ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Запятая между частями сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Написание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Внимание! Изучая эту тему, прежде всего научитесь разграничивать отыменные прилагательные и отглагольные прилагательные и причастия, поскольку их написание подчиняется разным правилам.

-Н- и -НН- в непроизводных прилагательных и прилагательных, образованных от существительных

НН- пишется:

в прилагательных с основой на -н-, образованных с помощью суффикса -н-:

картон - картон-н-ый; истина - истин-н-ый; имя - имени - имен-н-ой;

в прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-: революционный, лекарственный.

Исключение: ветреный.

Но приставочные прилагательные безветренный, наветренный, подветренный пишутся с двойной н.

Внимание! Различаются прилагательные: ветреный (ветреный день, ветреный человек) и ветряной (ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа).

Н- пишется:

в непроизводных прилагательных, например: юный, рьяный, свиной, багряный, пряный, румяный;

в прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, утиный.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Правописание -Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных

НН- пишется:

в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (с приставками и без приставок): купленный, влюбленный, воспитанный, заштопанный, сломанный, брошенный.

Исключения: конченый человек, раненый, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, крещёный;

в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, если причастие имеет зависимые слова: тканный золотом костюм, крашенная суриком стена;

в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов, на -ованный, -еванный: рифмованный, линованный, балованный, корчеванный.

Внимание! В прилагательных кованый, жеваный, клеваный пишется одна буква н (но: скованный, изжеванный, исклеванный).

Н- пишется:

в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих



ни приставок, ни зависимых слов: вареные (овощи), мороженая (рыба), путаный (след).

Внимание! В немногих прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется -нн-. Эти исключения следует запомнить: желанный, священный, неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, чеканный, чванный, медленный, недреманный, жеманный, деланный, чёрканный, считанный и др.

в прилагательном смышленый, образованном от глагола несовершенного вида смыслить,

и в сложных прилагательных с повторяющейся основой, вторая часть которых имеет приставку: читаные-перечитаные (книги), штопаные-перештопаные (носки).

Приставка не- и наличие впереди еще одного корня в слове не влияют на написание одного или двух н в прилагательных: мороженый - немороженый, свежемороженый (но замороженный - незамороженный, свежезамороженный).

-Н- в кратких причастиях, кратких прилагательных И наречиях

Отличие кратких причастий от кратких прилагательных

В кратких причастиях всегда пишется только одна н: окна занавешены, дерево срублено.

В кратких прилагательных и наречиях пишется столько же н, сколько и в полных прилагательных,

от которых они образованы: обыкновенные люди - люди обыкновенны - съездили обыкновенно.

Внимание! Некоторые причастия в полной форме совпадают с отглагольными прилагательными. Краткую форму таких причастий и прилагательных следует различать: Тучи рассеяны ветром. Выставка организована ветеранами. (Что сделано чем-то? кем-то? - краткие причастия). Студенты рассеянны и неорганизованны. (Каковы? - краткие прилагательные).

Можно указать на следующие признаки кратких причастий:

обозначают действие и могут быть заменены глаголами: парта собрана за час - парту собрали

за час. Сравните: моя мама очень собранна;

при них есть или к ним можно добавить зависимое слово в творительном падеже: парта собрана (кем?) учениками.

Внимание!

В существительных, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: избранный - избранник; путаный - путаник; воспитанный - воспитанник.

Типы сложноподчиненного предложения

Понятие о сложноподчинённом предложении

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит

от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая - придаточной. Части СПП соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Например: И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады (Гайдар). И чёрный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, в страхе забился и запрыгал (Гайдар). Мы подошли к ограде с той стороны, откуда караулили усадьбу высокие, как солдаты, цветы - подсолнухи (Гайдар). Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор (Гайдар).

Подчинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

временные: когда, пока, едва, лишь;

причинные: так как, потому что, ибо (устар.);

условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

уступительные: хотя, несмотря на то что;

следствия: так что;

сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

изъяснительные: что, как, чтобы.

Кроме того, бывают составные подчинительные союзы: в то время как, как будто, лишь только, в связи

с тем что, с той целью чтобы, до тех пор пока.

Союзные слова являются:

относительными местоимениями (кто, что, какой, чей, который, сколько и др.);

местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).

В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что) омонимичны союзам. Для того чтобы их различить, необходимо попытаться заменить союзное слово на знаменательное (если такая замена невозможна - это союз): Я знаю, что ты меня любишь - союз. Я знаю, что (какую вещь) мне купят в подарок - союзное слово, дополнение. На союзное слово, кроме того, падает фразовое ударение: Я разбил вазу и не знаю, что (какие слова) мне маме сказать.

Внимание!

Критерием разграничения союзов и союзных слов часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.

При определении типа придаточного предложения учитываются средства связи и смысловые отношения между главной и придаточной частями.

В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, выявляющий смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом.

Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части.

Внимание!

Некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определённых слов

в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.

В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоимённые наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определёнными союзами и союзными словами: то - что, там - где, столько - сколько и т. д. При определённых типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Запятые между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения

Придаточная часть в сложноподчинённом предложении выделяется запятыми с двух сторон, если стоит внутри главной части: Несколько антоновских яблок, которые случаем остались на дереве, превратились в пухлые белые лампы (Коваль). Если же придаточная часть стоит перед главной частью или после неё, то отделяется от неё запятой: Когда мне нездоровится, я люблю завернуться в тёплый плед и читать любимые детские книжки. Однажды я плыл на корабле и видел, как идёт снег в море (Гришковец).

Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом, не ставится:

если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и: Скоро станет известно и кто совершил это преступление. Не простил он меня и когда прошло много лет после этих событий;

если перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не: Мне было интересно узнать не что он уже сделал, а что собирается ещё сделать. Меры предосторожности принимать надо не когда начался пожар, а значительно раньше;

если придаточная часть сокращена до союзного слова: Я бы тоже желал знать почему (Л.Толстой). Не знаю почему, но я его не понимал (Трифонов). Пригласили кого-то из игроков их команды, но хотелось бы знать кого;

если придаточная часть, благодаря союзам и, или, включается в ряд однородных членов: Во время учёбы в школе и когда поступил в университет, я не очень об этом задумывался. Ему вдруг захотелось мороженого и чтобы оно было фруктовое, кисленькое, в хрустящем вафельном стаканчике. Приходи ко мне каждый день или когда тебе захочется.

Запятая перед простым подчинительным союзом при усилительно-ограничительных союзах

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Например: Сестра обещала мне сшить платье для куклы, но только когда она сделает все уроки. Хорошо в конце мая в лесу, особенно когда распускаются ландыши. Она любила весной летать в Киев, чтобы повидаться с друзьями, а также чтобы насладиться цветением каштанов. Неплохо зимой хотя бы раз в месяц ходить в консерваторию, в частности если будет много хороших концертов.

Запятая или её отсутствие при сложных (составных) подчинительных союзах

Если придаточная часть СПП соединена с главной при помощи сложного (составного) подчинительного союза благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др., то этот союз обычно не разбивается запятой - запятые ставятся так же, как и при простом союзе.

Например: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми (Чехов). Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом. Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю, рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной (Куприн).

Иногда в зависимости от смысла предложения, логического выделения (усиления) первой части союза составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью союзного сочетания: Я полюбил сюда ходить потому, что вас здесь впервые встретил. Оттого, что я целый день провалялся в кровати с книжкой в руках, голова налилась свинцовой тяжестью и нещадно болела.

Обычно не распадаются составные подчинительные союзы в то время как, по мере того как, перед тем как, если придаточная часть предшествует главной: По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Гоголь). Перед тем как взяться за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обнажал грудь и становился к окну (Федин).

Союз так что не расчленяется, если он имеет значение следствия: Накрапывал холодный дождик, дул ветер, так что на улице становилось всё прохладнее (придаточное следствия). Ветер завывал так, что становилось страшно (придаточное образа действия).

Союз в то время как расчленяется при усилении временного значения, особенно при добавлении слов как раз, ещё, самое, именно:

Я понял решение задачи как раз в тот момент, как учительница решила поставить мне единицу в журнал. Такие предложения близки предложениям с союзом когда (в то время, когда): Легенды и мифы Древней Греции были моим любимым чтением ещё в то время, когда я был ребёнком.

Внимание! Расчленение союза в то время как в начале предложения допустимо, хотя несколько устарело: В то время, как я вздремнул, взошла луна (Л.Толстой).

Запятая в сложноподчиненном предложении при расчленении подчинительного союза

Расчленение сложного союза обязательно:

если есть слова, перетягивающие ударение на первую часть союза. Эти слова (частицы, вводные слова, наречия) примыкают к первой части союза и логически выделяют её: Я всё это говорю тебе не потому, что хочу тебя обидеть. Я пришёл только затем, чтобы напомнить о вашем обещании. Вы не отвечаете мне только оттого, что не знаете что сказать?

если первая часть союзного сочетания включается в однородный ряд членов предложения: Мне было стыдно от своей беспомощности, и больно за сестру, и оттого, что я ничем не мог помочь ей в её горе;

при противопоставлении: Я плачу не оттого, что мне больно, а оттого, что вы рядом и мне есть кому плакать.

Знаки препинания в сложном предложении

Скачать материал

Формулировка задания:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Наверное,(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей - сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа,(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо,(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали,(4) что,(5) спасая Нину,(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!

Правильный ответ: 3

Комментарий: 4. Запятая на месте цифры 1 выделяет вводное слово, запятая не месте цифры 2 выделяет причастный оборот, 3 - запятая на месте сочинительной связи, заптыми на месте цифр 5 и 6 выделяется деепричастный оборот.

Что нужно знать:
Вспомним, что сложные предложения бывают трёх типов: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное. Каждый тип сложного имеет свои правила постановки знаков между частями предложения. Вспомним эти правила.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП)

ССП - это предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, так как предложения в составе ССП не зависят друг от друга, равноправны.

Основное правило: запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными сочинительными союзами, то есть в ССП.

Вспомним типы сочинительных союзов, чтобы легко находить их в предложениях.

Типы сочинительных союзов

Тип союзов

Примеры

Соединительные

и

да (в значении И)

ни…, ни

Разделительные

или

либо

то…, то

не то…., не то

а то

не то

Противительные

а

но

зато

однако

да (в значении НО)

Присоединительные

да

да и

тоже

также

Пояснительные

то есть

а именно

Нужно помнить, что бывают так называемые двойные союзы, которые характеризуются тем, что первая часть союза стоит в первой час и предложения, а вторая- во второй:

не только…, но и

как…, так и

не столько…, сколько

Трудные случаи постановки запятой между частями ССП

Бывают случаи, когда запятая между частями ССП не ставится. Запомните эти случаи.

    Перед союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится в ССП, если есть общий второстепенный член и он находится в самом начале предложения (то есть данный второстепенный член относится и к первому, и ко второму простому предложению)

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало. (Здесь нет запятой перед И, хотя это два простых в со ставе сложного. В начале предложения есть общий второстепенный член: осенью)

    Если два предложения являются главными по отношению к общему придаточному.

Например: Когда Светлана готовилась к экзамену, она перечитала всю необходимую литературу и ей пришлось в очередной раз вспомнить теорию. (В данном предложении есть общее придаточное когда Светлана готовилась к экзамену. Поэтому запятой пред союзом И нет, хотя далее идут два предложения. Основы: она перечитала и пришлось вспомнить.)

    Если два простых предложения в составе ССП - это назывные предложения.

Например: Хриплый стон и скрежет ярый.

    Если оба простых в составе ССП - это либо два вопросительных, либо два восклицательных, либо два побудительных предложения.

Например: Когда необходимо выполнить работу и каков примерно её объём?

    Если оба простых - неопределённо-личные предложения, причём действие совершается одним и тем же предметом.

Например: Учащимся долго объясняли их права на экзаменах и после объяснения раздали материал.

    Если два простых - это безличные предложения, но в составе сказуемых имеются слова-синонимы.

Например: Не нужно попусту тратить время или же следует распределять его рационально. (Здесь слова -синонимы не нужно и следует).

Знаки препинания в сложноподчинённых
предложениях (СПП)

СПП - это предложение, в котором есть главное предложение и придаточное, то есть зависящее от главного, причём в предложении моет быть несколько придаточных.

Соединяются придаточные с главными подчинительными союзами и союзными словами(то есть частями речи, которые выполняют роль союзов, оставаясь при этом членами предложения).

Вспомним эти союзы, чтобы зрительно находить их в предложении, а значит, видеть те запятые, которые соединяют части предложения, связанные подчинительной связью (именно так требуется по заданию).

Типы подчинительных союзов

Типы подчинительных союзов

Примеры

Изъяснительные

чтобы, будто, что, как

Временные

когда, как только, как, лишь, лишь только, между тем как, едва лишь, пока

Причинные

Оттого что, потому что, ибо, из-за того что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что

Сравнительные

как будто, словно, будто бы, словно бы, словно как, как, точно

Следствия

так как

Условные

если, если бы, когда, когда бы, коли, коль, ежели, ежели бы, раз

Уступительные

хотя, хоть, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, даром что

Основное правило постановки запятой между частями СПП: если предложение СПП, то между частями ставится запятая перед подчинительным союзом.

Однако не всё так просто. Есть несколько очень важных исключений, которые необходимо запомнить.

Трудные случаи постановки запятой между частями СПП

Запятая между частями ССП не ставится в следующих случаях:

    Если перед подчинительным союзом или союзным словом есть отрицание с частицей НЕ.

Например: Старайся представить не как ты провалишься на экзамене, а как сможешь показать все свои знания.

    Если придаточное предложение в своём составе имеет только одно союзное слово.

Например: Она сердилась на него, но сама не понимала за что . (выделенная часть предложения - придаточное, состоящее из одного союзного слова, поэтому нет запятой).

    Не ставится запятая перед вторым простым предложением, если пред ним стоят слова а именно, в частности, особенно, а также, то есть и подобные.

Например: Путешествие придётся прервать в сезон дождей, а именно когда наступит сентябрь.

Запомните!

Существуют особые правила постановки запятой при сложных подчинительном союзах:

ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, вместо того чтобы, для того чтобы, несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, перед тем как, после того как, с тех пор как и других.

Правило: Запятая внутри данных союзов при отсутствии перечисленных ниже условий НЕ ставится, и никогда не ставится, если союзы стоят в начале предложения .

Например: Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно много заниматься. Нужно много заниматься, для того чтобы хорошо сдать экзамен.

Запятая делит союз на две части, если:

    Перед союзом есть отрицание с НЕ

Например: Он так повёл себя не потому, что хотел отмстить.

    Если перед союзом есть ограничительные частицы (например, в особенности, только и другие.

Например: Нужно ли доказывать свою правоту только для того, чтобы вызвать его внимание?

    Наличие вводного слова перед союзом.

Например: Всё это мне хотелось особенно запомнить, может быть, потому, что я больше это не смогу увидеть.

    Если первая часть союза включена в ряд однородных членов.

Например: Ему было стыдно и за себя, и за друзей, и оттого, что все почувствовали его неуверенность.


Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Часто в предложении бывает несколько придаточных. Как же нужно ставить знаки препинания в этом случае? Рассмотрим данные правила.

    Если в СПП несколько придаточных и между ними нет союзов, то запятая ставится.

Например: Мне казалось, что все вокруг смотрели на меня с удивлением, что в их глазах было сожаление.

    Если два однородных придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, то запятая между ними не ставится.

Например: Учитель объяснил, как нужно выполнять данное задание и как не ошибиться при постановке знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в СПП при стыке союзов смотрите


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Необходимо чётко разграничивать БСП по значению: в одних БСП простые не зависят друг от друга (как в ССП), а других - зависят (как в СПП, их легко переделать в сложноподчинённые предложения), просто между частями данных предложений нет союзов .

Поэтому и правила постановки знаков препинания в таких предложениях разные.

Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения не зависят друг от друга

    Основной знак препинания - ЗАПЯТАЯ. В таких предложениях нет осложняющих конструкций внутри простых.

Например: Спектакль закончился, театр опустел.

    Если хотя бы одно предложение осложнено чем-то, то между простыми ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ .

Например: Спектакль, вызвавший такие бурные овации, закончился; театр опустел.

Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения зависят друг от друга

Ставится ТИРЕ (выражается значение противопоставления или следствия):

    Если предложения противопоставлены по смыслу (в таких случаях легко поставить союзы А, ЗАТО, НО, ОДНАКО, ДА в значении НО )

Например: Стоял июль - погода же была прохладной.

    Во второй части предложения содержится быстрая смена событий, происходит что-то неожиданное.

Например: Он заплакал - все засмеялись.

    Первая часть имеет обстоятельственные значения времени, условия или причины (легко можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК ).

Например: Лес рубят - щепки летят.

    Во втором предложении содержится значение следствия (можно вставить слово ПОЭТОМУ ).

Например: Похвала приятна - как её не желать?

    Во втором предложении содержится сравнение (легко вставить сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО ).

Например: Посмотрит - рублём одарит.

    Второе предложение - присоединительное в предложении есть или можно вставить слова ЭТО,ТАК,ТАКОВ и другие).

Например: Приказ надо выполнять - так он был воспитан.

Ставится ДВОЕТОЧИЕ (выражается значение пояснения или причины):

    Во втором предложении - пояснение, раскрытие содержания первого (можно вставить А ИМЕННО ).

Например: Дети были наказаны: им не разрешалось гулять в этот день.

    Во втором предложении дополняется содержание первого (легко можно вставить слово ЧТО или такие слова: И УВИДЕЛ,ЧТО...; И УСЛЫШАЛ, ЧТО...; И ПОНЯЛ, ЧТО.. .)

Например: Он выглянул в окно: всё было белым от первого снега.

    Во втором предложении содержится причина (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО ).

Таковы правила постановки знаков препинания в сложном предложении. Их много, нужно все запомнить, не забыть исключения из правил. Так что выполнение задания № 12 предполагает серьёзную теоретическую подготовку.

В данной статье я дала правила постановки не только запятой в сложном предложении, хотя в задании нужно найти именно запятые. Просто данные предложения мы часто употребляем в сочинениях, изложениях, и нужно знать, как правильно ставить знаки препинания в сложном предложении вообще. Пусть уж лучше все правила будут в одном месте - так легче вам вспоминать их, когда возникнут сложности.

АЛГОРИТМ выполнения задания № 12

    Внимательно прочитайте задание, вдумайтесь в него, чётко представьте, какие именно знаки препинания вы будете искать, при каком предложении: ССП, СПП или БСП.

    Если это БСП, то значит, что между простыми не должно быть союзов вообще. Не перепутайте с простыми предложениями с однородными членами. В БСП обязательно должно быть несколько грамматических основ.

    Если это ССП, то ищите сочинительные союзы (вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже легко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух.

    Несколько проще найти СПП, так как подчинительные союзы соединяют только простые предложения в сложном. Но здесь есть другие трудности.

Во-первых, придаточное может стоять перед главным, а вы обычно ищите запятую перед подчини тельным союзом. Поэтому внимательно смотрите на всё предложение, ищите подчинительные союзы, вспомните их. В данной статье есть таблица с этими союзами.

Во-вторых, придаточное может стоять в середине главного. Значит, что запятых будет уже две, а не одна.

В-третьих, будьте внимательны, когда в предложении несколько придаточных. Особенно если они однородные. Не забудьте про запятую после второго придаточного предложения.

    Наконец, помните, что вы должны найти запятые только при сложном предложении. Никакие другие по другим правилам не записывайте в ответе.

Желаю успехов!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сложноподчиненные предложения - это сложные предложения, части которых связаны интонацией и подчинительными союзами и союзными словами.

В сложноподчиненном предложении придаточное отделяется от главного запятой, а если находится внутри главного, то выделяется запятыми с двух сторон :

Очень хочется, чтобы все получилось. Дорога, по которой мы ехали, была извилистой.

Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится , если:

  • однородные придаточные соединены одиночными союзами И, ИЛИ:

    Мы знали, что погода будет хорошей и что поход удастся;

  • перед подчинительным союзом или союзным словом стоит НЕ:

    Он пришел не для того чтобы учиться, а чтобы пообщаться с друзьями;

  • придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова:

    Я к вам пишу случайно, право, не знаю как и для чего. (М.Ю. Лермонтов)

Знаки препинания при составных союзах .

Если придаточное присоединяется к главному при помощи составного союза благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, оттого что, несмотря на то что, вместо того чтобы, после того как, в то время как, вследствие того что, подобно тому как, с тех пор пока , запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации только один раз:

Мы сумели преодолеть это препятствие, благодаря тому что долго готовились к испытанию.

Между двумя и более придаточными запятая ставится , если:

  • они однородны и не связаны союзами или соединены повторяющимися союзами (В этом городе, где он родился, где прошли его детские годы, он чувствовал себя особенно хорошо.);
  • они связаны по способу параллельного подчинения (Чтобы успеть на поезд, мы встали пораньше и уложили вещи, которые приготовили накануне.)

Запомните: запятая не ставится при двух подчинительных союзах, стоящих рядом, если дальше следует вторая часть сложного союза:

Она решила что если будет хорошая погода, то мы выберемся на дачу. (Придаточное нельзя опустить или переставить в другое место предложения без ущерба для смысла.)

Различайте: предложения с косвенным и прямым вопросом:

Все хотели узнать, состоится ли экскурсия. - Где можно узнать, состоится ли экскурсия?

В сложноподчиненном предложении, кроме запятых, могут ставиться следующие знаки препинания:

Тире

Двоеточие

Точка с запятой

для интонационного отделения главной части от придаточной, если перед главным находится придаточное:
- изъяснительное:
(Когда он доберется до места назначения - одному богу известно.);
- условное: (Опоздаешь ли, доберешься ли вовремя - это уже ничего не изменит.);
- уступительное: Сколько бы ни думать об этом - все равно не найти ответа.

Перед подчинительным союзом, когда в главном предложении содержится предупреждение о дальнейшем разъяснении:
Я стремлюсь только к одному: чтобы мои близкие были живы, здоровы и ни в чем не нуждались.

Если однородные придаточные распространены и внутри них уже есть знаки препинания:
Медикам и аптекарям отвечал он, что докторский диплом дает ему право лечить кого и как он хочет; что он никому не навязывается с своим лечением; что он не обязан объявлять составление своего лекарства и что, впрочем, они могут разлагать его лекарство, как им угодно... (В. Одоевский)

Тестовые задания (В7)

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

1 вариант

Она еще не знала, (1) что ждало ее впереди. То, (2) что я твоя жена, (3) безусловно, (4) не дает мне никакого преимущества. (А. Рыбаков)

2 вариант

А он чем больше глядел на нее, (1) тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, (2) сострадательной к себе, (3) радостной к ней, (4) к этой новой Леночке, (5) и тихой благодарностью к прежней. Это было именно то самое чувство, (6) которого он так жаждал в Москве, (7) только светлое, (8) почти совсем очищенное от себялюбия. (А. Куприн)

3 вариант

И вот в такую ночь, (1) в тот поздний час, (2) когда в городе не спал только он один, (3) ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду. Тихо отворил калитку, (4) заранее отпертую тобой, (5) тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, (6) где слабо белело вдали, (7) на скамье под яблонями, (8) твое платье. (И. Бунин)

4 вариант

И в это время удивительная музыка, (1) будто бы подчиняясь ее горю, (2) продолжала уговаривать. Она единовременно думала о том, (3) что мимо нее прошла большая любовь, (4) которая повторяется только один раз в тысячу лет. (А. Куприн)

5 вариант

Казалось, (1) что день кончился и уже сумерки. Может быть, (2) там была какая-нибудь полянка либо подсека, (3) по которой можно понять, (4) куда забрался? (В. Белов)

Ключи к тестам

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Русский язык 9 класс | ID: 6414 | Дата: 6.12.2015

Вопрос № 1


Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле.

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой.

Введите ответ:

Вопрос № 3

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб.

Введите ответ:

Вопрос № 4


Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь.

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры.

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно.

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота.

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты.

Введите ответ:

Вопрос № 9

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся.