ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Упражнения на дифференциацию звуков ч ть. Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация - (закрепление пройденного)

Ч – ТЬ № 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ

Ч № 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХАХ

Ч №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Была теплая весна. скучно было Мише сидеть дома. Взял он сачок, позвал Жучку и пошел на луг. А там росли цветы и летали бабочки: белые, желтые, черные. Миша бегал по лугу и ловил бабочек сачком. А Жучка бегала за мальчиком. Весело мальчику, весело Жучке.

КУРОЧКА – РЯБА

Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка-ряба кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко не золотое, а простое.

Выучить наизусть:

Котик черненький присел

На печурочке.

И тихонечко запел

Песню Юрочке:

«Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.»

У речки овечка в колечках, И сказала девочке речка:

Колечки не падают в речку. «Ты не плачь о своем колечке,

А у девочки было колечко – За колечко потрогай овечку

Упало колечко в речку. И получишь свое колечко».

ПРО ЧЕРНОЕ

Черные чернила, Грач чернее ночи, С черненой собачонкой

Черные чулки, Черненький жучок, Мальчик заскочил,

Черные перчатки, Черный клюв у птички, Ее он через палочку

Черные очки. Черный червячок. Прыгать научил

Бабочка ночная Кошечка – чернушка Очень много черного

С черненьким крылом, На лавочке сидит, В маленьком стишке,

Белочка ручная Черненькими лапками Но зато научит он

Над черненьким дуплом. Клубочек шевелит. Различать звук «ч».

У чудесной елочки В ночи не кирпичи Подогрела чайка чайник,

Частые иголочки, Лопочут на печи. Пригласила восемь чаек.

Частые иголочки Лопочут на печи Прилетели все на чай!

У чудесной елочки В опаре калачи. Сколько чаек – отвечай!

Ча – тя ач – ать тя – ча – тя

Тя – ча яч – ять ча – тя – ча

Чо – тё ать – ач чо – тё – чо

Тё – чо ять – яч тё – чо – тё

Чи – ти оч – оть чи – ти – чи

Ти – чи ич – ить ти – чи – ти

Чу – тю уть – уч чу – тю – чу

Тю – чу еть – ечь тю – чу – тю

Челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, качать, получать, лечить, учить, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, учение, чтение, стечение.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.



Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети, теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая. Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

В этот час Чести золото не купит.

На всех часах Честный чести не

Тихий час, уступит.

Тихий час. Честь нужна ему как

Стрелки ходят свет.

На носках Рад продать ее

В этот час, бесчестный,

Тихий час. Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация [ч]-[т’] (закрепление пройденного)»

Тема : Дифференциация Ч – ТЬ . (закрепление пройденного )

Цели :

Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч» , «ТЬ» .

Учить определять место звука в слове.

Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Кто вспомнит, какие звуки мы различали на предыдущем занятии ? (звуки «Ч» , «ТЬ» ).

Назовите птиц, в названии которых есть данные звуки. (Грач, чайка, дятел, свиристель, тетерев, рябчик, чиж)

2. Повторение пройденного материала .

А) Различие в артикуляции звуков «Ч» , «ТЬ» .

Повторим основные отличия в артикуляции различаемых звуков :

При ТЬ – Губы : несколько растянуты в улыбке;

Язык : кончик языка опущен и упирается в нижние резцы,

передняя часть языка образует смычку с альвеолами,

которая взрывается выдыхаемой струей воздуха.

При Ч – Губы : вытянуты и округлены;

Язык : кончик языка опущен и касается нижних резцов,

передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним

средняя часть выгнута по направлению к твердому небу.

Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве

Б) Различие в звучании.

На чье звучание похожи : «Ч» ? (кузнечик стрекочет, «ТЬ» ? (часы тикают) – выставляются картинки : «кузнечик» и «часы» .

Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.

Отличаются ли звуки «Ч» , «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да) . Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да) . Сегодня мы продолжим их различение в словах в нашем путешествии.

В) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах .

Сыграем в игру «Наоборот» - я назову слог со звуком «ТЬ» , а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. Отвечать нужно по очереди.

Тя – (ча, чи – (ти, оть – (оч, чер – (тер, кать – (кач, чем – (тем) .

3. Игра «Путешественники» .

На наборном полотне выставлены картинки

названия которых содержат различаемые звуки : ключ, перчатки, ручка, очки, тапочки, обруч, бочка, печка, чашка, чеснок, чайник, настенные часы, зонтик, костюм, ботинки, платье, тетрадь, телевизор, утюг, кровать, картина, терка, сети.

Необходимо разложить предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом :

Выходить к наборному полотну по цепочке. В конце игры – проверка : один ребенок «проверяет» рюкзачок, второй – пакетик, а третий определяет, нет ли среди «оставленных» вещей те, которые могут пригодиться в путешествии.

4. Игра «Скажи какой звук, какая буква» .

Я назову слово, вы определяете, какой звук есть в этом названии и

показываете соответствующую букву :

часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.

Я покажу картинку, вы, не называя ее, показываете «нужную» букву :

тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр.

5. Отгадывание загадок.

Детям предлагается отгадать загадки и расставить картинки – отгадки в три строчки :

в первую - с «Ч» , вторую – с «ТЬ» , в третью – с «Ч» и «ТЬ» .

Затем проверка выполнения задания.

Кто в дни болезней Мы учим детишек Встаем мы очень рано,

И лечит нас Природу любить, Всех отвозить по утрам

От всех болезней? Стариков уважать. На работу.

(врач) (учитель) (водитель)

Его работа – книги выдавать. Ты учишь буквы складывать, считать.

Ведь книга – лучший друг На все смотреть и все запоминать.

Узнаешь все вокруг. И все родное, русское любить.

(библиотекарь) (воспитатель)

Человек, играющий Солдат, охраняющий Человек, который

На скрипке. Границы нашей Родины. Стоит на часах.

(скрипач) (пограничник) (часовой)

6. Физ. Минутка (игра с мячом)

Детям предлагается сыграть в игру «Один – много» :

Я назову один предмет, а вы – много предметов речка – (речки, сеть – (сети, печка – (печки, тяга – (тяги, спичка – (спички, терка – (терки, телефон – (телефоны, котенок – (котята, тюлень – (тюлени, точка – (точки, тюльпан – (тюльпаны) .

7. Игра «Назови детенышей животных»

Давайте поиграем в игру «Назови детенышей животных» : я назову «маму» , а вы называете её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ» .

У волчицы – … (волчонок, у зайчихи - … (зайчонок, у утки - … (утенок, у овцы - … (овечка,

у коровы –… (теленок, у кошки - (котенок, у белки - … (бельчонок, у кролика - … (крольчонок) .

8. Игра «Поломка слов» .

Составить слова из перепутанных слогов . Если получается верное слово, дети получают соответствующую картинку.

ЧИ – СВЕ (свечи, ЧИК – МЯ (мячик, ЛЕ – ФОН – ТЕ (телефон,

МЕТР – ТЕР – МО (термометр, ГУ – СНЕ – ЧКА – РО (снегурочка,

ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК (колокольчик) .

9. Итог занятия .

Какие звуки мы сегодня различали? («Ч» , «ТЬ» )

Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»

Цели занятия:

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим

Предварительная работа:

  1. Работа по теме «Звук и буква Ч».
  2. Звуко-слоговой анализ слов.
  3. Заучивание скороговорок.

Оборудование:

  1. Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
  2. Набор предметов - ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
  3. Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков

Ход занятия

I. Оргмомент

1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик - в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1) Игра «Сравни»

Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.

Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
(язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)

Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)



2) Игра «Поймай звук»

Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.

3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.

У отца был мальчик странный
Необычный - деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)

С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)

Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.

Ребята, давайте назовем куклу Катей.

4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.

Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.

5) Практические усвоение глагола «хотеть»

Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.(Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)

IV. Физкульминутка

Логопед: Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1) Игра «Подари гостям подарки»

(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки: гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ - подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино - тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате -телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке - мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.

2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.

а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно - тесно, чёлка - тёлка, чётко - тётка,
Печка- Петька, речка - редька, вечер - ветер, зачем - затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)

г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

3) Игра «Буква потерялась»

Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)

4) Чтение слов по карточкам

Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т

5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.

Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..

VI. Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!

Цель урока: отрабатывать четкое произношение и учить детей подготовительной группы дифференцировать звуки [ч] – [ть] в словах и предложениях.

Задачи урока:

– развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
– закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительного суффикса -ик ;
– упражнять в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
– тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
– закреплять навыки пространственной ориентировки;
– развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;
– учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

Оборудование: дерево, игрушка бибабо Ворон Воронович, письмо от Феи звуков, столы (стоят в два полукруга напротив друг друга), между столами – мольберт, 2 таблицы, в углах которых написаны буквы: Т, И, Г, Р; Г, Р, А, Ч; макет ручья, кораблики с сюжетными картинками на палубах, мяч, игра “Заколдованный круг”, схемы слов с пустыми клеточками, надпись “Звуковия”; физкультурные дорожки красного и зеленого цвета с рисунками детских следов, физкультурный тоннель для проползания, массажные мячи по количеству детей; магнитофон, CD запись песни В.Шаинского и М.Пляцковского “Чему учат в школе”

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети на ковре. В группу заходит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Правильно, я почтальон Печкин. Я разношу письма. Вам пришло письмо. Но я вам его не отдам, пока вы не скажете мне адрес вашего детского сада. (Дети называют номер и адрес детского сада).

Логопед читает письмо: “Дорогие ребята! Меня зовут Фея Звуков.

Я хочу пригласить вас в путешествие по моей стране Звуковии. Если вы будете правильно выполнять все задания, которые вам передаст мой помощник мудрый Ворон Воронович – вас ждет сюрприз”.

Логопед: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте подбодрим друг друга. Встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем наш девиз:

Наш девиз: не унывать!
Все пройти и все узнать!

2. “Поляна “Здоровье”.

На ковре разложены бумажные плоскостные цветочки, тропинка, стоит дерево.

Логопед: Отправляясь в путь, мы попадаем на поляну “Здоровье”. Возьмите массажные мячи. (Дети выполняют упражнения с массажными мячами из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические игры с мячом”)

Мячик сильно посжимаю

(Дети сжимают-разжимают мяч одной рукой,

И ладошку поменяю.

Затем – другой)

“Здравствуй, мой любимый мячик!” –

(Мяч удерживаем большим пальцем и

Скажет утром каждый пальчик.

Остальными попеременно сначала в одной руке, затем в другой)

Крепко мячик обнимает.

(Мяч с усилием сжимаем и удерживаем в одной руке, затем – в другой).

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

(Перебрасываем мяч из руки в руку)

Брат у брата мяч берет.

Логопед: А теперь выполним упражнения артикуляционной гимнастики (Дети выполняют артикуляционную гимнастику из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика”)

“Чашечка” – Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит.
К зубкам подняты края – вот и “чашечка” моя.
“Вкусное варенье” – Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик себе.
“Ступеньки” – На верхнюю губку, на верхние зубки,
За зубки скачок – во рту язычок.

3. “У нас гость”.

Каркает Ворон на дереве.

Логопед: Ребята, Ворон Воронович подготовил для вас задание. Давайте присядем на коврик и посмотрим, какое задание вы должны выполнить.

На наборном полотне выставлены в два ряда предметные картинки:

– “Назови слова-предметы, изображенные на картинках (лист 1). Какая картинка не подходит? Почему? (не подходит “телефон”, потому что только это слово начинается со звука [ть]). Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета будет эта буква? Почему?”

* телефон, чемодан, чайник, чеснок;

– “ Назови слова-действия: что умеют делать животные, изображенные на картинках? Обратите внимание на последний звук в словах-действиях. В названии какого слова-действия нет звука [ть] (“печь”) ? Какой звук есть в этом слове? Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета эта буква? Почему?” (2 лист)

* чайка умеет летать, зайчик умеет прыгать, утка умеет плавать, лиса умеет стеречь (добычу).

– Почему обе эти буквы написаны зеленым цветом?

4. “Лесная школа”.

По красной тропинке дети друг за другом (по следам) проходят и садятся за столы.

Логопед: В школе дети сидят за партами. Садитесь за парты и вы. Перед вами лежат карточки и фишки зеленого цвета. На карточках написаны буквы “Т”, “Ч” зеленым цветом. Какие звуки они обозначают?

Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть нужную букву фишкой. В словах могут быть обе буквы.

Слова запоминайте, чтобы потом смогли повторить.

Слова: 1. Печенье; 2. Телефон; 3. Человек; 4. Учитель; 5. Буратино; 6. Котенок; 7.Чебурашка.

Кто сможет повторить все слова?

5. “Повтори, не ошибись”:

Невеличка синичка, да тоже птичка.

Течет речка, печет печка.

6. “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Логопед: По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третьябуква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает команда Солнышко (“грач”). А теперь команда Радуга (“тигр”).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

7. Физкультминутка.

Игра в рифмовки “Попади на бережок””. (Дети, которые назвали слово правильно, проползают по тоннелю и попадают на бережок ручья)

Логопед: А теперь давайте поиграем с мячом в игру “Скажи наоборот”:

Остывшие булочки – …, грязное платье – …, холодный утюг – …, легкий чемодан – … .

8. “На берегу ручья”.

Логопед: Ребята, к нашему ручейку прилетел хорошо знакомый нам Ворон Воронович. Он приготовил еще одно задание. “Вы сейчас оказались на берегу ручья. По ручью плывут кораблики. Они везут картинки. Нужно по этим картинкам составить предложения и ответить на вопрос “У кого что?”, используя слова-признаки из игры “Скажи наоборот”.

У Кати чистое платье. У папы тяжелый чемодан.

У мамы горячий утюг. У бабушки теплые булочки.

9. “Заколдованной остров”.

Логопед: Страна Звуковия очень большая. Мы побывали на поляне Здоровья, в Лесной школе, на берегу ручья. А сейчас мы должны попасть на Заколдованный остров. Давайте по зеленой дорожке задом наперед пройдем к острову. Здесь мы поиграем в игру “Скажи ласково”.

Наш Заколдованный круг разделен на сектора, в каждом секторе картинка с изображением предмета (большого или маленького). Нужно назвать большой предмет, найти такой же маленький, соединить картинки стрелками (большая показывает на большой предмет, а маленькая – на маленький) и назвать ласково маленький предмет (с уменьшительным суффиксом -ик) .

Бегемот – бегемотик, ключ – ключик, мост – мостик, заяц – зайчик, кот – котик, палец – пальчик, хвост – хвостик, самолет – самолетик.

10. “Закончи предложения по образцу”.

Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени, изменяя по лицам.

11. Работа с пословицей “Грамоте учиться – всегда пригодиться”.

Как вы понимаете эту пословицу?

12. Итог занятия.

Нас снова зовет Ворон Воронович.

“Дорогие дети. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я узнал, что вы умные, внимательные, сообразительные. Вам все интересно. А вы знаете, чему учат в школе?”

Звучит песня В.Шаинского и М.Пляцковсвого “Чему учат в школе?”

Ворон Воронович дарит детям школьные принадлежности: ластики, простые карандаши, линейки, тетрадки, блокноты.

Дифференциация Ч – Ть

by Elena Soboleva

Copyright © 2018

Дифференциация Ч – Ть

by Elena Soboleva

Artwork: Для использования в работе учителей-дефектологов, а также для домашних заданий родителей и детей

Copyright © 2018

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1 . Произнеси (прочитай) слоги.

Ча – тя ать – ач ача – атя

Чо – тё оть – очь очо – отё

Чи – ти ить – ич учу – утю

Че – те эть – эч ичи – ити

Чу – тю уть – уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти – …, че – …, тя – …, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча-тя

чашка-тяжкий качать-катят внучата-утята

чайка-лентяйка ворчат-вертят крольчата-котята

чавкать-тявкать мычат-мостят круча-крутят

чо - те, че - те

бачок-потёк бочонок-утёнок зайчонок-котёнок

чёлка-тёлка прочёл-котёл чёрный-тёмный

чёткий-тётка чёсаный-тёсаный ночёвка-путевка

бечёвка-потёмки мочёный-метёный печёный-плетёный

чу - тю, чи - ти

чук-тюк каучук-утюг чулан-тюльпан

чижик-тише плечи-плети зайчик-зонтик

мычит-летит точить-катить овчина-паутина

че - те

зачем-затем качели-хотели леченье-плетень

черно-темно вечер-ветер чернеть-терпеть

чернота-теснота черенок-теремок калач-желать

ачь - ать

трубач-срубать вскачь-искать кумач-поймать поплачь-послать врач-брать

оч (очь) -оть, уч-уть, яч (ячь)-ять

толочь-полоть луч-муть

тянуч-тянуть могуч-погнуть

мяч-мять впрячь-пять

ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь-водить печка-Петька беречь-белеть
меч-иметь речь-смотреть натечь-надеть
печь-петь речка-редька напечь-запеть
лечь-клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер – …., утёнок – …, тёлка – …, котёл – …, путёвка – …, метёлка – …, плетёнка – …, утюг – …, тюльпан – …, теремок – …, телефон – …, костюм – …, пятёрка – …, тень – …, тюбик – …, тележка – … .

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

– Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

  1. Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

  1. Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

  1. У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

  1. Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

  1. Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

– Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

– Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

– Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

– Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

– Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

– Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

– Погоди, – смеётся ёжик, –

Через голову попробуй, –

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Упражнение 1. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», – думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

(Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный. Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила. Захотелось открыть. Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки.

– Кузнечик – кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал.

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела. Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал.

Потянули втроём за ленточку – не открывается коробочка!

Подлетела.

– Пчёлка – пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал.

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там – ! Стали мерить: – велики, – малы, – чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

Список использованной литературы:

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

  • Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

  • Настольно-печатная игра «Пять щенков» – логопедическое лото для детей 4-7 лет

  • Электронная педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

To our wonderful community of readers:

The author has made this book available to you free of charge. We"d be really grateful if you"d consider one of the following:

  • Donating a dollar to the author

  • If you enjoyed the book, leave a like!

  • Write a few words of encouragement in the comments section below

  • Share it with your friends, you can use this shortlink:

    Copy Link Link Copied!

Thanks for your generosity!
Mel, Ran, Shuli and the Ourboox team

Published: Jan 29, 2018
Latest Revision: Jan 29, 2018
Ourboox Unique Identifier: OB-420477
Copyright © 2018