ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Каноны поместных соборов. Поместный собор Русской православной церкви (2009)

Поместный собор - это собрание епископов, мирян, других клириков, а также поместной Церкви. На нем обсуждаются и решаются важнейшие вопросы, связанные с делами вероучения, нравственно-религиозной жизни, а также дисциплины, устройства и управления церковью.

История соборов

Практика созывов поместных соборов появилась еще в так называемой древней церкви. Свое начало она берет от Иерусалимского собора, на котором собирались апостолы, чтобы решить вопросы соблюдения крещеными язычниками требований закона Моисея. Со временем решения поместных соборов (как и Вселенских) стали обязательными для исполнения всеми послушниками монастырей и храмов.

Изначально соборы именовались по городам, в которых они проходили. Также существовало условное распределение по местонахождению церквей, названию поместных церквей, стран или территорий, на которых они организовывались.

Практика соборов в Русской православной церкви

В нашей стране вплоть до XX века поместными соборами называли любые частные соборы древности, за исключением Вселенских. При этом в широкое употребление термин вошел только в XX столетии, когда началась подготовка к Всероссийскому поместному собору русской церкви, о котором мы еще поговорим подробнее. Он открылся в августе 1917 года. Примечательно, что более половины его участников оказались мирянами.

Уже в самых поздних оригиналах документов утверждается, что поместным собором считается собрание епископата, а также любых других клириков и мирян, относящихся к РПЦ.

Порядок формирования

В современном уставе РПЦ существует даже особый порядок формирования поместного собора Русской православной церкви.

В его состав должны входить архиереи, начальники Синодальных учреждений и духовных академий, делегаты от духовных семинарий, а также от настоятельниц женских монастырей. В обязательном порядке в состав поместного собора Русской православной церкви включают начальника отечественной духовной миссии, которая базируется в Иерусалиме, членов комиссии по подготовке собора при РПЦ, представителей патриарших приходов в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Италии, Туркменистане, скандинавских странах.

Восстановление патриаршества

Пожалуй, важнейший поместный собор русской церкви в двадцатом веке состоялся в 1917 году. Во-первых, это был первый собор, организованный с конца XVII века. Во-вторых, именно на нем было решено восстановить институт патриаршества в российской церкви. Оно было принято 28 октября, положив конец синодальному периоду. Все было организовано в знаменитом Успенском соборе.

Интересно, что этот поместный собор Русской православной церкви заседал больше года. Он совпал с такими важнейшими событиями, как Первая мировая война, пережил взлет и крах Временного правительства, а также социалистическую революцию, роспуск Учредительного собрания, на которое многие возлагали большие надежды, подписание Декрета об начало кровопролитной Гражданской войны.

Реагируя на некоторые из этих важнейших событий, поместный собор РПЦ делал заявления по поводу них. При этом члены партии большевиков, действия которых обсуждались на соборе, не препятствовали проведению этого собрания.

Примечательно, что подготовка к этому собору поместных православных церквей велась с первых лет XX века. Именно тогда в обществе начали преобладать антимонархические настроения. Они же встречались и в среде священнослужителей.

Подготовка к собору

Подготовка к православному поместному собору началась в 1906 году. Было издано специальное определение Святейшего синода. Началось формирование предсоборного присутствия, за это время успели напечатать четыре тома "Журналов и протоколов".

В 1912 году организовали специальное отделение при Святейшем синоде, которое непосредственно занималось подготовкой.

Созыв собора

В апреле 1917 года был одобрен проект Святейшего синода, посвященный обращению к пастырям и архипастырям.

В августе был принят устав поместного собора. Он должен был послужить качественным примером "руководственного правила". В документе постановлялось, что данный собор способен решать любые вопросы, все его решения обязательны к исполнению.

В августе 1917 года было издано постановление о правах Священного собора, подписанное Временным правительством.

Первая сессия

Официально работа собора стартовала в августе 1917 года. Именно тогда началась первая сессия. Она была целиком и полностью посвящена реорганизации верхушки церковного управления. Обсуждались вопросы восстановления патриаршества, а также избрание самого патриарха, установление его обязанностей и прав. Подробно обсуждалось правовое положение, в котором оказалась православная церковь в изменяющихся условиях российской действительности.

Уже с первой сессии начались дискуссии о необходимости восстановления патриаршества. Пожалуй, самым активным поборником того, чтобы восстановить патриаршество, стал епископ Митрофан, а также в поддержку этой идеи выступали члены собора архиепископ Харьковский Антоний и архимандрит Иларион.

Правда, нашлись и противники патриаршества, которые указывали на то, что данное нововведение может сковать соборное начало в церковной жизни, а также привести к абсолютизму в РПЦ. Среди ярых противников выделялся профессор по имени Петр Кудрявцев, а также протоиерей профессор Александр Бриллиантов.

Выборы патриарха

Важное решение в этом году было принято для Русской православной церкви. Поместный собор впервые после долгого перерыва выбрал патриарха. Было определено, что выборы пройдут в два этапа. Это тайное голосование и жребий. Каждый участник имел право написать записку, в которой мог указать только одно имя. На основании этих записок был составлен окончательный список кандидатов. Имена трех лидеров, которые получили больше всего голосов, было решено выбирать на святой престол. Кто из них станет патриархом, решалось путем жребия.

Стоит отметить, что часть членов собора высказалась против такой процедуры. После подсчета записок выяснилось, что лидером первого этапа стал архиепископ Антоний Храповицкий, получивший 101 голос в свою поддержку. За ним следовали митрополит Кирилл Смирнов и Тихон. Причем с заметным отставанием у них оказалось всего по 23 голоса.

Торжественное оглашение результата жребия произошло в конце 1917 года. В храме Христа Спасителя это сделал старец Зосимовой пустыни по имени Алексий Соловьев. Он вытянул жребий перед иконой Владимирской Божией Матери. Именно этого старца для такой важной миссии выбрали не случайно. На тот момент ему исполнился уже 71 год, в поступил в 1898 году, там и был пострижен в монахи. В 1906 году начал заниматься старчеством. Это особый вид иноческой деятельности, который напрямую связан с духовным руководительством. При старчестве специальный человек осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре. Наставничество осуществляется, как правило, в форме советов и бесед, которые старец ведет с приходящими к нему людьми.

К тому времени это был уже достаточно уважаемый человек. Он и огласил имя нового патриарха, которым стал митрополит Тихон. Примечательно, что в результате победил кандидат, за которого изначально подали меньше всего голосов.

Новый патриарх

Патриархом Московским стал Тихон. В миру Василий Иванович Беллавин. Интересна его биография. Он родился в Псковской губернии в 1865 году. Его отец был потомственным священником. Вообще, фамилия Беллавин была весьма распространена на Псковщине как раз среди духовенства.

В 9-летнем возрасте будущий патриарх поступил в духовное училище, затем получил образование в духовной семинарии в самом Пскове.

Патриарх постригся в монахи в 1891 году. Тогда же он и получил имя Тихона. Интересный этап в его биографии - миссионерская деятельность в Северной Америке. В 1898 году он был назначен архиепископом Алеутским и Аляскинским.

В памяти современников патриарх Тихон остался автором громких воззваний, анафем и других заявлений, которые активно обсуждались в обществе.

Так, в 1918 году он издал Воззвание, в котором, в частности, призывал всех опомниться и остановить кровавые расправы, потому что это в действительности сатанинское дело (за него человек может быть сослан в геенну огненную). В сознании общественности закрепилось мнение, что данная анафема была адресована непосредственно большевикам, хотя прямо они ни разу так и не назывались. Патриарх осуждал всех, кто шел против христианских ценностей.

В июле 1918 года в патриарх Тихон открыто осудил расстрел императора Николая II и всей его семьи. Вскоре большевики начали уголовное преследование священнослужителя. К реальному уголовному наказанию его так и не приговорили.

В 1924 году состоялось разбойничье нападение на патриарший дом. Был убит Яков Полозов, который на протяжении многих лет являлся одним из самых близких его помощников. Это нанесло серьезный удар по Тихону. Здоровье его сильно пошатнулось.

В 1925 году он скончался в возрасте 60 лет, по официальной версии, от сердечной недостаточности.

Вторая сессия собора

Возвращаясь к поместному собору, стоит отметить, что в самом начале 1918 года началась вторая сессия, которая продлилась до апреля. Сессия проходила в условиях крайней политической нестабильности в обществе.

Поступало большое количество сообщений о расправах над духовенством. Особенно всех поразило убийство киевского митрополита Владимира Богоявленского. На соборе был принят Приходский устав, который призывал сплотить прихожан в это непростое время вокруг православных храмов. Епархиальному управлению полагалось более активно участвовать в жизни мирян, помогать им справляться с тем, что происходило вокруг.

При этом собор выступил категорически против принятия новых законов о гражданском браке, а также о возможности его безболезненного расторжения.

В сентябре 1918 года собор прекратил работу, не завершив ее до конца.

Третья сессия

Третья сессия была самой непродолжительной. Она проходила с июня по сентябрь 1918 года. На ней участникам предстояло выработать основные соборные определения, которыми должны были руководствоваться высшие органы церковного управления. Рассматривались вопросы о монастырях и их послушниках, привлечении женщин к участию в различных богослужениях, а также об охране церковных святынь от так называемого кощунственного захвата и поругания.

Как раз во время собора произошло убийство императора Николая II и всей его семьи. На соборе после прений был поставлен вопрос о необходимости проведения богослужения, посвященного убийству императора. Было организовано голосование. Против проведения службы высказались около 20 % участников собора. В результате патриарх прочитал заупокойную литию, а во все российские церкви было направлено распоряжение отслужить соответствующие панихиды.

Память о соборе

В память о соборе осталось немало документальных источников. Были среди них и иконописные. Самый известный из них - икона "Отцы поместного собора". Она была написана в 1918 году. На ней изображены все иерархи, которые поддерживали возобновление российского патриархата. Отмечается, что за каждым образом стоит настоящая исповедническая история, которая важна для любого православного.

2009 года Поместный собор РПЦ, имеющий, в частности, избрать следующего Патриарха Московского . Перед Поместным собором, на 25 - 26 января 2009 года, было намечено проведение Архиерейского Собора , на котором должны быть определены кандидаты на патриарший престол. На заседании Синода 10 декабря также было принято положение о составе Поместного собора (часть 2 пункта 4 главы II устава Русской православной церкви) ; образована комиссия по подготовке Поместного собора РПЦ в составе 29 человек во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом .

Интронизация новоизбранного патриарха была назначена на 1 февраля 2009 года .

17 января 2009 года в Киево-Печерской Лавре состоялось предсоборное совещании делегатов УПЦ на Поместный Собор РПЦ. После Божественной литургии, митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к пастве с посланием, посвященным выборам нового Патриарха Московского и всея Руси. После небольшой трапезы состоялось архиерейское совещание в зале архиерейских собраний УПЦ Киево-Печерской лавры, на котором Управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (Юрчук) ознакомил всех делегатов Поместного Собора от УПЦ с программой и регламентом работы Архиерейского Собора РПЦ 25-26 января 2009 года и Поместного Собора РПЦ 27-29 января 2009 года, а также с предстоящей интронизацией новоизбранного Патриарха. Также к делегатам Собора обратился Предстоятель УПЦ митрополит Владимир, митрополит Киевский и всея Украины с увещеванием сохранения единства, мира и братской любви во время работы Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ .

Участники

Среди членов собора было 72 женщины (как монахини , так и мирянки); большинство участников собора были граждане иных, нежели Россия , государств . Общее число делегатов - 711, из них граждане России - 44,8 %, Украины - 28,6 %, Белоруссии - 7,1 %; епископов - 30,4 %, клириков - 40 %, мирян - 23,4 %; мужчин - 89,7 %, женщин - 10,3 % .

Меры безопасности и секретности

Собор проходил в обстановке повышенных мер безопасности и секретности: в частности, на время его (а также архиерейского собора 25 января 2009 года) заседаний неназываемыми «спецслужбами » была заблокирована работа мобильных телефонов и любых возможных средств связи и звукозаписи в помещении храма ; здание храма было окружено сотрудниками МВД и дружинниками .

Повестка собора

Созыв Собора был вызван необходимостью избрания нового предстоятеля РПЦ, согласно Уставу РПЦ () . Работа Собора была рассчитана на три дня - с 27 по 29 января должно было состояться девять пленарных заседаний . 28 января Собор был закрыт. По заявлению начальника пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского , это произошло по причине того, что главная цель Собора, избрание нового патриарха, была исполнена 27 января. «Повестка дня исчерпана », - сказал Вигилянский .

Освещение в СМИ

В российских СМИ основными кандидатами первоначально называли митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) , митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) .

Персональный состав Собора вызвал активное обсуждение в российских СМИ: весомую долю мирян - членов Собора составили представители государственной власти и бизнеса . Церковный публицист диакон Андрей Кураев , известный в том числе выступлениями, обращёнными к молодёжи, выступил с публичными обвинениями в «нестеснительности в средствах партии митрополита Климента» .

В Интернете появился ряд сайтов, где предлагалось выбрать патриарха голосованием пользователей. Кроме того, три соборных делегата имели аккаунты в Живом Журнале .

Архиерейский Собор

Открытие Архиерейского Собора РПЦ 25 января 2009 года предварялось литургией в верхнем (главном) Храме Христа Спасителя, которое возглавил Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл; за литургией молились члены Священного Синода РПЦ, другие архипастыри, прибывшие на Собор, московское духовенство .

После трапезы, в Зале церковных соборов (цокольный этаж ХХС) состоялось открытие Архиерейского Собора, в котором приняли участие 198 из 202 архиереев Русской православной церкви .

В качестве кандидатов на Патриарший престол Архиереский Собор выдвинул следующих архиеерев :

  • митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (97 голосов);
  • митрополит Калужский и Боровский Климент (32 голоса);
  • митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов).

Кроме того, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получил 13 голосов, митрополиты Киевский Владимир (Сабодан) и Черновицкий Онуфрий (Березовский) набрали по 10 голосов; митрополит Воронежский Сергий (Фомин) - 7 голосов, Кишинёвский Владимир (Кантарян) - 4 голоса, Одесский Агафангел (Саввин) - 3 голоса; по одному голосу получили пять епископов РПЦ, которые, видимо, проголосовали сами за себя .

Были также приняты Определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший Престол»; одобрена Грамота о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви ; утверждено Положение о составе Поместного Собора; был рассмотрен и предварительно одобрен для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора.

В связи с тем, что повестка Архиерейского Собора была исчерпана в ходе заседания 25 января, Председательствующий на Соборе Местоблюститель Патриаршего Престола объявил об окончании его работы. В завершение заседания Пресвященные архиереи - участники Собора пропели молитву «Достойно есть » .

Ход Поместного Собора

27 января

На первом пленарном заседании был избран президиум Поместного собора из 13 человек. По предложению Архиерейского собора были сформированы :

  • секретариат Собора - секретарь управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) ;
  • мандатная комиссия - председатель архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы));
  • редакционная комиссия - председатель архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв));
  • счётная комиссия - председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко)).

Митрополит Кирилл зачитал доклад о состоянии Русской православной церкви за годы патриаршества Алексия II .

На втором пленарном заседании выступил митрополит Киевский и всея Украины Владимир , рассказавший о современном состоянии Украинской церкви . Также он сообщил, что отдаст на выборах свой голос за кандидатуру митрополита Кирилла . В ходе заседания Собора дополнительные кандидаты в патриархи выдвинуты не были, предложение Собору отказаться от этого права, по сообщению агентства Интерфакс , поступило от митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона . Митрополит Минский и Слуцкий Филарет взял самоотвод и попросил тех, кто проголосовал за него, голосовать за митрополита Кирилла . В своём заявлении митрополит подчеркнул: «Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха » . На данном заседании участники Собора утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания патриарха. Председатель мандатной комиссии архиепископ Марк доложил о наличии кворума.

Около 19 часов было объявлено о завершении голосования, счётная комиссия приступила к подсчёту голосов . Пресс-служба Поместного собора сообщила, что оглашение итогов состоится после 20:00 в храме Христа Спасителя .

22:00 . Оглашены официальные результаты голосования. Митрополит Кирилл , набрав 508 голосов из 677, был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси . Митрополит Калужский и Боровский Климент набрал 169 голосов. Из 702 делегатов двое не положили бюллетени в урну. Таким образом, в голосовании участвовало 700 бюллетеней, 23 из которых были недействительны.

28 января

Перед началом заседаний в нижней (Преображенской) церкви храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия иерейским чином.

В этот день на трёх пленарных заседаниях были приняты следующие документы:

Дана положительная оценка развитию Русской церкви за последние 18 лет, одобрены деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными соборами. Собор призвал клириков и мирян активнее развивать диалог с «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры ». Утверждён Устав Русской православный церкви, исправленный и дополненный Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Также было определено, что:
  1. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором.
  2. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

28 января Поместный собор досрочно завершил работу, хотя ранее планировалось, что его работа продлится по 29 января . По завершении работы к участникам Собора обратился митрополит Кирилл, нареченный Патриархом Московским и всея Руси:

Оценки итогов и перспектив

Опрошенные журналистами участники собора: Михаил Пальцев, Николай Поляков, Владимир Синицын, Лариса Копаенко, Сергей Мянник свидетельствовали, что «консолидация епископата, клириков и мирян особым образом ощущалась на Поместном Соборе - об этом свидетельствовали почти все выступавшие » . Игумен Максимилиан (Клюев) отметил: «Поразило то, что все прошло в мирной братской атмосфере » .

Социолог религии, критик РПЦ Николай Митрохин 29 января 2009 года писал: «На удивление грязная избирательная кампания закончилась. Патриарха избрали. Им стал митрополит Кирилл - самая скандальная фигура новейшей церковной истории, для значительной части церкви символизирующая нравственное разложение, беспредельный цинизм и приверженность закулисной политике <…> Полицейские меры при проведении собора, „дружинники“, разгоняющие немногочисленных протестующих, и использование „нашистов“ в качестве массовки <…> - всё это наглядно показывает, что кулак как был, так и будет немаловажным орудием во внутрицерковных дискуссиях. Сразу после избрания Кирилл и его приближённые (в первую очередь епископ Венский Иларион) и вовсе предложили подумать над отменой Поместных соборов - юридически полномочного (хотя и реально профанируемого) представительства от духовенства и мирян. Вместо них предложено создание некоего совещательного органа. Всё это демонстрирует главный принцип будущего правления патриарха Кирилла - отмену даже формальных остатков „соборности “ и замену её просвещённым абсолютизмом, в значительной части церкви однозначно оцениваемым как „папизм “.»

В тот же день член президиума Всемирного Русского народного собора Александр Дугин утверждал: «В церкви начнется новый этап, но не идеологический. Если при патриархе Алексии II внешняя политика церкви была умеренной и скорее оборонительной, то теперь она будет наступательной. Владыка Кирилл поведёт церковь в общество, чтобы там отстаивать православные ценности: РПЦ выступит против постмодернизма, либеральной культуры и либеральной индивидуальности.» .

Вскоре по окончании Собора епископ Иларион (Алфеев) (сотрудник ОВЦС в 1990-х) высказывался следующим образом: "Избрание митрополита Кирилла патриархом - одно из важнейших событий новейшей истории Русской церкви. Думаю, что это будет очень яркое и плодотворное патриаршество, соответствующее исключительным качествам новоизбранного Первосвятителя. Так называемый путинский рейтинг митрополита на Поместном соборе - 72 % - свидетельствует о высоком уровне доверия к нему. Крестового похода не будет - будет новое «крещение Руси .»

Отлучённый от Церкви бывший клирик РПЦ Глеб Якунин 11 февраля 2009 года: «Поместный Собор, который имел даже согласно Уставу 2000 года полное право не одобрить узурпацию его власти со стороны Архиерейского Собора с удивительной лёгкостью, по-видимому, под гипнотическим влиянием яркой и сильной личности избранного Патриарха, совершил уникальный исторический акт „самооскопления“, в результате которого прошедший Поместный Собор можно назвать „Собором по изгнанию из РПЦ МП соборности“.»

Участник собора епископ Женевский Михаил (Донсков) сказал: «Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира» .

Разное

Примечания

  1. гл. II, п. 2 Устава РПЦ
  2. Поместный собор Русской православной церкви состоится 27-29 января 10 декабря 2008.
  3. Поместный собор выберет путь развития православия РИА «Новости» 11 января 2009.
  4. Журналы заседания священного синода Русской православной церкви от 10 декабря 2008 года // Журнал № 96
  5. Положение о составе Поместного собора Русской православной церкви Официальный сайт МП 10 декабря 2008.
  6. Поместный Собор Русской Православной Церкви состоится 27-29 января / Новости / Патриархия.ru
  7. Новый патриарх будет выбран 27-29 января, но в РПЦ не сомневаются, что его уже избрал Бог NEWSru 10 декабря 2008
  8. Священный синод вынес предложения по проведению архиерейского и поместного соборов Русской православной церкви Официальный сайт МП 24 декабря 2008
  9. " 17.01.2009. Киев. Киево-Печерская лавра. Суббота перед Богоявлением
  10. Список участников поместного собора Русской православной церкви 2009 года Официальный сайт МП 17 декабря 2008
  11. Малороссийский десант (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Из семисот делегатов поместного собора почти двести представляют Украину. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  12. Незнакомый патриарх, или Чему нас учит история храма Христа Спасителя Известия 26 января 2009.
  13. Иерархи не стали полагаться на жребий (неопр.) . НГ Религии (28 января 2009). - Митрополит Филарет взял самоотвод. Проверено 30 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  14. Солидный собор солидных господ (неопр.) . Новая газета (28 января 2009). - Практически все делегаты так или иначе связаны с большим бизнесом. Проверено 31 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  15. Архиереи выбрали кандидатов в патриархи (неопр.) . Известия (26 января 2009). - Список формировался в условиях абсолютной секретности. Проверено 28 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  16. Соборные страсти (неопр.) . Новые известия (28 января 2009). - Избрание патриарха сопровождалось усиленными мерами безопасности, пикетами и сплетнями в СМИ. Проверено 29 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  17. гл. IV, п. 16 Устава РПЦ
  18. Программа Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.
  19. Поместный собор РПЦ досрочно завершил работу
  20. Названа дата вступления в должность нового главы РПЦ Lenta.ru 10 декабря 2008.
  21. Без лишних богословов Коммерсантъ № 6 (4061) от 16 января 2009.
  22. Дом без хозяина Новые известия 13 января 2009.
  23. VIP-миряне и феномен Даниила независимая газета 15 января 2009.
  24. МЕСТО ЛИ ДЕЛЬЦУ И ЧИНОВНИКУ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ regions.ru 13 января 2009.
  25. Менеджер вместо патриарха Новая газета 19 января 2009 года
  26. Андрей Кураев . Непредсказуемый Собор (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Можно ли прогнозировать исход церковных выборов?. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  27. Митрополит Климент призвал СМИ «не проецировать светскую предвыборную кампанию на церковную» NEWSru 15 января 2009.
  28. Поместный раздор (неопр.) . Коммерсантъ (22 января 2009). - Накануне выборов патриарха началась война компроматов. Проверено 22 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  29. Кандидат от партии власти (неопр.) . Ведомости (22 января 2009). - Миряне-единороссы едут на выборы патриарха с убеждением, что руководство страны рассчитывает на победу митрополита Кирилла. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  30. Свет добра (неопр.) . Российская газета (23 января 2009). - На вопросы "РГ" отвечает Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.

Во время Собора обсуждались проблемы взаимоотношений с Русской православной церковью заграницей , борьбы с активизацией Украинской автокефальной православной церкви на Западной Украине , взаимоотношений с государством.

Подготовка

Архиерейский собор

Ход Поместного Собора

7 июня

С приветствием по поручению правительства СССР и от имени Совета по делам религий выступил его председатель Юрий Христораднов . Затем председательствующий Митрополит Филарет зачитал доклад и предложил Собору для голосования и утверждения повестку дня, регламент и процедуру избрания, проекты которых непосредственно перед тем раздали делегатам, а также состав президиума, секретариата, мандатной, редакционной и счётной комиссий .

В докладе патриаршего местоблюстителя было сказано о необходимости скорейшего вступления нового Патриарха в управление Русской Православной Церковью для решения насущных проблем, была представлена деятельность почившего Патриарха Пимена, упомянуто о прошедшем праздновании 1000-летия крещения Руси, о прославлении Иоанна Кронштадтского, о переменах произошедших после поместного собора 1988 года . Особое внимание он уделил ситуации, сложившейся в Церкви в западных областях Украины , где мир был нарушен действиями униатов и «раскольников-автокефалистов » а также осуждалось решение Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о учреждение своих (параллельных РПЦ) церковных структур в пределах СССР .

Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором:

  1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трёх кандидатов, предлагаемых архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.
  2. Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью.
  3. Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50 % голосов.
  4. Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых им кандидатов одного. 5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50 % голосов.
  5. Если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Дополнительно к 3 кандидатам от архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета , Волоколамского Питирима , Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония . Кандидатуру митрополита Антония председательствовавший на Соборе митрополит Филарет (Денисенко) отвёл, напомнив, что устав не допускает избрания Патриархом лица, не имеющего советского гражданства. Когда члены Собора предложили изменить этот пункт Устава, им было разъяснено, что в только что принятой голосованием повестке дня такого пункта нет . При открытом голосовании за четырёх дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трёх митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета - 117 и митрополита Ювеналия - 106. Стал вопрос: считать ли эту половину от всех голосовавших (316/2 = 158, и тогда никто из троих не проходит) или от числа действительных бюллетеней (215/2=107,5, и тогда к трём кандидатам от Архиерейского Собора добавляются ещё два митрополита). Этот нюанс учтён не был, однако председательствующий Митрополит Киевский Филарет объявил, что ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора . Таким образом, в списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых архиерейским Собором .

После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю ». Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи - члены Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением: «Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на вдовствующий престол Патриархом Московским и всея Руси Вашу Святыню, пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего престола. Радуемся и сорадуемся и от всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Русской Православной Церкви и спасительным для Вашей Святыни.» В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал:

«Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встаёт сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах, согласно принятому нашей Церковью в 1988 году уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого её служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать всё, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моём служении».

Почти до полуночи подходили участники Поместного Собора к избранному Патриарху, принося свои поздравления. Первый день работы Собора завершился пением благодарственного молебна . В первый поднимались и иные вопросы, подробное рассмотрение который пришлось уже на второй день.

8 июня

Много внимания было уделено взаимоотношениям с Русской Зарубежной Церковью. Первый раз эту проблему поднял ещё 7 июня один из делегатов-мирян, предложивший удовлетворить три требования Русской Зарубежной Церкви - канонизацию собора новомучеников и исповедников российских , осуждение декларации Митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года ; отказ от экуменизма . Взаимоотношениям с РПЦЗ были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Венского Иринея (Зуземиля) , архиепископов Смоленского Кирилла , Саратовского Пимена (Хмелевского) , Ярославского Платона (Удовенко) , протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина, иеромонаха Илариона (Алфеева) и других.

Общее осуждение вызвало решение Синода Русской Зарубежной Церкви от 16 мая о создании своих приходов и иерархии на территории Русской Православной Церкви. Участники Собора квалифицировали это решение как направленное к сеянию смуты и нового раскола и подчеркнули, что оно будет стимулировать возникновение конфликтов, подобных суздальскому, где архимандрит Валентин (Русанцов) , вошедший в канонический конфликт с епископом, объявил о своём переходе в юрисдикцию РПЦЗ. Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции «карловацкой церкви» чтобы «как-то вразумить их». В заключении выступил архиепископ Смоленский Кирилл.

У нас нет никаких требований к «карловацкой» Церкви, мы готовы хоть сейчас начать полное общение, потому что считаем, что в основе разделения лежали исторические, политические факторы, а отнюдь не канонические, не богословские (если и канонические, то они были обусловлены политической ситуацией). Эти факторы касаются в основном истолкования истории, а оно никогда не являлось чем-то разделяющим Церкви. <…> неудовлетворённость… породила у части нашей общественности романтическое и ностальгическое отношение к Зарубежной Церкви. Здесь действует простой принцип: там хорошо, где нас нет… По природе своей это настроение неплохое: оно тоже могло бы стать источником вдохновения для общения двух частей разделённой Церкви. Но, к сожалению, некоторые события привнесли новый драматизм в эти отношения. Речь идёт прежде всего о поступке архимандрита Валентина (Русанцова)… Всегда было так в Церкви: неустойчивые уходили в раскол. <…> Политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент, когда у Церкви появляются новые возможности, когда всё общество оборачивается к нам лицом. <…> Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил-тем менее перспектив будет у этого раскола… Приходы Зарубежной Церкви, если они у нас откроются, могут превратиться в сточную канаву, куда пойдут все нездоровые элементы. Я не хочу давать здесь характеристику архимандриту Валентину (Русанцову), но я думаю, что большинство присутствующих знают, что это за личность…

Принятые Поместным Собором после дискуссии и внесения поправок в представленные проекты определения включали в себя помимо утверждения постановлений архиерейского Собора 1989 и 1990 годов и синодальных решений предшествующего периода следующие положения: поручить Комиссии Священного Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX веке; выделить из Новосибирской епархии приходы, находящиеся в Красноярском крае и Кемеровской области , и образовать из них Красноярскую епархию , образовать на территории Мордовской АССР Саранскую епархию , выделив её из Пензенской епархии ; обратить особое внимание архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей. Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного образования, в частности увеличения числа семинарий , открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление, которая болезненно обострилась на Западе Украины . Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор осудил насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против неконституционных действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил также действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине, и отверг незаконные притязания, изложенные в последних документах Русской Зарубежной Церкви. Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях и осудил публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли, не только не разделяемые Церковью, но и сеющие рознь в православной пастве .

Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором содержались конкретные поправки к документу:

«Опубликованный проект закона представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но еще более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г. Как известно, это законодательство отражало враждебные по отношению к Церкви идеологические установки и было направлено на разрушение религиозных структур. Эта „преемственность“ старого и нового законов в наиболее важном для Церкви вопросе вызывает у нас тревогу… В Церкви не может быть независимых от иерархического центра и друг от друга „религиозных обществ“. Все приходы составляют одно целое со своим епископом, равно как и все епископы и возглавляемые ими церковные округа - епархии составляют одно целое в границах Поместной Церкви. Именно поэтому закон должен признавать право юридического лица за Церковью как единой организацией с составляющими её приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, управлениями и центрами. При этом каждое из перечисленных церковных учреждений в свою очередь также может обладать правом юридического лица. Делегирование части этого права одного учреждения другому, как, например, от епархии - приходу, от Патриархии - епархии, должно регулироваться внутренним церковным законодательством, находящимся в соответствий с вероучением. Светскому законодательству в правовом государстве следует уважать вероучение, на основании которого действует церковное право и функционируют церковные учреждения».

Вечером 8 июня с заключительным словом на Соборе выступил его председатель митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси.

Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси завершил свои деяния. Избранием Собора, через которые проявилась, верим, воля Божия в Русской Церкви, на моё недостоинство возложено бремя первосвятительского служения. Велика ответственность этого служения. Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что избрание меня состоялось Собором ничем не стеснённым волеизъявлением архипастырей, пастырей и мирян, призванных на священный Собор. Нахожу подкрепление в предстоящем мне служении ещё в том, что вступление моё на престол Московских святителей соединилось во времени с великим церковным торжеством - прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца, чтимого всем православным миром, всей святой Русью, место погребения которого находится в городе, который до сего времени был моим кафедральным градом. Русская Православная Церковь, исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества. Условия, в которых Русская Православная Церковь совершает своё апостольское служение в обществе, в значительной мере определяются её правовым статусом. Началось всенародное обсуждение опубликованного в печати и принятого в первом чтении закона о свободе совести и религиозных организациях. Мне хотелось бы подчеркнуть серьёзность и основательность той озабоченности, которая выражена была на Поместном Соборе в связи с содержанием этого закона… В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности . Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно ёмко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным , Церковь вручена епископам. В Церкви всё совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать всё для единства Церкви Христовой. В то время как в современном обществе проявляется нетерпимость друг к другу, мы должны явить пример братства, сотрудничества, взаимопонимания. Любовь Христова должна объединять нас в нашем служении Богу, святой Церкви Христовой и пастве, которая вручена нашему духовному водительству.

Журналисты отметили значительно помолодевший состав Собора, что относилось не только к мирянам (среди них было несколько делегатов моложе 25 лет), но и к епископату .

Митрополит Кирилл (впоследствии Патриарх): «Мне довелось участвовать не только в работе Поместного Собора, но и в его подготовке. Конечно, тогдашние труды были напряжёнными, но радостное ощущение, что многое в жизни Церкви и общества меняется к лучшему, наверное, преобладало. Было и чувство огромной ответственности за будущее Церкви. Конечно, такая же ответственность ощущается и сегодня» .

Протоиерей Георгий Трубицын, участник собора: «В те годы Поместный Собор стал большой радостью для духовенства, потому что поднимался вопрос о той религиозности, которой не было в нашей стране уже 70 лет. Мы все молились о том, чтобы народ российский вернулся к вере отцов» .

Заказчики и разработчики ныне действующего церковного Устава незаконно отменили положения, касающиеся прерогатив Поместного Собора, превратили его из руководящего в совещательный орган и сделали практически невозможным его созыв. Таким образом они произвели, по сути дела, захват власти, совершили переворот в управлении РПЦ. Причиной этого является властолюбие московской церковной бюрократии, которая рвется заменить собой подлинного и единственного Главу Церкви– Христа.

Одной из важнейших проблем современной церковной жизни является искажение ее соборных начал. Дошло до того, что некоторые считают, будто такой важнейший церковный орган, как Поместный Собор, теперь упразднен и созываться больше не будет.

Так ли это? Если смотреть на дело с формальной точки зрения, то это, конечно, не так. Однако фактически Поместный Собор, как институт церковной власти, можно сказать, ликвидирован. Чтобы убедиться в этом, взглянем на историю вопроса и проведем краткий сравнительный анализ церковно-правовых актов, определяющих устройство церковного управления.

УЩЕРБНАЯ СОБОРНОСТЬ

Итак, в 1988 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот главный нормативный акт РПЦ гласил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному Собору. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (пункты 1-2 раздела II Устава-1988).

Таким образом, согласно Уставу 1988 года Поместный Собор в Русской Православной Церкви обладает высшей властью во всех трех ее разновидностях: законодательной (вероучение), исполнительной (церковное управление) и судебной (как высшая церковно-судебная инстанция). Это и понятно: церковно-каноническое право не знает либерально-демократического принципа разделения властей, поэтому в компетенцию высшего церковного органа должен входить сразу весь комплекс властных полномочий.

Созываться, в соответствии с Уставом-1988, Поместный Собор должен по меньшей мере один раз в течение пяти лет. Однако, несмотря на эту вполне определенную церковно-правовую норму, вплоть до настоящего времени (а с тех пор прошло уже пятнадцать лет) Поместные Соборы не созывались, если не считать того, который был проведен в 1990 году для выборов нового предстоятеля Церкви после смерти Патриарха Пимена. В течение всего этого времени проходили лишь Архиерейские Соборы, да и те не так уж часто (во всяком случае, реже одного раза в два года, как было предусмотрено Уставом-1988).

В 1997 году состоялся Архиерейский Собор, на котором, помимо прочего, было принято решение о передаче вопроса о канонизации Царской Семьи на рассмотрение Поместного Собора, который было решено созвать в 2000 году, то есть в год празднования 2000-летия со дня Рождества Христова. Однако 18 июля 1999 года, когда до назначенного времени оставалось совсем немного, на заседании Священного Синода по неназванной причине было решено вместо Юбилейного Поместного Собора провести в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор.

Напомним, что главное отличие Архиерейского Собора от Поместного заключается в том, что, как следует и из самих названий этих церковных органов, участниками первого могут быть только архиереи, а в деятельности второго могут принимать участие, помимо архиереев, священники, диаконы, монашествующие и миряне. Другими словами, на Поместном Соборе представлена вся Поместная Церковь (в данном случае – Русская Православная), весь соборный церковный организм, что именуется и полнотой церковной, являющейся действительной хранительницей истины. Правда, сегодня в официальных церковных документах понятие «полнота церковная» совершенно недопустимым образом – как у католиков – применяется для обозначения лишь церковной иерархии (см., например, посвященное «проблеме ИНН» Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 февраля / 4 марта 2001 г.).

Итак, спрашивается: разве 2000-летие Христианства – меньший повод для созыва Поместного Собора, чем 1000-летие Крещения Руси? Да и предусмотренный действующим тогда церковным Уставом обязательный пятилетний срок давно истек: к тому времени Поместные Соборы не созывались целое десятилетие.

В чем же причина такой внезапной перемены решения о созыве Поместного Собора? Перемены не только внезапной, но к тому же еще и спорной с юридической точки зрения, ибо решение о проведении Поместного Собора принял Архиерейский Собор, а отменил это решение Священный Синод - орган нижестоящий по отношению к Архиерейскому Собору и подотчетный ему. Не в том ли причина, что на Поместном Соборе церковной общественностью со всей остротой могли быть поставлены многие насущные вопросы современного церковного бытия, а именно: целесообразность (точнее, нецелесообразность) дальнейшего участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении (пребывание в составе Всемирного Совета Церквей и т. д.); отношение православных христиан к поголовному присвоению цифровых имен и соответствие этих процессов пророчествам Апокалипсиса; неообновленчество и модернизм внутри Церкви; прославление Святых Царственных Мучеников во главе сонма новомучеников и исповедников российских?

ПОЛЗУЧИЙ ПЕРЕВОРОТ

Царь Николай II и члены его Семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе все же были прославлены, но только не как мученики или великомученики, а как страстотерпцы, чем в угоду иудеям подчеркивается отрицание ритуального характера убийства Царской Семьи жидами.

Но что еще хуже, так это то, что на Соборе был незаконно отменен Устав 1988 года, принятый, напомним, не Архиерейским, а Поместным Собором. Получается, что опять нижестоящий орган отменил решение органа вышестоящего, что противоречит элементарной юридической логике. Архиерейский Собор не имел права отменять Устав, а только вносить поправки к нему, да и те «с последующим утверждением Поместным Собором» (п. XV.3 Устава-1988).

Взамен отмененного Устава на Архиерейском Соборе 16 августа 2000 года был принят другой документ – «Устав Русской Православной Церкви», который определил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения (о церковном управлении и церковном суде, то есть о высшей исполнительной и судебной власти теперь уже не говорится! – Г.А.) принадлежит Поместному Собору» (п. II.1 Устава-2000).

Общий юридический анализ положений Устава-2000 показывает, что Архиерейский Собор по своим полномочиям поставлен на место Поместного Собора (и, в каком-то смысле, на место Патриарха). Поместному Собору новый Устав оставил решение только вопросов «вероучения и канонического устроения» (что, в общем-то, и так давно уже определено и сформулировано и не требует особого властного урегулирования), все остальные вопросы (реальной) церковной власти отнесены к компетенции Архиерейского Собора.

Устав-2000 называет Архиерейский Собор «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви» (п. III.1), чего не было в Уставе-1988. То есть, по сути, Устав-2000 объявил Архиерейский Собор носителем высшей исполнительной церковной власти, разве что понятие «высшее церковное управление» в тексте нового Устава лукаво заменено на понятие «высшее иерархическое управление». Возможно, по логике его разработчиков «иерархическое управление» – это «церковное управление» минус «каноническое устроение». В любом случае, поскольку в отношении Поместного Собора уже не говорится о «высшем церковном управлении», делаем вывод о передаче этого вида власти Архиерейскому Собору.

Что касается третьего вида церковной власти - судебной, то Устав-2000 прямо называет Архиерейский Собор «высшим церковным судом» (пп. III.5 и VII.4). Поместный Собор новым Уставом вообще исключен из числа церковно-судебных органов (см. п. I.8). Устав-1988 содержал норму о том, что Поместный Собор является последней судебной инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха и принимать решение о его отстранении и уходе на покой (пп. II.6-7); Архиерейский Собор был первой инстанцией по таким делам (п. III.6). Подменяющий же Устав 1988 года документ (незаслуженно называемый «ныне действующим Уставом 2000 года») объявил Архиерейский Собор первой и последней инстанцией, правомочной судить Патриарха без Поместного Собора! (пп. III.5 и IV.12).

Иначе говоря, сделана попытка внесения в церковно-правовые отношения чуждого им светского принципа разделения властей. Архиерейский Собор теперь являет собой, по аналогии с государственными структурами, некое подобие Правительства и Верховного суда, только объединенных в одном органе.

Что касается сроков созыва Поместного Собора, то Устав-2000 не предусматривает для этого вообще никаких временных рамок, а предоставляет Архиерейскому Собору право по своему усмотрению решать вопрос о том, когда должен быть созван Поместный Собор (п. II.2). Патриарх и Священный Синод, согласно Уставу-2000, могут теперь созвать Архиерейский Собор только «в исключительных случаях». При этом норма, устанавливающая сроки созыва Архиерейского Собора, осталась: в соответствии с пунктом 2 раздела II Устава-2000 Архиерейские Соборы созываются не реже одного раза в четыре года. Заметим здесь, что по апостольским правилам Поместный Собор должен созываться дважды в год (правило 37).

И еще одна важная деталь. Здравый смысл подсказывает, что Устав, принятый Архиерейским Собором вместо Устава, принятого на Поместном Соборе, должен вступить в действие только после его утверждения последним. Но нет, разработчики Устава-2000 объявили, что новый Устав обязателен для всей Русской Православной Церкви и вступает в силу сразу после принятия (раздел ХVIII).

Более того, Устав-2000, опять же вопреки всякой юридической логике, содержит норму о том, что принимать Устав РПЦ и вносить в него изменения и дополнения отныне вправе только Архиерейский Собор (пп. III.4 и ХVIII.3). Поместный Собор – безусловный носитель высшей власти в Поместной Церкви - разработчиками нового Устава совершенно лишен такого права.

Правда, в преамбуле Устава-2000 говорится о его утверждении на Поместном Соборе, но какой в этом смысл, если новый Устав «вступил в действие после принятия» (преамбула), безо всякого утверждения, а Поместный Собор, согласно этому же Уставу, не имеет права вносить в него какие-либо изменения или вообще отменить его?

По Уставу-1988 Поместный Собор утверждал все постановления Архиерейского Собора (п. II.5-1988). Согласно Уставу-2000 Поместный Собор утверждает только те постановления Архиерейского Собора, которые относятся исключительно «к вероучению и каноническому устройству» (п. II.5-2000). Получается, что решения Архиерейского Собора по остальным вопросам являются окончательными и не подлежат не только пересмотру (отмене, изменению или дополнению), но и утверждению Поместным Собором.

Исчез в новом Уставе и присутствовавший в старом пункт (п. III.4-1988) о подотчетности Архиерейского Собора Поместному, что также свидетельствует о том, что именно Архиерейский Собор стал фактическим высшим церковным органом. Вместо этого в Уставе-2000 появился пункт III.4, демонстрирующий границы власти (вернее, безграничность таковой) Архиерейского Собора – от утверждения новых общецерковных наград до принятия церковного Устава и создания, реорганизации и ликвидации Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий.

КОМУ ВЫГОДНО?

Устав-2000 – это лжеустав. Уже только потому, что он не был одобрен Поместным Собором, то есть всей полнотой Русской Церкви. Этот документ не имеет права на существование ни по церковному, ни по светскому праву. Тем не менее, мы все послушно руководствуемся им, да и государство без тени сомнения зарегистрировало этот незаконный документ.

Доподлинно известно, что архиереи – участники Архиерейского Собора 2000 года даже не были предварительно ознакомлены с материалами, вынесенными затем на голосование, в том числе и с проектом нового Устава. Материалы не были разосланы архиереям заранее, чтобы они имели возможность изучить их и сформулировать свои замечания и поправки к проекту; не раздали их даже при регистрации уже приехавших участников Собора. Так что архиереи голосовали вслепую, получив проекты документов непосредственно перед голосованием. Известно также и то, что разработкой Устава-1988 руководил митрополит Кирилл (Гундяев), что позволяет выдвинуть предположение о его причастности и к составлению незаконного Устава-2000.

Кому же все это было нужно? Не следует забывать о том, что в периоды между Архиерейскими Соборами церковное управление осуществляет Священный Синод (п. V.1-2000), прерогативы которого новым Уставом, кстати, тоже значительно расширены. Отменил этот Устав и подотчетность Священного Синода Поместному Собору (см. п. V.2-2000). Умаление роли Поместных Соборов в жизни РПЦ, а также увеличение продолжительности межсоборных периодов для Архиерейских Соборов с двух (1988 г.) до четырех (2000 г.) лет позволяет постоянным членам Священного Синода чувствовать себя более свободно и править практически безконтрольно, ни с кем не считаясь. Вот почему в 1999 году члены этого «митрополитбюро» не остановились даже перед тем, чтобы отменить уже объявленный Поместный Собор!

И до сих пор представители высшей церковной иерархии ничего не говорят о возможности созыва Поместного Собора, намеренно избегая даже упоминания о нем, как будто такого органа не существует вовсе. Даже такой важный вопрос церковной жизни, как объединение с Русской Зарубежной Церковью, как сказал в одном из своих интервью митрополит Кирилл (Гундяев), будет «вынесен для обсуждения на ближайшем Архиерейском (и только! – Г. А.) Соборе».

Напрашивается вывод: Поместный Собор «списан за ненадобностью», поскольку глас народа Божия синодальные администраторы слышать и учитывать при принятии решений не желают. Если архиереи (точнее, постоянные члены Священного Синода, которые реально руководят работой Архиерейского Собора и готовят его решения, о чем прямо сказано в Уставе-2000: см. пункт 3 раздела III) не пожелают созвать Поместный Собор, то он и не будет созван, и все это будет на вполне «законных» основаниях.

Сколько-нибудь внимательное изучение Устава-2000 приводит к убеждению, что его составители сделали все возможное, чтобы, при формальном сохранении самого института Поместного Собора – «на бумаге», его нельзя было бы реально созвать. В то же время они постарались выстроить в Уставе такую юридическую конструкцию, чтобы Поместный Собор, если он вдруг каким-то образом все-таки будет созван, не имел бы никаких властно-правовых инструментов для реального руководства жизнью Церкви. Большего уже сделать было нельзя: ведь не вычеркнешь же совсем этот традиционный церковный орган из Устава, даже если и очень этого хочется.

Итак, можно признать, что в 2000 году Поместный Собор, как канонический институт, действительно был упразднен, и почти никакой надежды на его созыв у нас не остается. Безусловно, этим наносится ощутимый удар по главному принципу церковного управления – соборности.

Церковь соборна по самой своей природе, поэтому в Символе Веры Святые Отцы назвали Ее не только Единой, Святой и Апостольской, но и Соборной. Соборность – это важнейшая основа церковного бытия, существенное свойство Церкви Христовой. По слову святителя Иоанна Златоустого, «Церковью именуется собрание и собор» (Толкование на псалом 149). В этом заключается один из основных екклезиологических постулатов: все члены Церкви совместно составляют некий постоянный собор народа Божия, который является «защитой веры» (Ответ Восточных Православных Патриархов папе Пию IX. 1848 г.).

УЗНАВАЙ ВОЛКОВ В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ...

«Кротость, учение и сама жизнь наша, – писал св. Киприан Карфагенский еще на заре христианской эры, – требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа, распоряжались во всем по общему согласию». И святитель Василий Великий учит, что «постановления касательно Церкви принимаются теми, кому доверено Ее управление, а утверждаются самим народом» («Письмо гражданам Никопольским»).

Редактор газеты «Русь Православная» Константин Душенов по этому поводу справедливо замечает: «История свидетельствует: несмотря на то, что правом личного решающего голоса на Соборах пользовались всегда только епископы, однако коллективное согласие или несогласие клира и народа имело для соборных определений также решающее значение. Епископату в Церкви искони принадлежит arbitrium (решение), тогда как народу и пресвитерам – consensus (согласие). И если arbitrium епископов не подтверждается consensus’ом всей Церкви, то любое их соборное постановление является недействительным» («Русь Православная», №3-4, 2003 г.).

Соборный уклад предполагает участие в церковном делании всех членов Церкви, начиная от епископов и кончая рядовыми мирянами – народом Божиим. Более того, именно народ Божий является фундаментом соборности, без которого немыслима полноценная деятельность церковной иерархии. Наиболее ярким и зримым проявлением, венцом соборности Святой Апостольской Церкви является в настоящее время Поместный Собор – высший, благодатный орган церковного управления.

«В строении жизни церковной участники – не одни только верхушки, а все тело церковное, – писал в 1928 году священномученик Иосиф, митрополит Петроградский, – и раскольник тот, кто присваивает себе права, превышающие его полномочия, и от имени Церкви дерзает говорить то, чего не разделяют остальные его собратия» (Письмо Митр. Иосифа Петроградского архим. Льву (Егорову). 1928 г. // Акты П. Тихона, с. 561).

«Православная Церковь всегда устраивала свою жизнь посредством Соборов, – говорит афонский старец Паисий. – Если Синод в Поместной Церкви или Духовный Собор в монастырях не работает правильно, то, говоря на словах о православном духе, мы имеем дух папский. Православный дух такой: каждый должен высказывать и фиксировать свое мнение, а не молчать ради страха или чести – чтобы быть в хороших отношениях с Предстоятелем Церкви или настоятелем монастыря» (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. М., 2002).

Учитывая все сказанное о незаконности Устава 2000 года, вряд ли будет большим преувеличением сказать, что заказчики и организаторы принятия этого документа, отменив положения, касающиеся прерогатив Поместного Собора, превратив его из руководящего в совещательный орган и сделав практически невозможным его созыв, произвели, по сути дела, захват власти, совершили переворот в управлении РПЦ. И причиной этого, очевидно, является властолюбие той части епископата, которая решила стать главой Церкви, заменив собой подлинного и единственного Ее Главу - Христа.

Как тут не вспомнить известное пророчество оптинского старца Анатолия (Потапова): «Ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят немногие, наиболее искусные в духовной жизни.

Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении… Это духовные тати, расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь «перелазя инуде», как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы… Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут клеветники и предатели, сеющие вражду и злобу… ».

Что же нам делать? Бороться! Нам всем необходимо бороться за восстановление принципа соборности. Это позволит решить многие проблемы: обличить и изгнать отступников и еретиков-экуменистов, пресечь расколы, выстроить канонически безупречные отношения с государственной властью, остановить втягивание Церкви в процессы антихристовой глобализации.

Церковь сильна своей соборностью, и именно в соборности - спасение Руси! Дело борьбы за очищение Русского Православия и возрождение Православного Самодержавия следует начать как раз с подготовки Поместного Собора, безотлагательного проведения которого народ Божий вправе требовать от священноначалия.

Да поможет нам Бог!

Священник Георгий Андреев

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ, съезды епископов (иногда также представителей священников и мирян) автокефальных (самостоятельных) христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п.

  • - Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием...

    Русская энциклопедия

  • - съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов...

    Православный энциклопедический словарь

  • Политология. Словарь.

  • - съезды высшего духовенства христианской церкви. На выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов...

    Политология. Словарь.

  • - ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор, открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства...

    Энциклопедия Кольера

  • - общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Москва, Нижний Новгород, Рязань и Переяславль...
  • - Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных церквей, составляющееся с целью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный вид русских вооруженных сил в московский период...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собрания иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с.) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870...
  • - съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальной христианской церкви или митрополии, архиепископства, провинции и др. для решения вопросов вероучения, культа, церковного управления, церковной дисциплины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п....

    Современная энциклопедия

  • - вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви...
  • - съезды служителей самостоятельных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т....

    Большой энциклопедический словарь

"ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ" в книгах

СОБОРЫ

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

СОБОРЫ Роден восхищался мастерством зодчих Средневековья. Он объездил Францию, посещая церкви и соборы и внимательно изучая их. Для него не только величественные готические соборы, но и старые церквушки в заброшенных деревнях являлись прекрасным уроком, подлинным

Французские соборы

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Французские соборы I Посвящение в искусство Средневековья Принципы Соборы внушают чувство доверия, надежности, покоя – благодаря чему? Благодаря гармонии.Здесь необходимо сделать несколько технических замечаний.Гармония – в живых организмах есть результат

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ

Из книги МИР ТИШИНЫ автора Пикар Макс

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ Тишина заперта и надёжно защищена в стенах собора. Как плющ в течение столетий обвивается вокруг стен, так и соборы вьются вокруг тишины. Их возвели вокруг тишины.Безмолвие романского собора существует в виде субстанции, как если бы соборы уже одним

СОБОРЫ

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

СОБОРЫ - Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.- Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это

Земские соборы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Поместные оклады

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Поместные оклады Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200-3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей

II. Аквитанские соборы

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

Земские соборы

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Соборы и их достижения

Из книги Христианская традиция. История развития вероучения. Том 2. Дух восточного христианства (600-1700) автора Пеликан Ярослав

Соборы и их достижения "Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?" . Хотя Максим тотчас отвечает, что этот свет и знание были даны по "благодати пребывающего в вас Христа,

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок)

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок) Богатство Доход Провинция 1. Принц Хенкель ф. Доннерсмарк 177 12 Силезия 2. Принц Христиа-Крафт, Гогенлоэ-Оринген (герцог Уйестский) 151 7 Силезия 3. Ганс-Гейнрих, Фюрст фон

6. Соборы

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

Поместные соборы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк)

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк) Образование поместных Церквей Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы

§54. Соборы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§54. Соборы Лучшие сборники документов соборов: Harduin (1715, 12 vols.), и Mansi (1759, 31 vols.).С. J. Hefele (католик, епископ Роттенбурга, участник Ватиканского собора 1870): Conciliengeschickte, Freiburg 1855; second ed. 1873 sqq., 7 vols, до собора во Флоренции, 1447 (см. vol. I., pp. 83–242). Английский перевод W. R Clark and H. R. Oxenham

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ П.с. называются соборы, созываемые отдельными Поместными церквами для решения канонических, дисциплинарных, богослужебных и др. вопросов. Правило о периодич. созыве П.с. было принято еще на I *Вселенском соборе (325). Ряд П.с.