ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Глагол состояние предмет процесс купаются. Формирование понятия Глагол

Слово "процесс" в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т. п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.

Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката).
Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль
Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.
Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.
Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными. Неспрягаемые формы глагола - причастие и деепричастие - могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.

Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое использование

Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить - как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать - сделать), переходность и непереходность (видеть - сидеть), возвратность и невозвратность (купать - купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.
Неопределенная форма образуется посредством аффиксов - ть или - ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы - перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т. д. Аффикс - сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). Этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива - ти. Вариант этого аффикса - сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели - сесть, клали - класть, пали - пасть, крали - красть и др. Употребление неопределенной формы на - сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на - чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти - печь, лег-ти - лечь).

В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т. е. она является начальной, исходной формой глагола.

36. Общая характеристика глагола. Основы глаголов. Классы глаголов.

Глагол - разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс. Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение - под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога. Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). В словообразовании преобладает приставочный способ.

Основы глаголов. Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Классы глаголов. Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Класс – группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Классы делятся на продуктивные и непродуктивные (около 17 классов).

Класс: 7

Урок № 14 (в календарно-тематическом плане) , урок № 2 (в теме)

Языковая тема : І и ІІ спряжение глаголов. Личные окончания глаголов (повторение с углублением)

Тема: «Глагол обозначает действие или состояние как процесс» В.И.Даль

Цели: а) образовательные: закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе через моделирование памятки; развивать умения работать с книгой; сформировать общий прием умственных действий при написании окончания глагола ; б) развивающие: корректировать слуховую, зрительную, двигательную память через разные виды заданий; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме ; в) воспитательные: воспитание дисциплинированности учащихся, толерантности, коммуникативности (умения работать в группах) .

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок-практикум

Структура: оргмомент (1´) – проверка ДЗ (5´) – объяснение нового материала (10´) – формирование знаний, умений, навыков (15´) – физкультминутка (2") - закрепление знаний, умений, навыков (8´) – ДЗ (2´)– подведение итогов урока (2´)

Оборудование: учебник, доска, карточки для упражнений, справочники, сборники памяток, сигнальные карточки, карточка со словом «ветер», карточки-помощницы, круг зеленого цвета, памятка «Правила списывания», памятка «План работы с глаголами», ватман

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим пройденный материал по теме «Времена глагола», проверим домашнее задание, поработаем над составлением памяток «Окончания глаголов настоящего времени». Работая в группах и индивидуально, мы ознакомимся с новым материалом и научимся применять его на практике.

ІІ. Проверка домашнего задания

- Перед проверкой домашнего задания поиграем. Предлагаю упражнение на внимание. Послушайте пары слов и постарайтесь их запомнить:

телефон - молчит

машина - сломалась

минута - летит

овчарка - учиться

А теперь я буду называть первое слово, а вы хором называйте его пару. Тот, у кого не было ошибок, поставьте на полях тетради восклицательный знак.

(После игры)

Какой частью речи являются слова, которые вы мне сейчас называли? (Глаголом) Молодцы! Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы будем закреплять, систематизировать полученные знания о глаголе.

Дома вы должны были повторить все изученные ранее правила о глаголе. Проверку проведём в форме тестирования. Придвиньте карточку №1. В ней два задания.

Карточка № 1.

1. Прочитайте и вставьте пропущенное слово.

Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________________ и обозначает ______________________________

2. Соедини линиями глаголы с соответствующим временем:

пел

станцует настоящее время

смотрит прошедшее время

задумается будущее время

спит

кричал

Прочитайте первое задание и вставьте пропущенные слова. А во втором задании с помощью линейки и карандаша соедините глаголы с нужным временем. Всем понятно, как выполнять задание? Приступайте к работе.

Проверка: Обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения заданий, обращаясь к образцу, расположенному на доске.

III. Объяснение нового материала

Изучая тему "Глагол", мы с вами пользовались различными карточками, памятками, которые составляли авторы учебников. А сегодня я предлагаю вам стать авторами памятки по теме нашего урока, то есть к концу урока мы создадим одну из страниц подобного сборника. Вот на этом листе будем создавать нашу памятку (лист ватмана). А нужна ли нам эта памятка? Зачем? Назовём её "Окончания глаголов настоящего времени" (прикрепляю заголовок на лист). Этой памяткой мы можем пользоваться и в следующих классах при работе по данной теме.

1.Изменение глаголов по лицам.

Цель: закреплять умение соотносить лицо глагола с нужным местоимением. Ну что ж, работа ясна. Приступим. Пододвиньте карточку № 2. Карточка № 2. Закончи высказывания:

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, - это глаголы _______ лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, - это глаголы ________ лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он/она, оно, они, - это
глаголы _______ лица.

Вам нужно закончить высказывания. (В это время индивидуальная работа со слабым учеником).

Проверка: с помощью сигнальных карточек. Те, кто всё правильно сделал, на полях ставят восклицательный знак.

Итог: так как изменяются глаголы? (По лицам). Что нам необходимо внести к памятку? (На рабочий стол положить заготовленные карточки:

1 лицо, 2 лицо, Злицо).

2. Упражнение в классификации.

Цель: коррекция мышления на основе упражнений в классификации, развивать умение оценивать свои возможности.

Эти глаголы нам надо списать, но списать их надо в порядке усиления действия, то есть от самого слабого, к самому сильному. Сначала работаем с глаголами первой строчки. Как вы думаете, с какого слова надо начать? (Бежит) Какой глагол будет вторым, следующим? Вторая строка -самостоятельно. Запишите слова в два столбика. Кто сомневается, можете использовать карточки-подсказки, которые лежат на столе у учителя (индивидуально - спиши слова с карточки):

Бежит, мчится, несётся, летит;

Хихикают смеются хохочут заливаются

Проверка. Зачитайте глаголы первого столбика, второго столбика. Чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго столбика? (Числом) Что нам надо ещё добавить в памятку? (Карточки: ед.ч. и мн.ч. - на рабочий стол) Тем, кто справился - на полях "!".

IV . Физминутка для глаз.

Посмотрите на круг зелёного цвета. Он вам поможет правильно выполнить следующее задание.

Запомните по порядку мои движения руками (руки вверх, в стороны, хлопок сзади, руки по швам, хлопок впереди). Теперь повторите движения в том же порядке. Те, кто справился, поставьте "!".

V . З акрепление знаний, умений, навыков

1. Работа по группам .

На доске записаны словосочетания:

Под красным кружочком - говорим о книге, пою песню, иду в школу, думаем о хорошем.

Под жёлтым кружочком - спешите на урок, несёшь сумку, читаете рассказ, говоришь о подруге.

Под зелёным кружочком - учат правило, сидят за партами, смотрит рисунок, играет на гитаре.

У кого на парте красный (жёлтый, зелёный) кружочек, работают со словами на доске под красным (жёлтым, зелёным) кружочком. Спишите словосочетания (вспомнить правила списывания), подчеркнуть глаголы, определить у них лицо, число, выделить окончания План работы поместить на доску, (индивидуально - списать только по одному словосочетанию из каждой группы).

Проверка 1-ой группы: Глаголы какого лица были у вас? (1 лица) Какие окончания у глаголов единственного числа вы выделили? (Заготовленные карточки с окончаниями - на рабочий стол).

Проверка 2-ой и 3-ей групп проводится аналогично. Тем, кто справился - на полях "!".

2. Составление памятки

Сейчас к ватману я прикреплю карточки с изменениями глаголов по лицам и числам и полученными при этом окончаниями. И тогда мы получим памятку «Окончания глаголов настоящего времени».

(Идёт коллективная работа. Создание таблицы-памятки)

Итог: вот и получилась памятка. Молодцы! Задачу урока вы выполнили. Когда нам нужна будет эта памятка? В чём она нам поможет? За хорошую работу поставьте на полях "!".

3. Практическая работа

Вот сейчас и проверим, можете ли вы пользоваться своей памяткой. Придвиньте карточку №3.

Карточка № 3.

(Поехать - 1 лицо, мн.ч.) летом с братом в деревню. Прямо за огородом (зеленеть - 3 лицо, ед.ч.) поле, за ним-лес.

(Вставать -1 лицо, мн.ч.) рано утром и (бежать -1 лицо, мн.ч.) в лес. (Поднять - 2 лицо, ед.ч.) ветку ели, а там гриб.

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать, изменив глагол в соответствии сданным лицом и числом). На доске образец: ждать (1 лицо, ед. ч.) своей очереди. Дан глагол ждать, его надо поставить в единственное число 1-го лица. Смотрим в памятке единственное число, 1-ое лицо. Какое окончание подходит? Изменяем глагол, вставив нужное окончание. Что получилось? (Жду) Значит, вы запишите словосочетание: Жду своей очереди . (Открываю образец на доске) . Кто не понял, как работать? Если поняли, то продолжайте работу письменно. Но, на ваших карточках одинаковое количество предложений, а я вам даю право выбора: пусть каждый из вас напишет столько предложений, сколько сможет выполнить качественно, то есть без ошибок, аккуратно. Это может быть и 2-3 предложения, но зато правильно. Эти работы я соберу у вас на проверку, работаете на оценку. Не забывайте пользоваться памяткой.

V І. Домашнее задание.

Выполните упражнение на странице 87 № 212. Откройте учебник, найдите упражнение и прочитайте задание. Что надо будет сделать? Кому не понятно, как выполнять домашнее задание?

группа: выполнит всё упражнение.

группа: выполнит 1 и 2 абзацы.

группа: выполнит только 1 абзац.

V ІІ. Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке? Ещё раз посмотрите на памятку. Какие окончания у глаголов 1 лица единственного числа, множественного числа? (2 лица, З лица).

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Мне приятно было с вами работать.

(Оценивание учащихся)

Общая характеристика глагола как части речи

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
(бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).

Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).

Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни - бой часов кремлевской башни, ходил конем - ход конем, читал книгу - чтение книги, строят объект - строительство объекта, лицо краснеет - лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный - к другим частям речи?

В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во- первых, на производителя, деятеля (субъекта) - кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.

Таким образом, глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.

Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.

Глагол - самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать-читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают-читал, читала, читали-буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать - читай, читайте, читал бы-читающий, читавший, читаемый, читанный-читая.

Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие - к неспрягаемым.
Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).

Важнейшая синтаксическая функция глагола - быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными
(предикат-сказуемое).

Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.

Все глагольные формы сочетаются с существительными - управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.

Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с помощью приставок (для образования слов других частей речи этот способ используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть),
-ся (приводниться) и др.

Общее понятие о видах глагола

Обозначая действие, русский глагол может также указывать на Те достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо-глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата
(письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо — глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. ‘

Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других - глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман).

Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия.

Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил-решит, написал-напишет, купил-купит, запел-запоет, сходил - сходит и т. д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает - читал - ‘будет читать, ходит-ходил-будет ходить, посвистывает-посвистывал-будет посвистывать, поет-пел-будет петь.

Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д.

Вид легко распознается по вопросу: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать
(что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший
(что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает
(что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?).

Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил-купит, бросил-бросит, пропел-пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает - покупал - будет покупать, бросает - бросал - будет бросать, поет - пел - будет петь).

Общая характеристика лица глагола

Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия.
Ср.: Приятно шагать по утренней Москве-инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Москве. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают-в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия.

Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий
- это 1-е лицо: Я шагаю по Москве; 2) если производителем действия является его собеседник - это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,-это 3-е лицо глагола: Он шагает по Москве; Плывет луна в недвижной высоте… Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам.

Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по
Москве-1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве-2-е лицо мн. ч.; Они шагают по
Москве-3-е лицо мн. ч.

Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи… Истошно кричат попугаи… Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе.

Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например:

Я выучил русский язык - 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь… - 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра - 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения.

1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении…» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - здесь 1-е лицо указывает на
«очеловеченное» явление природы (солнце).

3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет:
Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке.

Общее понятие о временах глагола

Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом.

Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи.

В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую - здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи.

Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи. Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел - глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь.

Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: - Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию - глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем.

Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени - прошедшее и будущее (написал, напишу).

Общее понятие о наклонении глагола

Действие может рассматриваться говорящим по-разному: 1) как реальное
(происходило, произошло—писал, написал; происходит-пишу; произойдет или будет происходить -- буду писать, напишу); 2) как желаемое (напиши письмо брату) или возможное (написал бы письмо брату, да времени нет).

Таким образом, с точки зрения говорящего действие в одном случае соответствует действительности, (оно было, есть или будет), в другом - действия на самом деле нет, но оно может произойти или могло бы произойти при известных условиях.

Сравнивая такие формы глагола, как напиш-ешь и напиш-и, написал бы, приходим к выводу, что понятия реальности действия, с одной стороны, и его нереальности (в смысле желательности, возможности) - с другой, выражаются в русском глаголе специальными показателями. Способность глагола определенными показателями выражать степень реальности действия называется наклонением.

Русский глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (или условное).

Возвратные глаголы.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться
– одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д., умываться – умываюсь, умываешься, умывается и т.д. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний: собираюсь, собирались.

Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которых не имеют невозвратные глаголы:

1) возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т. е. одевает себя, причёсывает себя;

2) взаимное значение: друзья обнимаются, целуются, т. е. обнимают друг друга, целуют друг друга;

3) значение постоянного свойства: крапива жжётся, корова бодается, собака кусается;

4) страдательное значение: дом строится каменщиками. При возвратном глаголе с этим значением подлежащее обозначает предмет, подвергающийся действию (подлежащее дом не сам производит действие, его строят каменщики).

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В русском языке два спряжения - первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -угл, -ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -мот, -им» -ите, -бет, -ят, относятся ко II спряжению.

У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют), а у глаголов II спряжения--am (-ят).

Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву

Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся: а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.); б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п.; в) четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Список литературы

1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978.
2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979.
3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора.

М., Высшая школа. 1991.
4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.

Любое действие, процесс, отношение или состояние одушевленного или неодушевленного предмета в русском языке выражается через глагол. В свою очередь, эта часть речи представлена различными формами. В этой статье подробно описано, на какие вопросы отвечает глагол, указаны его особенности и примеры.

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления .

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается) ;
  • Инфинитивом (искать) ;
  • Причастиями (написанный, сверкающий) ;
  • Деепричастиями (нарисовав) .

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Тест

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает.