ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Первые пушки на парусных кораблях. Классификация парусных кораблей Артиллерия парусных кораблей

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

До конца XIV столетия коги и прочие суда имели то же вооружение, что и античные суда, но даже после распространения огнестрельного оружия их вооружение продолжало оставаться традиционным.

В « Imposicio Officii Gazariae» 1441 г. огова­ривается, что судно или ког с грузом в 20 000 кантаро (старая мера веса, колебавшаяся от пя­тидесяти до восьмидесяти килограмм, т.е. речь идет о грузе примерно в 1 500 тонн) должно иметь на борту восемь бомбард с двумя сотнями «камней» (круглые каменные ядра) и три бочон­ка с порохом, но добавляется, что на борту должно быть двадцать две кирасы, двадцать два стальных нагрудника, шесть боевых топоров, чтобы рубить такелаж и рангоут, три грапнеля с цепями, гвозди с широкой шляпкой, чаны с известью и жидким мылом, пики и стрелы.

Арсенал судна, естественно, включал в себя и обычное холодное оружие. Следует объяснить, что гвозди, рассыпанные по палубе, вместе с разлитым жидким мылом не давали возможнос­ти передвигаться по палубе; известь использова­лась для того, чтобы ослепить противника и заставить его задыхаться; а факт обязательного на­личия на борту кирас и пик свидетельствует о том, что исход морского сражения обычно решал­ся в рукопашной схватке. В качестве курьеза можно привести книгу, написанную в 1439 г. французским адмиралом по имени Жан де Бейль и озаглавленную « Iuvincel introduit aux armes», в которой греческий огонь, «дельфины» и даже ныряльщики, специально натренированные и обу­ченные разрушать днища судов противника, вклю­чаются в состав судового вооружения.

У галеонов XVI в. весь арсенал состоял поч­ти исключительно из огнестрельного, оружия. Декларация, выпущенная в 1584 г. французским королем Генрихом III, регламентировавшая, как должны быть вооружены суда определенных раз­меров (имелись в виду торговые, не военные суда), устанавливала, что суда с командой в сорок пять человек обязаны иметь две пушки «карди­нал», четыре дальнобойных кулеврины, двенад­цать «опорных» пушек и двенадцать огнеметов, но все еще предписывала иметь двадцать четыре пики и два серпа, чтобы резать такелаж, а так­же двенадцать арбалетов.

Описывая гребные суда, мы упоминали, что на галерах вся артиллерия находилась на носу, тогда как галеасы (большие трехмачтовые воен­ные галеры) имели пушки на корме, плюс не­сколько крупнокалиберных мушкетов и аркебуз по обеим сторонам квартердека, установленных на дубовых уключинах. В противоположность это­му на каракках, галеонах и более совершенных судах основная артиллерия размещалась вдоль бортов, и лишь несколько пушек могли стрелять вперед и назад. Такой порядок обуславливался

конструктивными особенностями: галеры и гале­асы не имели палубы, на которой могла бы быть установлена артиллерия, тогда как парусные суда имели одну, две и три палубы, являвшиеся частью конструкции судна и поэтому способные выдерживать вес большого количества пушек крупных калибров. Следует подчеркнуть, что по соображениям остойчивости и во избежание на­рушения прочности корпуса судна наиболее мощ­ные, тяжелые орудия размещались на нижней палубе и соответственно более легкие - на верх­них. Пушки на главной палубе, на баке и на юте могли стрелять сквозь отверстия в фальшбортах и ограждении. Эти отверстия не надо было за­крывать во время движения судна. Однако пуш­ки на нижних палубах должны были стрелять сквозь порты (отверстия в самих бортах судна). Когда судно находилось на марше, эти порты для безопасности должны были быть по возможности закрыты. Они имели четырехугольную форму, поч­ти квадратную, и появились на каракках около 1450 г. Говорят, их изобрел французский плот­ник по имени Дешарде в 1410 г., и во Франции они получили название « sabords» («пушечные пор­ты»). На фальшбортах галеасов уже практикова­лась установка аркебуз и прочего мелкого огне­стрельного оружия, но поскольку особенности кон­струкции планшира (деревянный брус, идущий по­верх фальшборта, или бульварка, или вдоль шлю­почного борта, где в нем крепятся уключины для весел) едва ли могли обеспечить достаточно проч­ную и надежную опору, то было невозможно на­гружать его оружием, более тяжелым, чем мог удержать человек с помощью железных скоб, на которые можно было опереть дуло.

Легкие пушки, размещавшиеся на носу га­лер, такие как фальконеты и кулеврины, имели деревянные стволы и лафеты без катков, и что­бы зарядить их, канониру необходимо было иметь к ним доступ спереди, со стороны дульного сре­за. В противоположность этому, орудия на ка­ракках и галеонах, а также на военных кораб­лях и фрегатах устанавливались на колесных ла­фетах. Перезарядка пушек предусматривала от­кат их назад и возвращение к прежнему месту у борта, так что их приходилось катать взад и вперед при помощи талей, прикрепленных к па­лубе и бортам.

Пушки со временем совершенствовались, и из предметов художественного мастерства - кото­рыми они также являлись, - украшенных вычур­ными рельефными орнаментами, превращались в простые бронзовые и стальные трубы. Камен­ные ядра были заменены на чугунные. Желез­ные ядра могли выпускаться из орудий связан­ными цепью попарно, чтобы причинить больший урон неприятелю, ломая рангоуты, или раска­ленными (так называемые «брандскугели»), что­бы вызвать на борту пожар. Даже к концу XIX столетия, когда начался век пара, корабельные пушки продолжали стрелять круглыми ядрами, не имели винтовой нарезки внутри ствола и за­ряжались с дула. Единственно заметным прогрес­сом было введение «карронад» - пушек, кото­рые вместо колесных лафетов устанавливались на неподвижных, а вместо наведения на цель с помощью деревянных клиньев, забиваемых меж­ду стволом и лафетом, имели вертикальный вин­товой подъемный механизм, расположенный меж­ду казенной частью орудия и лафетом. Название орудия происходит от городка Кар­рон неподалеку от Фолкерка (залив Ферт-оф­Форт) в Шотландии, где в 1774 г. были впер­вые отлиты орудия этого типа.

Одним из особых видов оружия, введенным в XVI св., был брандер. Собственно, это не было оружие как таковое, а просто небольшое судно (или большая лодка), нагруженное легковоспла­меняющимися материалами, которое пускалось по ветру в сторону неприятельских кораблей с целью поджечь их и вывести из строя.

В XVIII столетии парусные суда достигли определенной степени совершенства, хотя постройка их все еще не имела под собой никакой солидной научной базы. Даже такие признанные корабельные мастера, как голландцы, в основном руководствовались своим эмпирическим опытом, а не детально проработанными чертежами.

Недаром царь Петр I, в молодости бывший подмастерьем у голландца Класа Поля, быстро разочаровывается в познаниях своего учителя, а затем и вовсе начинает считать голландских судостроителей ремесленниками, полагающимися лишь на природную сметку и верность глаза.

Кстати, следующим «пунктом назначения» Петра-ученика стала Англия - родина фрегатов и, пожалуй, единственная страна, где к началу XVIII в. теория кораблестроения получила достойное развитие.

Деревянные конструкции судна удалось улучшить настолько, что постройка больших военных кораблей (линейных и фрегатов) с водоизмещением в 2000 тонн из исключения становится правилом. Крупные суда постепенно приобретают специфическую форму корпуса - с наклоненными внутрь бортами, высокими кормовыми надстройками, разным уровнем палуб, которые уступами спускались к миделю, и такими полными оконечностями, что в плане ватерлиния приближалась к прямоугольнику.

Полнота оконечностей обеспечивала кораблю легкий всход на волну и спокойную килевую качку а прямоугольные обводы ватерлинии повышали его остойчивость. Из-за «заваленного» фальшборта верхняя палуба корабля оказывалась длинной и узкой. Вероятно, судостроители боялись, что судно не будет достаточно остойчивым, если тяжелые орудия, располагавшиеся по борту на верхних палубах, выйдут за ширину ватерлинии.

Расплатой за выгнутые борта стали снижение плавучести судна и повышенный расход древесины. Корма корабля по-прежнему оставалась плоской - транцевой. На судах прочно обосновывается штурвал, преимущества которого по сравнению с румпелем и колдерштоком быстро оценили капитаны дальних плаваний. Штурвал позволял управлять рулем, находясь на квартердеке судна.

Франиусзкий фрегат «Флора», 1780г.

Мидель - в теории корабля обозначает самое широкое место корпуса.

Кое-что изменилось и в парусной оснастке судна: приблизительно с 1750г. корабелы отказываются от блинд-стеньги. Вместо нее на бушприте устанавливался утлегарь для крепления среднего кливера, кливера и бом-кливера - парусов, введенных на английских кораблях еще в начале столетия. Элементы мачт и рангоута начинают скреплять железными обручами, так называемыми бугелями.

С увеличением числа шпангоутов набор судна приобретает значительную прочность. Усиливается и сама конструкция шпангоута, и, наконец, корабелы начинают вырезать каждый второй шпангоут с удвоенной толщиной. К концу столетия на военных судах для дополнительного скрепления шпангоутов в моду вошли ридерсы - диагональные полосы, которые накладывались на шпангоуты во избежание сильного изгиба и поломки корабля во время шторма.

Кливер - передний треугольный косой парус, ставился впереди фок-мачты.

Стаксель - косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами. В зависимости от местоположения получает дополнительные приставки: грот-брам-стакселъ и т. д.

Да, с таким прочным судном можно было идти и в огонь и в воду Кстати, слово «огонь» мы упомянули совсем не случайно: именно в огне кончали свою жизнь старые военные брандеры - корабли-камикадзе, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами. Преследуя одну цель - сжечь суда противника, хотя бы и ценой собственной жизни, они втихомолку, ночью или в тумане, проникали в самое сердце неприятельской флотилии. Брандер снаряжали так, чтобы он мог мгновенно вспыхнуть, столкнувшись с вражеским кораблем.

Французский линейный корабль «Солей Руайалъ», 1690г.

Пример настоящего триумфа брандеров - сожжение турецкого флота в Чесменской морской битве 1770г. Для действий против турок русскими было построено целых четыре брандера. Успеха добился только один из них, бывший под командованием лейтенанта Д.С. Ильина - но зато какого успеха! Несмотря на сильный огонь противника, Ильину удалось вплотную подойти к 84-пушечному турецкому линейному кораблю, зажечь брандер и вместе с командой пересесть в шлюпку.

Горящие обломки взорванного судна вызвали взрывы и пожары на кораблях противника. Из-за одного старого брандера в огне погибло 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов. Сохранением прочности корпуса корабль XVIII в. был обязан своей тщательной окраске, предохранявшей дерево от гниения. Судовая мазь, которой обычно красили подводную часть корпуса, имела грязно-белый цвет. Изготовлялась она из серы, сала, свинцовых белил, растительного жира и рыбьего жира, смешиваемых в определенных пропорциях.

Позднее корпус ниже ватерлинии начали покрывать минеральными тирами черного цвета, а в 1761г. английский Совет Адмиралтейства, осуществлявший надзор за постройкой судов, повелевает накладывать на подводную часть судна дополнительную обшивку из медных листов на медных же гвоздях, чтобы защитить его от разрушения жучками-древоточцами. Борта судов красят в черный и желтый (или белый) цвет.

Черными полосами оттеняют батарейные палубы. Для окраски внутренних помещений судна использовали охряно-желтые тона, а внутренние стороны пушечных портов, как и на галерах, продолжали оставаться кроваво-красными. Так же красили и борта изнутри. Иначе после первого же сражения могло показаться, что корабль весь истекает кровью - на самом деле это была кровь погибших в бою матросов.

Брандер Ильина

Корму судна все еще снабжают богатым резным декором и громадными фонарями с ажурной резьбой. Кстати, роскошь и пышность отделки всецело зависели от ранга корабля. У россиян, к примеру, небольшие суда имели вполне определенную схему декора: в центре кормы помещался герб, который поддерживался с двух сторон позолоченными фигурами; чуть ниже шло название судна.

Скромное разнообразие достигалось тем, что герб поддерживали либо скульптуры святых, либо воинов, либо путти (так называли изображения маленьких пухленьких мальчиков). У кораблей и фрегатов, кроме кормы, украшались кормовые галереи, верхний пояс бортов, крамболы, гальюн и носовая оконечность.

66-пушечный корабль «Трех иерархов». 1760г.

Крамболы - толстый короткий брус, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей. Служил для подтягивания к борту якорей.

Кормы французских военных кораблей «Инвинсибл», 1747г. (слева), и «Глориосс», . 1740г. (справа)

В XVIII в. английский фрегат не только занимает достойное место во всех западноевропейских флотах, но и получает широкое признание в России. По указу Екатерины II, обратившей царственный взор на южные границы своей империи, в устье Днепра для обороны от турок строится город-крепость Херсон, при котором создается новое адмиралтейство.

Заботы о строительстве херсонских верфей и военных баз Екатерина возложила на двух генерал-аншефов - главнокомандующего русской армией на юге ГА. Потемкина и начальника всей морской артиллерии А.П. Ганнибала. В 1778 г. Россия активизирует свои действия против турецкого флота, и имена непобедимых фрегатов построенной в Херсоне Черноморской флотилии - «Андрей Первозванный», «Берислав», «Стрела», «Кинбурн», «Георгий Победоносец» и многие другие - начинают звучать угрозой для врага.

Постепенно русские адмиралы, предпочитая этот тип кораблей другим небольшим судам, вводят вместо шняв 16- и 20-пушечные фрегаты, безкоторых последующие военные действия против турецкого флота были бы попросту невозможны.

Американский фрегат «Эссекс», 1799г.

Во многих победах русских фрегаты сыграли решающую роль. Пример тому- сражение у острова Фидониси (1778г.). Севастопольская эскадра, состоявшая всего из 36 судов, в том числе двух линейных кораблей и 10 фрегатов, встретилась здесь с превосходящим турецким флотом, включавшим 49 судов, 17 из которых были большими линейными кораблями. Маневренный русский флот под командованием капитана-бригадира Ф.Ф. Ушакова быстро контратаковал турецкий авангард, и после трех часов битвы турецкая эскадра, потерявшая одно судно, была вынуждена ретироваться, спасаясь от противника.

В 1788г. по приказу Потемкина при слиянии рек Ингула и Южного Буга была заложена большая корабельная верфь, которая дала начало городу Николаеву. А спустя всего два года со стапелей новой верфи сходит на воду первый 4б-пушечный парусный фрегат «Святой Николай». Этому кораблю суждено было прожить сравнительно долгую для деревянных судов жизнь: целых двенадцать лет находился он в строю, получив боевое крещение в июле 1791 г. в сражении у мыса Калиакрия.

Корвет

Торговые суда этого времени, имевшие сравнительно небольшое водоизмещение (порядка 600 тонн), по конструкции почти ни в чем не уступали военным. Преимущество крупных боевых кораблей выражалось, пожалуй, только в оптимальном соотношении между длиной и шириной корпуса, благодаря чему они были более быстроходны.

Меньшие, чем фрегат, размеры имели корветы, вооруженные 20-30 орудиями, двухмачтовые бригантины с 10-20 пушками и тендеры - маленькие военные суда с одной мачтой. Хотя бригантины строили давно, в XVIII столетии это название закрепляется за судами, у которых фок-мачта несет прямые паруса, а более высокая грот-мачта - единственный косой.

Около 1760г. на грот-стеньгу бригантины начинают ставить легкий прямой парус, а еще позже прямые паруса начинают натягивать на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги - такое судно называют бригом. Боевые бригантины и бриги водоизмещением до 300 тонн, вооруженные десятком пушек, служили для разведывательных и посыльных целей, а в составе торговых флотилий использовались как небольшие сухогрузы.

Бомбардирский корабль «Юпитер», 1771г.

К концу XVIII в. появляется еще один тип военного судна, названный бомбардой. Это судно оснащалось только двумя мачтами, причем передней служила грот-мачта, которая несла прямые паруса. Вооружение бизань-мачты состояло из косых парусов. Место фок-мачты на французской бомбарде занимала платформа, на которой находились две большие пушки-мортиры. При осаде прибрежного города и обстреле крепостных стен бомбардирские галиоты французов не имели себе равных. В Англии бомбардирские суда были несколько иными: они сохранили все три мачты, между которыми на поворотных платформах устанавливались мортиры, использовавшие, как и их предшественники, «запальную» технологию.

Но если конструкция судовых орудий в XVIII в. практически не изменилась, то вопрос, чем стрелять, по-прежнему оставался животрепещущим. В 1784 г. англичанин Е. Шрапнель изобретает разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями и очень напоминавшие бомбы, которые метали мортиры, пришедшие во флот из сухопутных войск.

Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой полые железные ядра с фитилем и пороховым зарядом внутри. Фитиль поджигали, а бомбу за специальные ушки опускали в мортиру. Промедление было смерти подобно. Долетев до вражеского судна, ядро разрывалось, оставляя пробоины в корпусе и по пути круша мачты. Позже ядра стали опускать в дуло мортиры, не зажигая фитиля: он воспламенялся при взрыве пороха в зарядной камере орудия.

Мортира - короткоствольное орудие большого калибра из бронзы или чугуна. Имела дальность стрельбы до Зкм с навесной траекторией стрельбы.

Только из-за этого музея можно ехать в Стокгольм на выходные! Долго я писал этот пост, если вам лень читать, зацените фотографии)
Пролог
10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Большой, наверное мало сказано, для шведов он был огромен. Редко они строили корабли такого масштаба. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 150 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Это был недавно построенный Vasa, названный так в честь правящей династии. В рамках торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля. Ничего не предвещало беды, корабль двигался ко входу в гавань. Налетел порыв ветра, корабль немного накренился но устоял. Повторный порыв ветра был посильнее и завалил корабль на бок, через открытые отверстия для пушек хлынула вода. С этого момента крушение стало неминуемым. Возможно на судне началась паника, не все успели добраться до верхней палубы и прыгнуть в воду. Но все же большая часть команды успела. На боку корабль продержался лишь шесть минут. Vasa стал могилой как минимум для 30 человек, и заснул на 333 года, прям как в сказке. Под катом вас ждут фотографии и рассказ о судьбе корабля.


02. Посмотрите на него поближе.

03. "Васа" был построен в Стокгольме по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции, под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В общей сложности на постройке работали 400 человек. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.

04. На корабль конечно не пускают, в музее есть локации которые показывают как там внутри.

05. Что же пошло не так? В 17 веке не было компьютеров, были лишь таблицы габаритов. Но корабль такого уровня нельзя строить "приблизительно". Высокий борт, короткий киль, 64 пушки по бортам в два яруса, Густав Адольф II желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Это его и подвело, центр тяжести был слишком высоко. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для устойчивости на воде. Но "Васа" был слишком тяжелым в верхней части. Как всегда наложились мелочи, балласта положили меньше (120 тонн это мало), чем нужно, так как боялись, что скорость будь мала, уменьшенную копию по каким-то причинам тоже не построили. В комментах подсказывают, что больше балласта положить было некуда.

06. "Васа" должен был стать одним из ведущих кораблей Шведского военно-морского флота. Как я уже говорил, он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Есть версия, что делали его для войны с Россией. Но в ту пору у шведов было больше проблем с Польшей. Кстати, пушки умудрились достать практически сразу, уж очень ценны они были. Право на поднятие выкупила Англия. Если гид не приврал, эти пушки потом купила Польша для войны со Щвецией).

07. Почему же другие корабли не поднимают через 300 лет? А от них попросту ничего не остается. Секрет в том, что корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики, а в других морях он вполне способен сожрать обшивку действующего корабля за маленький срок. Плюс здешняя вода сама по себе - неплохой консервант, температура и соленость ее оптимальна для парусников.

08. Нос не вошел в объектив полностью.

09. Лев держит корону в лапах.

10. Рядом стоит копия, можно рассмотреть внимательнее.

11. Все лица разные.

12. Посмотрите внимательно на корму. Изначально она была цветной и в позолоте.

13.

14.

15.

16. Он был таким, такой он мне не нравится. Но в 17 веке были явно другие взгляды на кораблестроение.

17.

18. Жизнь матросов в разрезе, нет своих кают, все дела на палубе.

19. Что касается подъема корабля, тут тоже не все было просто. Нашел корабль Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, с детства его интересовали обломки кораблей. И конечно он все знал про крушение. В течении нескольких лет при помощи лота и кошки осуществлялся поиск. "В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и мертвых кошек". Но в 1956 году "клюнуло". И для подъема корабля Андерс Франзен сделал все. И бюрократов в своей правоте убедил, и организовал кампанию "Спасите "Васу" и по портовым свалкам насобирал и починил кучу считавшегося негодным различного водолазного оборудования. Деньги начали поступать и дело пошло на лад, два года ушло на туннели под кораблем. Тунели в прямом смысле промывались под кораблем, опасная и мужественная работа. Туннели были очень узкие и водолазам приходилось протискиваться в них и при этом не запутаться. И конечно висящий над ними корабль под тысячу тонн не придавал смелости, Никто не знал выдержит ли "Васа" Никто еще в этом мире не поднимал до сих пор кораблей, затонувших так давно! Но "Васа" выдержал, не рассыпался при остропке, когда водолазы - в основном, археологи-любители - опутывали его корпус веревочками и прикрепляли к опущенным в воду гакам с кранов и понтонов, - чудо. Научное чудо.

20. Еще два года он провисел в таком состоянии, пока водолазы готовили его к подъему, затыкая тысячи дыр образовавшихся от металических ржавых болтов. и 24 апреля 1961 года все получилось. В том почерневшем призраке, что был извлечен на поверхность, никто бы не опознал того самого "Васу". Предстояли годы работы. Первоначально корабль обдавался струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение 17 лет.

21. На поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку.

22. Рукоятка клинка.

23.

24. Обитатели корабля. Кости были извлечены вперемешку, без современных технологий ничего бы не получилось.

25.

26. Сотрудники музея пошли дальше, чем просто показать посетителям скелеты. С помощью "спектрального анализа" они восстановили лица некоторых людей.

27. Выглядят очень близко к живым.

28. Пугающий взгляд.

29.

30.

31.

32.

33. Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать. Кстати, корабль оригинал на 98%!

34. Спасибо за внимание.