искусства, и только они дают представление о том, как счастливы были супруги, пока не случился разрыв между ними.

Это важно. В заблуждение вводило имя царицы, переводимое как «красивая пришла». Многие считали, что жена Аменхотепа IV родом из Митанни (государства на территории современного Ближнего Востока), откуда она была прислана ко двору Аменхотепа III в качестве будущей жены его сына.

Но Нефертити все-таки была египтянкой, родом из города Коптоса, из семьи родственников царицы Тейе - матери Аменхотепа IV. Юность будущей царицы прошла в Фивах - роскошной столице Египта XIV века до нашей эры.

Прекрасная Нефертити поражала и современников

Красота, ум, воля и решительность отличали ее от всех остальных женщин, - ее заметил Аменхотеп - наследник трона, сын царя Аменхотепа III и царицы Тэйе.

Нефертити стала не только женой, но и советником, соратником, она активно участвовала в деятельности мужа, и фараон при жрецах и чиновниках не стеснялся спрашивать ее совета по самым разным вопросам.

Влияние Нефертити было огромным, ее почитали и ей поклонялись, даже при служении в храмах ее имя упоминалось наравне с именем фараона. В эти лучшие дни, вероятно, и был создан знаменитый бюст Нефертити, хранящейся в Берлине.

Муж Нефертити: реформы Эхнатона

Важной вехой в жизни царственной семьи стало проведение религиозной реформы, когда было решено поклонение десяткам богов, заменить культом бога Солнца:

  • Жрецы не посмели противиться, а фараон даже сменил имя, став Эхнатоном, что означает в переводе «Действенный дух бога Атона».
  • Нефертити стала часто зваться Нефернеферуатон, то есть «прекрасные совершенства диска Солнца». Мало того - вместо Фив возводят новую столицу «горизонт Атона» - Ахетатон.
  • В это же время меняются каноны египетского искусства и статичные фигуры не сухо излагают страницы из жизни египтян, но в первую очередь рассказывают о чувствах людей.

Искусство коснулось и Эхнатона с Нефертити. Живопись часто берут за основу сцены из жизни царской семьи, рисуя счастливую пару в самые разные моменты жизни.

Разлад в семье и конец династии

Несмотря на верность и преданность Нефертити вдруг оказалась отстранена от фараона и потеряла титул главной жены. Причиной стало отсутствие наследника мужского пола: шесть дочерей Эхнатона и Нефертити не могли претендовать на трон и царь стал искать новых жен, которые смогли бы родить ему сына. Женитьба на своих дочерях не принесла результата.

Наследника родила Кейе - одна из принцесс, присланных с Востока в качестве жены для Эхнатона. Первый сын Сменхкара и второй - Тутанхатон, правили недолго, близкородственные связи в египетской династии привели к тяжелым генетическим поражениям. На фото мумии Тутанхамона и реконструкциях тела хорошо видны деформации, к которым привело кровосмешение.

Век Кейе на троне не был долог, что с ней случилось неизвестно, но на 16-м году правления Эхнатона, упоминания о ней исчезают, а Меритатон - старшая дочь и жена фараона - отца, став женой Сменхкара и царицей, начала уничтожать ее имя и образ из всех возможных источников, заменяя их своими изображениями.

После скоропостижной и странной смерти Сменхкара, на его место восходит Тутанхатон, которому едва исполнилось 12 лет. Под влиянием жрецов и сановников он меняет имя на «Тутанхамон» или «жизнью подобный Амону». Ахетатон покидают его жители, разрушают все, что напоминает об Эхнатоне, и его первой жене, но скульптурный портрет Нефертити чудом уцелел и остался стоять в мастерской, где в 1912 году его нашли немецкие археологи.

Примечание. Трон Египта после смерти Тутанхамона, правившего шесть лет, занимает Эйе - отец Нефертити. После него к власти приходит фараон Хоремхеб и младшая сестра Нефертити - Мутноджемет, но и она не упоминает имени прекрасной царицы.

Нефертити умирает в 1338 году до нашей эры в Амарне, но мумия ее до сих пор не найдена и обстоятельства смерти не ясны:

  • Существует предположение, что царицу убили, но, ни ее гробница, даже разворованная, ни мумия не были найдены, поэтому убийство остается только версией.
  • В 2003 году британские археологи пытались доказать, что найденная ими мумия женщины из гробницы «юной леди» из Долины Царей и есть Нефертити.
  • Скульптурный портрет подтверждал догадки, но в 2010 году, после проведения ДНК-экспертизы выяснилось, что мумия принадлежит родственнице Нефертити, но не ей самой.

Это интересно. Сегодня Нефертити - самая знаменитая женщина Древнего Египта и у туристов, посещающих курорты страны, один из самых популярных сувениров - статуэтка царицы. Значение ей, придают негативное из-за супружеской жизни, которая печально закончилась.

Семья Нефертити и Энатона распалась, несмотря на все лучшие чувства, которые они друг к другу испытывали. Видео в этой статье, фотографии барельефов и фресок, где изображены фараон и его жена, которые проводят время с дочерями, могут только подтвердить, что корона Египта сделала эту пару несчастной.