ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Естественные закономерности развития человека и общества. Закономерности развития общества

Общество можно характеризовать по многим признакам. Например, по национальному (французское, русское, немецкое); государственному и культурному; территориальному и временно́му; по способу производства и т.д.

Типологизация общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков позволяет выявлять многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.

Разные социологи по–разному подходили к проблеме типологии обществ.

Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно–экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как ее первую фазу).

Другие социологи (американцы Г.Ленски и Д. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт).

Сегодня весьма широко распространено деление обществ по цивилизационному критерию (Даниел Белл, Ален Турен др.) и выделению доиндустриальных или традиционных (в современном понимании – отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальных (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальных (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно–технической и научно–технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения; этот тип общества характеризуется развитием сферы услуг, науки, образования, здравоохранения, всех отраслей экономики, создающих комфортные условия жизни; стратификацией; менеджерской революцией; большой подвижностью людей в обществе; социальным миром).

Но этим не исчерпывается многообразие типологии обществ.

По такому критерию как число уровней управления и степень социального расслоения выделяют простые и сложные общества. Простое общество (возникло ок. 50 тыс. лет назад) – это такое, в котором составные части однородны, родоплеменная организация общества строится на основе кровно–родственных связей и отношений; существует система табу; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных (т.е. отсутствует имущественное и социальное расслоение), структура и функции здесь взаимозаменяются, отсутствует государство. Сложное общество возникает примерно 10 тыс. лет назад и представляет собой общество с сильно разделенными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации. Поэтому управление обществом осуществляется через особый социальный институт – государство.

Карл Поппер (1902–1994, австр. и англ. философ и социолог) делит все общества на закрытые и открытые. Закрытое общество характеризуется ригидной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, традиционализмом, идеологией и коллективизмом. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высоким уровнем мобильности, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.

Общества также можно типологизировать по политическому основанию (демократические, авторитарные, тоталитарные) и религиозному критерию (христианские – католические, протестантские, православные; мусульманские – шиитские и суннитские; буддистские; иудейские и пр.).

Существуют и другие типологии обществ.

Закономерности развития общества

Чтобы понять феномен общества, необходимо выяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выявили ряд закономерностей:

закон ускорения истории . Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее;

закон уплотнения исторического времени . Он означает, что технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу;

закон неравномерности развития отражает то, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Разные общества разновременно проходят исторические этапы. Поэтому и в современном мире существуют общества, находящиеся на разных ступенях развития. И даже в рамках одного общества (н апример, и в Америке и в России) до сих пор coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия;

з акон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов;

закон единства антропо–, социо– и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», и с «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени;

з акон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обусловливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов;

закон возрастания роли субъективного фактора выражает причинно–следственные связи между уровнем политического сознания людей и темпами социального прогресса .

Обобщая, можно сказать следующее:

    наличие общих закономерностей не исключает своеобразие развития отдельных стран и народов, проходящих сходные этапы развития;

    закономерный характер истории означает также поступательную динамику ее развития, связанную с идеей прогресса;

    законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто , внешнее по отношению к ней;

    общественные закономерности познаваемы; их познание зависит от степени зрелости общественных отношений и открывает возможность их использования в практической деятельности людей;

v Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).

v Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью .

В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.

Социальные изменения

v Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

v Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.

Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.

Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.

Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

Виды реформ:

v экономические реформы (напр., новая налоговая система);

v политические реформы (напр., новая избирательная система);

v социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).

Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными

Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:

v Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);

v Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);

v Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.

v Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.

Последствия глобализации.

Позитивные последствия:

v Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле ® снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).

v Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).

v Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).

Негативные последствия:

v Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).

v Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).

v Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.

v Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).

v Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).

Антиглобализм – политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста

Мировая система.

На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.

Принято делить мировую систему на три части:

v Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.

У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.

v Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.

Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.

v Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).

Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.

Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.

Глобальные проблемы .

Особенности глобальных проблем:

v имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;

v угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

v нуждаются в неотложных решениях;

v требуют коллективных усилий всех государств.

Глобальные проблемы :

● экологический кризис;

● демографическая проблема;

● угроза новой мировой войны;

● проблема «Север – Юг»;

● международный терроризм;

● энергетическая, сырьевая проблемы;

● продовольственная проблема;

● охрана здоровья и др.

Причины глобальных проблем:

● глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);

● активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.

Экологические проблемы

v Загрязнение атмосферы.

Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными

v Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).

v Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).

v Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).

v Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).

v Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).

Пути выхода из кризиса:

v экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);

v экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);

v экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);

Современная наука рассматривает природу и общество как единую систему – Ноосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).

v Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.

v Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.

v Перенаселение ряда стран мира.

Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.

Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.

Проблема «Север – Юг».

С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.

Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.

Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.

Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами

Проблема сохранения мира.

v Статистика:

Ÿ из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;

Ÿ сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;

Ÿ расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.

v Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.

v Современная война – это война против мирного населения.

Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:

Ÿ 1 мировая война – в 20 раз меньше;

Ÿ 2 мировая война – одинаково;

Ÿ Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;

Ÿ Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;

Ÿ Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.

v Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.

v Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.

. Международный терроризм.

Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.

Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.

Причины терроризма:

Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

v Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).

v Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).

Желание видеть экономическую науку, способной для любого состояния общества оперативно и достоверно определять направления, пути и сроки развития, наводит на грустные мысли о фактическом состоянии дел. Нужны принципиально новые подходы. Прежде всего, человек не просто разумный, а реальный - со всеми его недостатками, должен быть центром исследований. Все должно рассматриваться во взаимосвязи и в непрерывном развитии. Широта взглядов должна быть максимальной, для наглядности общих закономерностей. Ориентация на эти принципы выводит на интересные и обнадеживающие результаты.

О сознании. Инстинкт самосохранения особи и популяции применительно к человеку и обществу дает богатый спектр чувств и желаний. Заметна их четкая специализация по направлениям жизнедеятельности. Боль и страх заботятся о сохранении организма. Чувства голода и жажды, нужды большой и малой - об обмене веществ для получения энергии. Вкусовые ощущения разбираются с ассортиментом необходимых веществ и элементов. Любовь заботится о размножении, ревность - о генетической чистоте популяции на микроуровне. На макроуровне этим озабочен национализм. На сохранение популяции работают патриотизм и любовь к родине.

Все эти и множество других чувств и желаний, в разной степени непосредственности, являются мотивацией к труду. Главную роль в этом деле играют лень, жадность, зависть и эгоизм, ибо они отвечают за материальное и социальное благополучие. Усталость и лень заботятся о сохранении биоресурсов организма. Лень - жадность биологического уровня. Она определяет, сколько своего труда человек согласен предоставить в обмен на какую-либо вещь или услугу. Вот где зарождаются потребительная стоимость, стоимость и цена.

О взаимном развитии бытия и сознания. Достигнутый уровень сознания руководит человеком в процессе преобразования бытия в направлении освобождения от очередных проблем. Любое изменение бытия меняет приоритеты чувств и желаний, т.е. влияет на направление и скорость развития сознания. А изменение сознания отражается на скорости и направлении развития бытия. Четко просматривается взаимосвязь бытия и сознания.

Экономическое развитие максимально при соответствии достигнутых уровней бытия и сознания, т.к. перекосы ведут к застоям и революционным скачкам, зачастую в неверном направлении. Динамика экономики определяется уровнем соответствия во взаимном развитии бытия и сознания. Похоже, это наиболее лаконичная формулировка одного из основных законов экономики - закона взаимного развития бытия и сознания.

О цикличности и предсказуемости общественного развития. Любая экономическая формация обычно содержит в себе элементы предыдущих и последующих формаций. Их количество обратно пропорционально отдаленности формаций. Социальная экономика постоянно расширяет свое присутствие в капитальной формации, становится на время доминирующей в социальной формации. Расширение присутствия элементов коммунальной экономики приводит к очередной смене формации. Так последующие формации вытесняют предыдущие. Этот процесс представляется непрерывным, закономерным и неизбежным. Однако пора определиться, в чем же основные отличия формаций.

Общинная экономика - это отсутствие частной собственности и, как следствие, экономических законов. Характер производства, потребления и самой жизни - не законный (не в преступном, а в организационном смысле). Жизнь регламентируется своими желаниями, понятиями и авторитетами вождей. Всё принадлежит всем и никому. Свобода измерению не поддается. Есть элементы полной свободы и абсолютной зависимости одновременно. Скорее само понятие свободы в привычном смысле отсутствует. Хозяина положения нет. Цели у общинной экономики тоже нет.

Рабская экономика - это появление частной собственности и, как следствие, экономических законов в зачаточном виде. Жизнь по понятиям начинает слегка ограничиваться этими законами. Характер производства и потребления не товарный. Появляются понятия личной и экономической свободы. Распределение идет по потребности внешней, которую полностью определяет хозяин положения - рабовладелец. Цель рабской экономики - власть.

Феодальная экономика - это нетоварное производство при товарном потреблении. Распределение по потребительной стоимости внешней, т.е. определяемой феодалом с учетом эквивалентности и возмездности в потреблении, при полном их отсутствии в производстве. Свободы уже больше, чем у раба, но хочется еще больше. Экономическая предпринимательская свобода ограничена феодальными отношениями, хочется устранить преграды. Хозяин положения - феодал. Цель феодальной экономики постепенно меняется от власти к богатству.

Капитальная экономика - это максимальная свобода предпринимателя по части владения и управления производством и потреблением при максимальной отстраненности от этих дел представителей наемного труда. Она отличается товарностью характера производства и потребления, ведущей ролью стоимости и неизбежной конкуренцией. Хозяин положения - работодатель. Цель капитальной экономики - получение максимальной прибыли.

Социальная экономика - это максимальное разделение собственности на владение и управление. Здесь производство - нетоварное, а потребление - товарное. Размер и норма прибыли капитального производства уступают свое место эффективности нетоварного производства. Товар вытесняется продуктом, стоимость - потребительной стоимостью, конкуренция - соревнованием. Хозяин положения - человек труда. Цель социальной экономики - максимальное удовлетворение платежеспособного спроса при минимальных затратах.

Коммунальная экономика - это полная свобода от собственности. Здесь и производство, и потребление - нетоварные. Продукт заменяется результатом развития человека, потребительная стоимость - потребностью, соревнование переходит в сферу потребления. Хозяин положения - потребитель. Цель коммунальной экономики - развитие человека рациональной организацией потребления.

Любопытны формы, принимаемые основной экономической категорией. Желание - потребность внешняя - потребительная стоимость внешняя - стоимость - потребительная стоимость - потребность - и снова желание в новой общинной экономике. Эту простую закономерность, как и закономерности изменения остальных категорий, очень важно знать при идентификации формаций. Заметна цикличность изменения категорий при последовательном прохождении всех шести формаций. Пожалуй, само наличие цикличности и является содержанием периодического закона экономики: между аналогичными формациями категории проходят полный цикл развития. Характер изменений предсказуем. Поэтому любую формацию можно подробно описать и оценить отклонение ее фактического состояния от теоретического. Как в химии на основе аналогичного закона можно предсказать и описать недостающий элемент раньше его открытия. И если нам нежелательны проблемы застойного или революционного характера, то надо быстро и умело (без забеганий и перегибов) исправлять искривления.

После кризиса 2008 г. многие заговорили о неизбежности изменения экономики и о возникновении новых проблем в ней развития многих стран обусловлены рядом причин, исследуемых в Новейшей философии, из которых одной из наиболее важных является традиционное (устаревшее) понимание экономики. Оно уже безнадежно отстало от жизни и не соответствует современным экономическим и общественным в целом реалиям. В отношении этой проблемы следует указать ряд моментов, с которых можно было бы начинать понимать экономику по-новому и в соответствии с имеющимися реалиями, а не с иллюзиями экономистов, и решать насущные задачи. Например, модернизации (в современной политической экономии экономика давно уже осмысляется не на основе устаревших экономических теорий, а по-новому: на основе фундаментальных знаний и новых исследовательских инструментов, см. ниже). экономика отождествляется с производством, но с учетом комплекса сопутствующих факторов и аспектов, в т.ч. управленческих и социальных. Например, для «полного понимания сути» экономики авторами известного учебного пособия (2010) под редакцией А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной и А.Ю. Юданова кроме производства рассматриваются потребности людей, ограниченность ресурсов, проблемы выбора и др.

А также базовые вопросы производства, методы исследований и т.д., включая а) фундаментальные проблемы, в частности, проблемы производства («что производить?», «как производить?» и «для кого производить?») и б) социальные и иные аспекты производства («организационно-правовые формы производства», «распределение», «социальная стабильность» и др.). При этом в учебном пособии обозначаются даже такие вопросы, как «полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена была бы сокращать производство другого», или «решение вопроса "как производить?" связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов», одним словом, рассматриваются многие специфические установки производства, включая целевые и плановые моменты. Таким образом, факт сведения экономики к производству, но, вместе с тем, постепенное обогащение ее понятия целевыми, социальными и другими аспектами является одной из современных тенденций при понимании экономики (а вот конкретного определения самой экономики в учебном пособии, кстати, нет…). Итак, приведенный подход, обремененный фактором дополнительности - дополнение исходного определения - предполагает добавление новых аспектов в понятие «экономика».

Поэтому под экономикой следует понимать более многогранный комплекс, чем только производство, пусть даже с указанием многих его граней и аспектов.

Действительно, обобщая, можно сказать, что, как известно из многочисленной литературы, под экономикой (или экономикой общества) обычно понимается общественное производство в целом, в единстве всех его сторон, или общественное хозяйство в конкретном виде как совокупность различных сторон и моментов деятельности человека, включающая средства, технологии и объекты производства. Их формы организации и уровень, иными словами, всё то, что используется и организуется людьми для создания благ и условий своего существования и для удовлетворения своих материальных потребностей путем трудовой деятельности.

Итак, экономику нельзя отождествлять только с общественным производством, и необходим учет многих факторов и аспектов. Указанные аспекты, в свою очередь, подтверждают марксистское понимание экономики, тесно связанное с собственностью, вид которой регламентирует распределение, и даже с определенными общественными процессам, ибо, по Марксу, «… революционное движение находит себе как эмпирическую, так и теоретическую основу в движении частной собственности, в экономике».

Например, Ю.М. Осипов обосновал, что «экономика начинается с обменом, с обменом она и существует»; иными словами, производство не является ее единственным признаком, «а вся экономика, по сути, - сложнейший, как-то сам собою реализующийся, общественный обменно-оценочный процесс…», и «моральное ей, как правило, мешает». Итак, экономика - не только и не столько производство и распределение, сколько, нечто, наперво существующее в обмене. При этом обмен, согласно современной политической экономии, кроме всего прочего, заставляет создавать производство. Однако это насилие, и оно есть следствие противоречия, которое имеется в экономике, заставляет ее жить и двигаться; по Гегелю, противоречие есть корень всякого движения и жизненности. С другой стороны, именно производство, обратно, создает излишек, который в денежной форме составляет прибыль, и порождает стремление к ней, и нажива составляет главный стимул производства, основанного на капиталистической частной собственности. Таким образом, как, оказывается, имеется еще и субъективный фактор (развития) экономики; это в целом понятное и очевидное утверждение, но именно его манифестация позволила осуществить теоретический прорыв в современной политической экономии. Итак, именно внутреннее противоречие экономики определяет как ее развитие, так и ее социальный характер, что уже дает основание для обоснования социальных вопросов из экономики, но уже не через производственные отношения, как это было в марксизме; этот вывод крайне важен для рассмотрения социальных вопросов и, главное, для теоретизаций в области социального проектирования, в частности, модернизации (и для нее, как получается, требуется учитывать противоречие, чего не делается ни учеными, ни чиновниками). Таким образом, экономика, согласно современной политической экономии, необходимым образом включает в себя противоречие, которое является диалектико-философическим атрибутом экономики, лучше, наверное, сказать - ее жизненным атрибутом. При этом противоречие в экономике раскрывается очень многогранно, причем не только в указанных смыслах, но это уже отдельный разговор, в большей мере касающийся бизнес процессов, развития экономики в целом и социальных вопросов (в т.ч. модернизации). Остается добавить, что и потребление играет существенную роль для экономики: без него экономика как производство бессмысленно. По­треб­ле­ние является спецификой общественной жизни людей, а влияние потребления на спрос, инициирующий производство, наглядно показал Дж.М. Кейнс в своей общей теории. Отдельно следует отметить, что диалектическое понимание экономики, как, впрочем, и иных вопросов, невозможно без соответствующих инструментов познания. Итак, понимание и изучение экономики и, соответственно, экономического вырываются за пределы современной экономической науки.

Осмысление экономики по-новому или новое понимание экономики позволяет теоретически обоснованно подходить к ее анализу и к предвосхищению определенных моментов в ее ближайшем будущем, что, всем понятно, предельно важно для решения ряда задач, например, как для конкретной экономической деятельности, так и для выработки программ социально-экономического развития. Принципиально важным становится также и актуализация конкретных прикладных теоретических изысканий и разработок, например, в области современной политической экономии, таких как новая экономическая максима и прибавочное благо (принципиально новые политэкономические категории). Осмысления противоречия экономики, новой экономической максимы и прибавочного блага, а также прибавочной стоимости существенны и для других видов познания и деятельности, например, для Новой экономики.

Итак, новые теоретические разработки получают актуальные развития в виде новых экономических решений и инструментов, что, в свою очередь, уже на новом витке познания оказывается важным и для только что выше указанных анализа экономики, предвосхищения определенных моментов в ее ближайшем будущем и решения ряда задач, в т.ч. социально-экономического развития. Новый виток экономических теоретизаций и актуальный подход к решению насущных социально-экономических, инновационных и бизнес задач. Это немногое из того, что обеспечивает новое, диалектическое понимание экономики; в частности, на его основе теоретическое (наука) может объективно сближаться с практикой (инновации), что предельно важно для понимания и осуществления модернизационных преобразований и, главное, дает им как теоретическое обоснование, так и реальное основание.

Например, интересен концепт актуальных новаций.

Без нового понимания экономики построение теории современной модернизации невозможно.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

  • 1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
  • 2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
  • 3) рационалистический;
  • 4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

  • 1. Анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
  • 2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции - метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции - метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

  • 3. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
  • 4. Аналогия - метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
  • 5. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
  • 6. Доказательство - обоснование истинности одной мысли с помощью других.
  • 7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
  • 2. Диалектический метод. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.

Законы общества

Общественные законы в значительной степени отличаются от законов природы. Законы общества базируются на деятельности людей. Они существуют сугубо внутри общества и его деятельности, вне этих условий такие законы не могут функционировать. Есть прямая зависимость между тем, насколько глубоко и осознанно человек познаёт законы устройства общества, а также их способы работы и перманентного развития, настолько у него возрастает уровень осознанности при их использовании. Более того это влияет и на то, как протекают исторические и социальные процессы, а также прогрессирует общество.

Знание законов природы и процессов, происходящих в окружающей среде, позволяет человеку достаточно целесообразно использовать природные ресурсы. Точно также и знание общественных законов даёт возможность людям, а именно правящему слою населения, которые вершат судьбы людей, осознанно подходить к процессу. Здесь имеется в виду, что правящая элита должна использовать прогрессивные методы руководства и управления, ведь именно в их руках история. Руководящие лица любой страны должны сначала познавать, а после использовать общественные законы. Это помогает выстраивать им правящую политику не спонтанно, а выверено до каждого шага. При этом опираясь на научные знания и концепции, они разрабатывают программы во всех областях деятельности человека. Следует отметить, что все процессы происходят, базируясь на достижении определённых целей.

Общественные законы носят различный характер и степень проявления. По характеру они делятся на:

  • Законы строения.
  • Законы функционирования.
  • Законы развития.

По степени проявления делятся на:

  • Всеобщие законы.
  • Общие законы.
  • Частные законы.

По своей сути законы строения отражают социальную и общественную организационно-структурную динамику, которая присуща определённому историческому моменту.

Законы функционирования служат определённым толчком, который создаёт условия, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому. Кроме того законы функционирования сохраняют эту устойчивость общественной системы.

Законы развития создают предпосылки для формирования условий, способствующих изменению меры и перехода в новое состояние.

Степень проявления всеобщих законов отражается в своеобразной триаде законов философии или законов диалектики, которые действуют и в природе, и в обществе.

Существуют следующие виды общих законов:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Имеется в виду влияние на формирование, деятельность и развитие областей общественной жизни и сфер производства, строение общества.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации или другими словами закон, который определяет уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Говоря о частных законах, следует отметить, что к ним причисляются законы, которые имеют отношение к определённой сфере жизни человека или области деятельности общества.

Пример 1

В политической сфере или сфере управления работают такие законы: закон разделения власти, закон политического плюрализма, закон приоритета прав человека над правами государства, закон возникновения и развития политических потребностей и т.д.

Общественные законы зачастую выступают скорее тенденциями, нежели законами в первозданном виде. Это происходит в силу некоторых диалектических необходимостей, а иногда даже совершенно случайно. Эти тенденции формируются в субъективных и объективных условиях, проходя препятствия социальных коллизий и хаос, образующийся в моменты столкновения противоположных общественных тенденций. В свою очередь, эти столкновения служат почвой для формирования возможностей их существования в различные исторические периоды. Поэтому сознательное создание условий для существования таких тенденций делает возможным для социума и общества реализацию возможностей в наличествующую реальность в разных сферах жизни и областях производства.

Следует отметить, что существуют определённые условия и сопутствующие факторы для того, чтобы тенденции перешли в ранг законов. Среди таких факторов – достижения научно-технического прогресса. Однако не стоит забывать, что по своей сути научно-технический прогресс является закономерностью общественного развития. Опираясь на данное суждение, можно смело делать вывод, что один из законов общественной деятельности выступает закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса. Этот закон уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое, иными словами он историчен. Имеет объективные характеристики во времени и пространстве, которые базируются на общественных потребностях и способностях, связанных с предметные синтезом науки и техники.

Благодаря своей функциональности, закон проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.

Замечание 1

Закон соединение реальных возможностей общества с достижениями научно-технического прогресса открыли в конце XX в. В. П. Петров предложил его выделить в отдельный закон. В Новейшее время, опираясь на знания закона, описанного выше, можно говорить об инновационном прогрессе, условия для которого создаются в обществе.

Возвращаясь к вопросу о том, в чём же истинное отличие законов природы от законов общества, можно сделать вывод, что они имеют различные механизмы реализации.

Очевидно то, что законы природы, также как и законы общества, объективны. Связь между процессами и явлениями в законах обязательно устойчивая, периодически повторяющаяся, существенная и необходимая. Однако различия состоят ещё в и том, что в природе все эти связи происходят по инерции. К примеру, мяч, который подбросили вверх, обязательно упадёт на пол, под действием силы притяжения. В обществе объективизм законов зависит лишь от человека. При условии, что развитие личности влияет на ход истории, поскольку человек может способствовать как прогрессу общественной жизни, так и регрессу. Законы общества носят исторических характер и могут возникать и функционировать в разных исторических условиях по мере проявления определённых факторов для их открытия и деятельности.

Общественные законы действенны только в случае, когда общество и люди, его составляющие имеют цели и стремятся к их достижению. В расколотом обществе или обществе, состоящем из пассивных личностей, общественные законы не проявляются.

К. Маркс высказал мнение о том, что естественноисторический процесс обусловлен именно схожестью и различием между законами общества и законами природы. Это в полной мере характеризует общественное развитие. Естественноисторический процесс необходимый, закономерный, объективный и естественный, как и все природные процессы. При этом он ещё и исторический. В силу того, что он является результатом деятельности множества поколений людей.

Для реализации законов общественного процесса характерны понятия "объективные условия" и "субъективный фактор".

Определение 1

Объективные условия – обстоятельства и феномены социально-экономического характера, которые не зависят от воли и сознания людей, необходимые для формирования определённого исторического явления (к примеру: смена формы общественно экономического направления). Но по своей сути эти условия неполноценны.

Только в купе с субъективным фактором может произойти или нет конкретное историческое или общественное событие. Объективные условия полностью зависят от субъективного фактора.

Определение 2

Субъективный фактор – это имеющая цель, осознанная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, правящей элиты, отдельных личностей, которая обращена на трансформацию, созревание или на сохранение объективных условий общественного существования.

Следует заметить, что не всегда субъективный фактор может быть прогрессивным, регрессивный характер тоже присущ ему.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора проявляется в том, что история создаётся людьми, но это происходит не по их желанию и взглядам, а в соответствии с определёнными условиями, продиктованными конкретным историческими условиями.

Пример 2

Наполеон, Ф. Рузвельт, В. Ленин, А. Гитлер, И. Сталин, конечно, обуславливали свойства одного исторического периода, но именно этот исторический период породил этих личностей и создал условия для формирования в них определённых качеств и особенностей. Не было бы этих личностей, были бы другие, с иными именами, но с примерно такими же способностями, потребностями и личными качествами, которые всё равно бы сотворили то, что характерно той исторической эпохе.

Концепции развития общества

Сложный и противоречивый общественный процесс может носить характер поступательного развития и скачкообразного движения. Некоторые учёные высказывают мнения о том, что общественное развитие происходит по синусоиде. Это значит, что вначале происходит подъём к пику совершенства, а после процесс идёт на спад опять в начало, таким образом, снова наступает упадок общественного развития.

В силу всех обозначенных фактором можно сделать вывод, что концепции общественного развития имеют формационный и цивилизованный характер.

Формационная концепция

Общественно-экономическая формация – это понятие, которое применяется в марксизме. Основа формации представляет собой способ производства материальных благ.

Определение 3

Общественно-экономическая формация (по Марксу) – это исторически оформленное общество в конкретный период его экономического развития.

Каждая формация – социальный организм со своими особенностями, который формируется и развивается на основе присущих ему закономерностей. При этом общественно-экономическая формация – это определённый этап в развитии общества.

К. Маркс выдвигал мнение о том, что общественное развитие – это стройный порядок нескольких формаций, которые способствуют изменению способа производства, а он, в свою очередь, влечёт за собой перемены в производственных отношениях. В силу этого мнения к. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций:

  • Первобытнообщинная.
  • Рабовладельческая.
  • Феодальная.
  • Буржуазная.
  • Коммунистическая.

Учёный говорит о том, что перемены формаций происходят в момент, когда обостряются противоречия в определённый момент общественного развития. Назревание этих противоречий характеризуется несоответствием способа производства со сложившимися производственными отношениями. Это создаёт условия для смены одной общественной формации на другую. При этом каждая следующая формация становится более прогрессивной по отношению ко всем предыдущим.

Сегодня мы смело можем говорить, что деление К. Маркса общественной истории на формации несовершенное. Но нельзя не признать тот факт, что это был несомненный вклад в науку об обществе и социальную философию именно в период XIX в.

С современных позиций понимания концепций формации, следует уточнить некоторые моменты. Определённо К. Маркс ничего не говорил о переходных периодах от одной формации к другой, кроме того он никак не характеризовал эти этапы общественного развития. Кроме того, не во всех странах и не все народы смогла пройти все уровни общественной формации.

Пример 3

В России отсутствовал рабовладельческий строй, В Монголии буржуазное общество не достигло высокого уровня развития, Китай от феодальных отношений перешёл в конвергенциональнкю плоскость.

Кроме того в формациях, предложенных К. Марксом, есть недосказанность относительно определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального общества. Относительно фазы социализма, которая является частью коммунистической формации, есть специфические суждения. Более того, коммунистическая формация имеет утопический характер.

Проблематика межформационного периода никак не описана и нет суждений о том, что во времена перехода от одной формации к другой существует возможность возврата на этап предыдущей формации или повторения характерных особенностей в течение периода времени, который никак не обозначен с исторической точки зрения.

Опираясь на эти причины, можно говорить о том, что цивилизованная концепция общественного развития представляется достаточно предметной.

Цивилизационная концепция

Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. "Исследование истории" его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.

В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе "Россия и Европа", он ещё в XIX в. говорил о теории "культурно-исторических типов" или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.

Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:

  • Египетский.
  • Китайский.
  • Ассиро-Вавилонско-финикийский.
  • Халдейский.
  • Древнесемитический.
  • Индийский.
  • Иранский.
  • Еврейский.
  • Греческий.
  • Римский.
  • Новосеметический или аравийский.
  • Романо-германский или европейский.

Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.

Определение 4

Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.

Современные представления о понятии "цивилизация" так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие "цивилизация" соотносят с понятием "культура". Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях "общее-единичное".

В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.

Определение 5

Цивилизация – социальная форма движения материи.

Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.

Определение 6

Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.

Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:

  • Шумерская.
  • Вавилонская.
  • Минойская.
  • Эллинская.
  • Ортодоксально христианская.
  • Индусская.
  • Исламская.

А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.

Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:

  • Процесс развития человеческой истории не может распространяться на все сразу цивилизации, это происходит локально.
  • Цивилизации между собой не взаимосвязаны, в отличие от компонентов, которые их составляют.

А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о "законе вызова и ответа". Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.

Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования "творческого меньшинства". Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.

Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.

Замечание 2

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975гг.). Английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ. Уроженец Лондона. На его деятельность оказал огромное влияние О. Шпенглер. Благодаря чему, А. Тойнби стремиться придать новый смысл идеям общественно-политического развития человечества посредством теории круговорота локальных цивилизаций.

Вначале своих исследований он говорит о двадцати одной локальной цивилизации, после обдумываний и глубокого анализа оставляет лишь тринадцать. Творческая элита, по его мнению, определяет характер ответов на исторические выводы. Более того, именно те, чьё мнение носит инновационный характер, влекут за собой инертное большинство. Особенности этих ответов определяют специфику каждой из цивилизаций.

Анализ концепций общественного развития

Анализируя все свойства, которые присущи обеим концепциям – формационной и цивилизационной, можно сделать вывод, что они имеют и общее, и различное. Кроме того, при их сравнении видны недостатки и достоинства.

Правда в том, что диалектичность общественно исторического процесса подчинена определённым закономерностям тенденциям развития общества.

Анализ концепций предполагает:

  • Применение системного принципа. Смысл которого, состоит в описании и раскрытии общественных явлений, а также исследование в купе элементов и связей, которые из объединяют.
  • Применение многомерного принципа, который подразумевает, что все составные части развития общества могут представлять собой подсистемы других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных и т.п.
  • Применение принципа поляризации, в основе которого лежит исследование и изучение противоположных тенденций, характеристик, параметров, свойств общественных явлений. Имеется в виду: актуальное – потенциальное, материальное – личностное.
  • Применение взаимосвязанного принципа. Суть его в том, чтобы анализировать каждое общественное явление и его свойства в отношении с иными явлениями общества и их свойствами. При этом эти отношения могут быть построены на принципах субординации и координации.
  • Применение иерархичного принципа бытия общественных явлений, а также связей, которые формируются с этими проблемами – локальные, региональные, глобальные.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории , которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так, Платон и Аристотель , базируясь на фактах появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к началу её развития. При этом получалось, что развиваться могут только отдельные государства, а человечество вообще не развивается, так как по закону цикличности оно должно было бы, возникнув однажды, придти к упадку, апокалипсису.

Однако, исторические факты развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства, дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?

Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал К. Маркс, взяв за модель развития, как отдельного государства, так и всего человечества, образ спирали. В спирали возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу процесса развития человечества К. Маркс взял развитие способов производства материальных благ. Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической (общественно-экономической) формацией или строем, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом.

В этой последовательности пяти формаций коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, но на более высоком уровне развития производительных сил.

Однако то, что за капитализмом следует коммунизм, является «закономерным» только лишь с точки зрения спиральной модели развития, но эта модель является ошибочной, так как история знает случаи пропуска некоторых формаций в развитии государств, а главное, история не знает случая построения коммунистического общества после капитализма.

Тогда чем же является социализм, если это не переход к светлому будущему? В основе социализма лежит не общая собственность, а государственная, являющаяся «ничейной» с точки зрения её принадлежности какой-либо конкретной личности. Фактически, социализм является всего лишь завершением процесса концентрации всех средств производства в руках одного единственного, но абстрактного собственника - государства, поэтому социалистическая форма единовластия (монархии) является социалистической формой империи (СССР), которая, как и все прежние, рухнула в 1991 году. Распад СССР подтвердил, что судьба всех империй в истории человечества одинакова согласно циклической модели развития.

Распад СССР также окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому для объяснения процесса развития человечества предпринимались и предпринимаются попытки использовать вместо понятия «формация» другие понятия, например, цивилизация, этнос, нация и пр. Была создана даже специальная наука о будущем - «футурология», но ни она, ни альтернативные теории развития не смогли логично объяснить ни прошлую, ни будущую историю человечества, а тем более объяснить причины современного мирового кризиса.

Поэтому человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл, назвали текущий период (эпоха капитализма) «индустриальным» обществом, прошлое - «доиндустриальным», а будущее - «постиндустриальным» или «посткапиталистическим» периодом. В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, «постиндустриальный» период называют также «информационным» обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии, которую можно было бы использовать для оптимального управления обществом.

В такой ситуации, для выхода из экономического кризиса, основной упор делается на дальнейшее развитие экономической теории. Создаются новые экономические учения, например, информационная, кибернетическая, синергетическая и прочие экономики, так как считается, что «посткапитализм» должен быть основан уже на чём-то ином, а не на товарно-денежном обмене, исследованном К. Марксом ещё в эпоху становления капитализма.

Однако при этом совершенно не учитывается, что неизвестная закономерность развития человечества действовала, действует и будет действовать всегда независимо от воли и сознания людей. Она действовала даже тогда, когда ещё не было ни экономических теорий, ни денег вообще. Она же действует и сейчас, поэтому мы не сможем выйти из современного кризиса, если не поймём сущность закономерного процесса развития человечества.

К сожалению, ни одна из частных наук не может нам дать исчерпывающий ответ на самый общий вопрос нашей жизни. Но мы сможем предсказать закономерное будущее человечества, если выйдем за узкие рамки частных наук и будем считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты природы. При этом нам надо согласиться всего лишь с тем, что природа не так расточительна, чтобы для множества своих объектов иметь множество различных закономерностей их развития.