ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Священный союз 1815 года. Венский конгресс и «Священный союз

Глава 13. 1815–1825 Священный союз и конец реформаторского порыва

Начиная с 1815 политика Александра I становится все более двусмысленной, а его действия все чаще расходятся с провозглашенными ранее намерениями. Во внешней политике высокие принципы, легшие в основание Священного союза, уступают место более приземленным интересам, прежде всего национальным, что выражается, в частности, в изменении позиции России в греческом и балканском вопросах. Внутри страны предоставление Польше конституции, воспринятое было как предвестие грядущих реформ, не получает продолжения, если не считать некоторых конфиденциальных проектов.

При всем том Александру не удается добиться полного приятия своей политики консерваторами, которых шокируют религиозные взгляды императора и некоторый налет «космополитизма» на всей его деятельности. Впрочем, меры, свидетельствующие о повороте к реакции, принимаются все чаще и связываются с именем А. А. Аракчеева, деспотизм которого достигает своего предела в начале 20-х: это ужесточение цензуры, чистки в университетах, разгон масонских лож и упорное, несмотря на многочисленные случаи неповиновения, продолжение губительного эксперимента с военными поселениями.

Что касается оппозиции этому царю, отправившему в ссылку Александра Пушкина, то она в виде тайных обществ развивается лишь в весьма узких кругах, среди дворянской и офицерской молодежи, как правило, под влиянием западного либерализма и находит выход в восстании декабристов 1825.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

«Священный союз» В 1656 году пост великого визиря Османской империи захватил Мехмет Кепрюлю. Он сумел провести реформу в армии и нанес несколько чувствительных поражений врагам.Через семь лет после начала его правления Австрия подписала невыгодный для нее мир в Васваре, в

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 КАВКАЗ, ГРЕКИ И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После Бухарестского договора мир между Россией и Турцией продлился 16 лет. Как ранее говорилось, мир мы должны понимать как перемирие, поскольку основная проблема взаимоотношений двух стран - Проливы - решена не была, плюс

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Из книги Том 3. Время реакции и конситуционные монархии. 1815-1847. Часть первая автора Лависс Эрнест

ГЛАВА II. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И КОНГРЕССЫ. 1815-1823 Мирная политика и конгрессы. В одном мемуаре о Венском конгрессе Гентц, корреспондент господарей Валахии, писал: «Пышные фразы о «восстановлении общественного порядка», «обновлении европейской политической системы», «прочном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815–1825 ГОДОВ Творчество основоположника русского романтизма В. А. Жуковского идейно претворило новую страницу в истории отечественной литературы, которая в значительной степени определялась общественной обстановкой послевоенных

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 4 СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После большой войны должен наступить большой мир. Это рассуждение достаточно банально и проистекает из простых предпосылок: устали воевать народы, устали воевать экономики, устали воевать правители. Все внешнеполитические вопросы решены военным

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 7 ПОВЕЛИТЕЛЬ ЕВРОПЫ: 1815–1825

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 8 ХРАНИТЕЛЬ ДОМА: 1815–1825

В начале XIX в. обстановка на международной арене была довольно напряженной. Ведущие государства мира – Британия, Франция, Россия, Пруссия – старались сохранить свои позиции на континенте и в колониях, что было довольно не просто. Ведь от Британии откололись североамериканские владения, Россия старалась не допустить конфликта между европейскими государствами. Францию штормило между республикой, Наполеоном и диктатурой. Выходом стало создание в Париже особой коалиции трех государств, которая получила названия «Священный союз».

Инициаторы и участники

Российский, австрийский и прусский правители старались удержать Европу от волны демонстраций и протестов, которые угрожали перекинуться на страны после наполеоновских войн. Многие историки сходятся во мнении, что внешнеполитический союз между Россией, Австрией и Пруссией был выгоден, в первую очередь, Александру Первому. Российский император не хотел новой войны, тем более, что его государство восстанавливалось после нашествия Наполеона и русско-турецких войн.

Пруссия и Австрия стремились контролировать европейскую политику и другие страны, чтобы сдерживать их территориальные притязания и обеспечивать реализацию решений Венского конгресса 1815 г.

Поддерживала Священный союз и Британия, но так и не стала участником этого альянса. Но все равно продолжала принимать активное участие в деятельности этой европейской коалиции.

Создание союза

В конце сентября 1815 г. во французской столице собрались три великих монарха Европы – Фридрих Вильгельм Третий (Пруссия), Франц Первый (Австрия), Александр Первый (Российская империя).

Встреча трех императоров закончилась заключением Священного союза и Акта, который подтверждал его существование. Главными целями работы коалиции данных государств Европы были:

  • Борьба против революций и национальных движений на континенте.
  • Сохранить границы государств нетронутыми, чтобы не начались новые территориальные деления между разными странами.
  • Поддерживать решения конгресса, прошедшего в Вене.

Через время к союзу присоединился Людовик Восемнадцатый, правитель Франции. Следом за ним большинство европейских государств стали активными участниками Священного союза. Только Британия и Ватикан с Папой Римским не подписали Акт. Не приняли в ряды коалиции Турцию, хотя султан стремился быть в этом внешнеполитическом объединении Европы. Причина была проста – Порта была мусульманским государством.

Принципы деятельности

Акт о Священном союзе был построен на принципах христианской веры, изложенных в Библии. Страны обязывались в братстве, вере, любви и правде действовать вместе против угроз, предоставлять друг другу помощь. Именно на этом условии настаивали создатели Священного союза, даже, если государства испытывали друг к другу неприязнь и определенные претензии. Это не должно было мешать предоставлению помощи и нарушать мирный порядок на континенте. Таким образом, государи должны были за свои ошибки и проступки отвечать перед Богом, а не перед конкретными лицами или странами. Получалось, что вершить судьбу Европы будут правители, получившие свою власть от Божьего промысла.

Военные обязательства в Акте о Священном союзе не были прописаны. Зато их монархи закрепили в другом договоре – о Четверном союзе, ставший квартетом наций. К нему присоединились Британия, Пруссия, Россия и Австрия, желающие проводить совместные военные компании.

Формы работы

В день подписания Акта Россия, Пруссия и Австрия договорились о том, что решать важные вопросы будут на официальных встречах. Острые и проблемные моменты оговаривались монархами, а не очень важные – министрами иностранных дел.

На практике все оказалось немного не так. Участники коалиции постоянно созывали конгрессы, которые привели к созданию механизма вмешательства во внутренние дела «проблемных» стран.

Выработка такой стратегии была очень выгодна императорам – основателям союза, ведь они получили легальное право говорить другим государствам, где у них сложности, как их решить. Таким образом, конгрессы инициировали насильственное подавление движений, ведущих к национальной идентичности и революциям.

Конгрессы и их результаты

Встречи стран проходили в разных городах и созывались от имени конкретной страны, которой надо было устранить угрозу для своей территории. Первый конгресс состоялся в Ахене с конца сентября до конца ноября 1818 г. Созвала встречу Австрия, чтобы решить вопрос о деокупации Франции.

За два месяца состоялось 47 заседаний, рассматривающие следующие вопросы:

  • Возвращение территориальной целостности Франции и возвращение ее в ряды европейских держав. Участники конгресса поддержали это решение, сделав Францию полноправным членом Священного союза.
  • Отвод войск с французской территории и выплата контрибуции.
  • Создание общеевропейской коалиции, чтобы более эффективно отстаивать национальные интересы государств.
  • Нерушимость границ – отложили проект на потом, но к нему больше никогда не возвращались.
  • Участие Испании в конгрессе и оказание стране посреднических услуг с национальными движениями в южноамериканскими колониях. Но ведущие государства отказались, а Россия только морально посочувствовала.

Поднимался и ряд территориальных вопросов, безопасности на морях и морских путях, разногласий в Нидерландах, работорговле. Итоговые документы, которые были подписаны в 1818 г., гарантировали нерушимость Священного союза, следование основам международного права, снятие с Франции блокады и претензий.

Следующий конгресс снова созвала Австрия, поскольку в Неаполе в 1820 г. вспыхнула революция. Участники Священного союза встретились в этот раз в Троппау (сейчас это город Опава в Чехии). Заседания по разным вопросам проходились также два месяца – с 20 октября по 20 декабря.

Австрия требовала, что Священный союз оказал давление на страны, где начинались революции или существовала угроза их возникновения. Император Австрии хотел, чтобы войска коалиции вошли в Сицилию, Испанию и Португалию, где из-за Наполеона поднялись революционные движения.

В окончательном протоколе страны-участницы союза подтвердили, что вмешательство необходимо для сохранения статуса-кво. Против выступила Британия, из-за чего решение не было принято. Так возникла необходимость созвать новый конгресс, который начался в конце января 1821 г. в Лайбахе.

Эта встреча участников Священного союза длилась пять месяцев. Пригласили правителя Королевства Двух Сицилий Фердинанда Первого, поскольку проблема касалась его страны. Он просил об интервенции, поскольку ситуация внутри Италии была критичной. Фердинанд получил гарантии того, что австрийские войска наведут порядок в Королевстве, но за это он должен был отменить конституцию. Фердинанд Первый пообещал выполнить требование, но так свое слово и не сдержал. Франция и Британия покинули конгресс, а Австрия ввела армию в Сицилию.

В течение работы конгресса в Лайбахе французская делегация получила рекомендации о том, что должна отреагировать на революции в Испании и Греции. Франция искала поддержку у России, но Александр Первый колебался. Вопрос перенесли на новый конгресс.

Проходил он в Вероне и, по сути, стал последней встречей стран Священного союза. Собрались государства в этом знаменитом шекспировском городе по настоянию Австрии в октябре 1822 г. и оставались в Вероне до середины декабря того же года.

Испанская революция волновала Европу, но бороться с ней Франция в одиночку не хотела. Поэтому искала поддержку, как военную, так и моральную, материальную, дипломатическую на стороне.

Российская империя, Пруссия и Австрия были готовы разорвать с испанским правительством отношения. Британия выступила за размещение французской армии вдоль границы с Испанией, без открытой войны. Чтобы больше не тянуть с решением испанского вопроса, основатели Священного союза подписали секретный протокол о том, когда надо вводить войска в Испанию. Британия не подписала, считая, что документ ставит под угрозу испанскую монархию.

Интервенция должна была начаться, если Испания нападет на французскую землю, испанский король потеряет свой трон или членам его семьи будут угрожать, нарушаться права королевской династии. В 1823 г. испанская революция стала угрожать Франции, поэтому король отдал приказ начать войну. Угроза была устранена.

Закат европейского сотрудничества

1823 г. выдался довольно бурным для континента, ведь революционные и национальные движения возникали повсеместно в разных колониях. Особое беспокойство вызывали восстания в Южной Америки, которой владела Испания. Ее правитель Фердинанд Седьмой настаивал на созыве очередного конгресса. Идею не поддержали Британия и Франция, из-за чего встреча в верхах не состоялась.

В 1825 г. российский император Александр Первый умер, что ослабило союз изнутри. Этот монарх держал коалицию, определял ее развитие и формат работы. Но после его смерти не нашлось монарха, который сумел бы так умело сглаживать противоречия между странами.

Внутренние распри в каждом государстве, революция в Латинской Америке, борьба России и Австрии на Балканах фактически развалили союз. «Контрольным выстрелом» в Священный союз стало обострение противоречий Пруссии и Австрии в Германском союзе. Страны не могли договориться, кто же из них будет лидером, кто определить единую линию внешней политики. О сотрудничестве речь не шла.

Еще несколько лет коалиция, которая в 1815 г. казалась такой стабильной и надежной, просуществовала. Но это была лишь формальность. Каждый монарх уже строил свою политику, искал на стороне союзников. По сути, в середине XIX в. Священный союз перестал существовать.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

Священный союз. Фрагмент гравюры начала XIX века. Автор Бок Йоган Карл


В 1815 году Россия, Австрия и Пруссия заключили Священный союз, декларирующий взаимопомощь всех христианских правителей. Союз стал прототипом многих международных объединений XX века.

Грозные события Отечественной войны 1812 года, когда само существование России оказалось под угрозой, привели к консолидации внутренних резервов народного духа, вызвали подъем патриотизма, а для части общества стали религиозным ренессансом.

Александр I, император Всероссийский, ранее равнодушный к вопросам веры, теперь с живым интересом обратился к религии. В тот день, когда завоеватели заняли древнюю столицу России Москву, он впервые в жизни открыл Библию. В дальнейшем на свою миссию и миссию Российской империи он смотрел сквозь призму христианства.

В блистательных победах русских войск над превосходящими силами противника Александр увидел исполнение высшего Промысла. Встретив в 1814 году Пасху в покоренном Париже, самодержец Российский отмечал: «По неисповедимой воле Провидения, из холодной Отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтоб в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице… принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Поскольку России, как победительнице Наполеона, принадлежала главная роль в послевоенном переустройстве Европы, ее Александр I проводил в соответствии с представлениями о своей высокой миссии.

Именно русский царь должен был напомнить правителям Европы, что в государственном управлении они должны руководствоваться евангельскими заповедями «любви, правды и мира», и к подданным относиться как «отцы семейства».

Документ, подписанный 25 сентября 1815 года императором Всероссийским Александром I, императором Австрийским Францем I и королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, напоминал о том, что все люди являются братьями, и предполагал внешнеполитические отношения выстраивать, основываясь на христианской этике.

Этот документ, очень похожий на проект единого христианского государства, и объединявший Европу под началом христианских идей, вызвал недовольство деятелей, выступавших за смену самодержавия как политической модели.

В советской историографии Священный союз был назван организацией «с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданной на основе идеи подавления революции и политического и религиозного свободомыслия, где бы они не проявлялись».

Политики, современные созданию Союза, критически и подозрительно относились к самой идее объединения государств. Так, например, австрийский дипломат Меттерних, называл его «простой моральной манифестацией».

В то же время создание Священного союза стало прототипом современных международных организаций. Принципы международного права, четко сформулированные императором Александром I, позже легли в основу мировой политики XX века - Лиги наций, ООН и Евросоюза. Однако уникальность проекта Александра I в том, что ни одна международная организация в истории не брала за основу для своих отношений евангельские принципы, рекомендующие «людям жить как братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.