ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Барчуков, Игорь Сергеевич - Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования

1

В данной статье рассмотрены значение гиподинамии в жизни человека и пути борьбы с гиподинамией.

гиподинамия

здоровье населения

факторы риска здоровья населения

ожирение

1. Барчуков, И.С. Физическая культура: учеб. пособие / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.

2. Дубровский, В.М. Движение для здоровья / В.М. Дубровский. – М.: Знание, 1989. – 140 с.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– 384 с.

4. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.2001. – 448 с.

5. Чумаков, Б.Н. Валеология: избранные лекции / Б.Н. Чумаков. – М., 1997. – 245 с.

В нашей стране очень широко распространена гиподинамия. Многие люди страдают от недостатка двигательной активности. Гиподинамия - это снижение функций мышц опорно-двигательного аппарата, систем кровообращения, дыхания, пищеварения и др.систем из за ограничения двигательной активности. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией , автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Научно-технический прогресс дает нам очень много полезных возможностей. Наряду с этим у нее есть и отрицательные стороны: гиподинамия, нервно-психические расстройства, повышение массы тела, вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и т.д. Все эти состояния являются факторами риска возникновения различных заболеваний.

Самая опасная болезнь, к которому приводит гиподинамия, - это ожирение. А ожирение в свою очередь является началом очень многих серьезных заболеваний. К сожалению, на сегодняшний день ожирение стало болезнью XXI века. Согласно статистическим данным, число страдающих людей от ожирения достигло 1 млн человек. Эксперты ВОЗ утверждают, что ожирение является современной неинфекционной эпидемией. В число болезней, которые возникают вследствии гиподинамии, можно отнести и сахарный диабет. По данным ВОЗ, от сахарного диабета каждый год умирают 5 млн человек. Во всем мире от этой болезни страдают 382 млн человек. Если не предупредить гиподинамию сегодня, то при нынешнем темпе развития этой болезни до 2025 года число страдающих людей может достигнуть 2 млрд. Это очень высокий показатель. Каждый год по всему миру умирают 1,9 млн человек от недостатка физической активности. А от гиподинамии умирают 2 млн человек. Согласно проведенному опросу и списку регистрированных пациентов в больницах, гиподинамия в Казахстане достигла 45 %. Это означает, что около половины всего населения нашей страны страдают от этой болезни. По- этому, чтобы вырастить и воспитать здоровых детей нужно бороться с гиподинамией, заниматься спортом и физкультурой, вести здоровый образ жизни. Только тогда мы можем воспитать здоровых потомков и предупредить множество различных болезней.

На сегодняшний день является актуальной задачей введение в повседневную жизнь людей различные спортивные тренировки в качестве способа устранения вышеуказанных факторов риска здоровья. Нам известно, что 40 % человеческого организма состоит из мышц, снижение работы мышц приводит к нарушениям функций многих функциональных систем организма, особенно оно очень сильно влияет на сердечно-сосудистую систему. Организм рассматривается как самоуправляемая система, а движение - это основной механизм саморегуляции и основной способ обсепечения трудоспособности. Будущее любой страны напрямую связано со здоровьем населения. Это истина не нуждается в доказательствах. Наша цель - здоровый образ жизни.

В нашей работе был проведен сравнительный анализ наличия гиподинамии в Казахстане и Южной Корее. Сравнительный анализ выявил некоторые особенности этих стран. Почему мы выбрали Южную Корею для сравнения? Потому что Южная Корея является цивилизованной страной, в которой развита экономика, система автоматизации и социальное состояние населения. По сравнению с нашей страной экономика Южной Кореи достоточно хорошо развита. Но почему гиподинамия больше распространена в нашей стране, чем в Корее? Гиподинамия в Корее в 1992 году составляла 8 %, а в 2012 году 32 %. По сравнению с Казахстаном это очень низкие показатели. Это означает, что в Корее 70 млн населения практически не страдают от недостатка двигательной активности. Почему в этой стране уровень гиподинамии очень низкий, в чем причина? Высокое экономическое состояние или же в соблюдении принципов здорового образа жизни? В Корее в каждом районе построены специальные площадки для заниятий физкультурой, спортом в целях борьбы с гиподинамией. В любой точке страны есть бесплатные спортивные площадки. Эти специальные места могут посещать и взрослые, и дети. В Корее и Японии не принимают в школу детей, не участвующих в каких-либо спортивных кружках. Из этого видно, что в этих странах детей с малых лет учат вести здоровый образ жизни, приобщают к спорту. Этот способствует молодому поколению вырасти здоровым и сильным. Не смотря на то, что в Казахстане уровень гиподинамии очень высокий, у нас отсутствуют специальные тренировочные места для бесплатного пользования, а если есть таковые, то они единичны.

Мы предлагаем ввести в города Казахстана проект «Построение специальных бесплатных спортивных и тренировочных площадок для детей и взрослых». Если будут построены эти специальные площадки, то у всех появится возможность бесплатно заняться спортом и физкультурой, не ходя на платные фитнес-клубы, что не каждый гражданин Казахстана может себе позволить. По результатам опросов только 14 % казахстанцев регулярно посещают бассейны или спортзалы, занимаются лыжным спортом и ездой на велосипеде. Это очень низкий показатель. Со временем мы надеемся, что этот показатель будет увеличен до 80-90 %.

Мы считаем, что реализация данного проекта была бы целесообразна для нашей страны. По данным опроса, 40 % жителей Казахстана хотели бы иметь в своих городах такие бесплатные, спортивные и тренировочные площадки. И люди в свое свободное время посещали бы эти места, занимались бы спортом, чтобы предотвратить болезни, связанные с гиподинамией и другими факторами риска здоровья. В нашей стране есть множество школ и ВУЗов. Если построить специализированные площадки для заниятий физкультурой в школах, ВУЗ-ах, около жилых домов и офисов, то число людей страдающих от гиподинамии заметно сократится. Простота, доступность и бесплатность услуг позволит использовать их абсолютно всем желающим. Это приведет к повышению здоровья нашего подрастающего поколения и населения в целом, снижению уровня недостатка двигательной активности и связанных с нем болезней, особенно ожирения.

Библиографическая ссылка

Даутова М.Б., Жетписбаева Г.Д., Абишева З.С., Асан Г.К., Журунова М.С., Раисов Т.К., Искакова У.Б., Исмагулова Т.М. ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-4. – С. 542-543;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8599 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Барчуков И. С.

Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.

ISBN 978-5-7695-4899-4

Рассмотрены содержание туристской деятельности, особенности ее научного познания, менеджмент и маркетинг в туристском бизнесе, его экономико-математические методы и модели. Освещены особенности методических приемов в проведении экскурсий, методы и технология формирования оздоровительных программ для туристов, а также методологические основы международного сотрудничества в туризме. Особое внимание уделено рассмотрению финансовой деятельности в туристском бизнесе и перспективам его научного исследования.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезным для специалистов туристических организаций.

УДК 379.85(075.8) ББК 75.81я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия*, и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Барчуков И.С., 2008

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4899-4

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебном пособии рассмотрена взаимосвязь различных научных знаний, оказывающих существенное влияние на методы научных исследований в туризме, их использование в решении конкретных научных проблем. Широкое применение в научных исследованиях получила комплексная методика с использованием моделирования методов системного анализа. Знание общих методов научного познания общих закономерностей в туризме служит исходной предпосылкой успешного решения частных научных проблем.

Одной из главных тенденций развития науки о туризме является ее проникновение во внутренние связи и отношения в туризме, обнаружение сущности процессов. Эта тенденция проявляется в формировании фундаментальных законов, лежащих в основе функционирования и развития туризма и его конкретных проявлений.

Важное место в учебном пособии занимает рассмотрение общей и частной методологии в исследовании туризма, использование методов таких научных дисциплин, как экономика, менеджмент, право, социология, психология, информатика, медико-биологическая наука, направленная на оздоровление человека. Раскрыты сущность и содержание современных методов исследования как основы выработки стратегии туристской отрасли. Большое внимание уделено методам менеджмента и маркетинга, прогнозным методам, методам определения стратегических альтернатив, выявления конкурентного преимущества и др.

В учебном пособии отражена методологическая основа международного сотрудничества в туризме. Показаны методы, применяемые в бухгалтерской деятельности, а также логическая последовательность исследовательского процесса в туризме, постановка и формулирование научной проблемы, обоснование научной гипотезы.

Изучив широкий спектр методов и методических приемов, специалисты смогут профессионально исполнять свои обязанности на турпредприятии, занять свою нишу на рынке услуг, устойчиво развиваться в условиях конкуренции.

ВВЕДЕНИЕ

Основы турбизнеса

Государственная политика в туризме начинается тогда, когда миллионам людей необходимо обеспечить плодотворный отдых. Для решения этой проблемы особое значение имеет вопрос о количестве граждан, которые желают хорошо провести свой отпуск, и количестве гостиниц, которые могут предоставить места для проживания.

Туризм - эта та часть индустрии гостеприимства, где граждане могут удовлетворить свои физические, интеллектуальные, этические и психологические потребности.

Важной проблемой туризма является поиск новых форм и способов ведения коммерческой деятельности. Правильно предвидеть характер будущего туристского рынка, выработать формы и способы ведения предпринимательства - означает добиться дополнительного преимущества над конкурентами, обеспечить успех собственного предпринимательства в туризме (турбизнеса).

Новые способы ведения турбизнеса определяются не только эмпирически. Выявив его общие законы, можно выработать методологические принципы анализа форм и способов ведения турбизнеса, определить тенденции его развития. Методологическая подготовленность менеджеров в совершенствовании известных и разработке новых способов ведения хозяйствования в турбизнесе приобретает важность в связи с постоянными новшествами в туризме, его техническим оснащением, нацеленностью на стратегию.

Бизнес-планирование, подготовка специалистов, материальнотехническая оснащенность, научные исследования, стратегия развития зависят от достигнутой в данный момент ступени производства турпродукта, от информационного обеспечения. Большое значение имеет творчество менеджеров, которые могут «изобретать» турпродукт, лучше адаптироваться к рынку услуг, влиять на ход развития отрасли в целом. Многое зависит от талантливых специалистов, их решающей роли в развитии современного туризма.

Развитие форм и способов ведения турбизнеса зависит не только от качества, но и количества специалистов и технических средств. Качественные сдвиги в развитии форм и способов ведения турбизнеса происходят при определенном количестве новой техники. Это служит материальной базой для возникновения новых видов туризма, например экстремального туризма, что способствует производству технических средств, обучению специалистов и потребителей.

Современный рынок туристских услуг - это переплетение взаимосвязанных и противоречивых процессов. Можно досконально знать турбизнес, его законы, но каждый конкретный случай будет иметь свою специфику. Опыт, интуиция менеджера, его кругозор должны помочь ему быстро найти оригинальное решение, слабое место у конкурентов и использовать его д ля решения своих задач.

Широкомасштабное развитие туризма способствует утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопониманию между народами. Туризм содействует культурному сотрудничеству, улучшает социально-экономические отношения между народами разных культур.

Исследования в области туризма показывают, что он стал не только общественным, но и экономическим явлением. Функциональные признаки видов и форм туризма - это массовость, экономический фактор, решение социальных проблем.

Массовый туризм решает задачу достижения высокой степени физического развития личности. Он осуществляет такие социальные функции, как оздоровительная и воспитательная.

В эпоху глобализации туризм стал инструментом экономики.

Престижность туризма, как составной части индустрии гостеприимства, влияет на сознание и чувства людей. Такие функции туризма, как профессионализм, престижность, коммуникативность определяют его место в социальной системе.

Функции туризма

Туризму присущи следующие общекультурные и общевоспитательные функции: эстетические - удовлетворение потребности личности в общем гармоническом развитии;

нормативные - выработка и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение;

информационные - реализация, накопление, распределение и передача от поколения к поколению сведений о достопримечательностях, культурных ценностях народов, их возможностях, средствах и путях их совершенствования;

правовые - регламентирование туристской деятельности законами, международными и отечественными правовыми актами;

экономические - материально-финансовое и техническое обеспечение деятельности турпредприятий специалистов, содержание и эксплуатация сооружений, оплата труда.

В процессе туристской деятельности люди вступают в разнообразные специфические отношения, которые, в свою очередь, включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность этих отношений является определяющей основой формирующего влияния туризма на личность, повышения активности в социальном плане. В туристских мероприятиях процесс социализации личности проходит ускоренными темпами и оказывает непосредственное влияние на повышение общественной активности.

В обществе постоянно возрастает необходимость воспитания подрастающего поколения, что требует всемерного поощрения всех видов и форм туризма.

Цели и задачи научного исследования туризма

Цели и задачи научного исследования туризма вытекают из государственной политики его развития. Теоретическая разработка программ развития регионов направлена на защиту обеспечения отечественных интересов. Реалистический характер государственной политики развития туризма определяет научность и объективность теоретических концепций.

Пути совершенствования науки о туризме определяются развитием материально-технических средств, строительством и реконструкцией гостиничных комплексов, автотранспорта, специального технического оборудования, повышением благосостоянием граждан страны. В этом проявляется одна из закономерностей туризма, указывающая на зависимость способов его развития от эффективной экономики. В связи с интенсификацией роста туризма перед наукой возникают следующие задачи: прогнозирование развития инфраструктуры регионов; разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательной базы: подготовка обслуживающего персонала.

Целями научных исследований в туризме являются всемерное повышение туристского потенциала страны, высокий уровень подготовки квалифицированных кадров, теория и практика управления туристским делом на рынке услуг.

Цели, выдвинутые перед туристской отраслью государством и его субъектами, преломляются через реализацию конкретных программ. Например, государственная стратегия исходит из оценки, складывающейся на мировом рынке услуг. Перед наукой о туризме ставится цель - разработать целевые программы развития инфраструктуры туризма в тех регионах страны, которые пользуются спросом для посещения у граждан других стран. В этом случае цель конкретизируется через определение стратегических, оперативных и тактических проблем.

Выделение факторов, которые определяют цели и характер туризма, важно с точки зрения более четкого логического обоснования направленности его развития. Эти факторы выступают как единое целое: невозможно выбрать основополагающие ориентиры для туризма, руководствуясь только одним каким-либо требованием.

В туризме надо решать задачи поискового характера, которые состоят в исследовании и объяснении процессов. Примером может служить рынок таймшера (клубного отдыха), который зародился как разделенный отдых и, в конечном счете, стал мощной экономической базой туризма за рубежом, имея свою законодательную практику и международные обменные организации: Resort Condominium International (RCI), Interval International (II). Ученые и специалисты не предполагали потенциальных возможностей практического использования таймшера. Этот вид туризма получил признание, однако для российской действительности он требует специальных исследований.

Поисковое направление в развитии туризма состоит в исследовании таких проблем, как влияние научных открытий на создание новых технических средств его обеспечения, например яхтами, автобусами, морскими и речными пароходами, инвентарем, оборудованием, а также на способы хозяйствования в рыночных условиях. Это необходимо для выявления перспективы совершенствования инфраструктуры туризма в регионах, соотношения своих средств со средствами

и ресурсами конкурентов. Решение поисковых проблем оказывает влияние на развитие сопредельных наук, стратегию развития туризма.

Если менеджеру необходимо оценить ситуацию в сегменте рынка, он должен оценить, как это повлияет на продвижение турпродукта, на действия конкурентов, как использовать партнерские отношения, поддержку кредитных организаций, средств массовой информации.

Целенаправленность мышления менеджера должна обеспечивать эффективность его деятельности в реальных сроках выполнения задач.

Отрицательно сказывается неточно сформулированная или нечетко понятая исполнителем цель. Ясность, категоричность, недвусмысленность формулировок при постановке цели и задач - залог коммерческого успеха.

Основные составляющие научных знаний о туризме

В основе научных знаний о туризме лежат стратегия и тактика.

Стратегия развития туризма в России представляет собой систему научно обоснованных взглядов на сущность, характер и способы развития туризма в регионах и в стране в целом, на требования к строительству гостиничных комплексов, дорог, транспорта, физкультурно-оздоровительных центров.

Стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, а также отдельных заповедных зон страны. Стратегия туризма - это главный показатель уровня развития экономики в целом.

Тактика охватывает теорию и практику хозяйствования предприятия, его структур. Она дифференцируется по направлениям и сегментам рынка, является специфичной деятельностью. По существу, каждый отдал или служба или каждое структурное подразделение туристской компании разрабатывает и проводит на рынке свою тактику. Она более подвижна, динамична в своем развитии, быстро реагирует на все изменения, которые происходят как вне структуры (изменение курса валют, техногенные катаклизмы в различных регионах), так и внутри ее, например текучесть кадров, неэффективные турпакеты.

Единство научных знаний определяет комплексный характер разработки научных проблем. Нельзя, например, совершенствовать систему и методы управления в туризме, не опираясь на знание стратегического планирования, бизнес-планирования, экономики, компьютерных технологий, психологии, других научных дисциплин.

Необходимость комплексного подхода к решению научных проблем определяется и тем, что новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного характера открываются на стыке различных наук, которые следует использовать в полной мере.

Значение туризма в жизни общества

В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристской деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др. Все это объединяется под термином турбизнес. В турбизнесе появились новые специальности: турпродукт, туроператоры, турагенты, менеджеры, маркетологи и др.

Для специалистов, работающих в турбизнесе, важно знать задачи, стоящие перед туризмом, и пути их решения при осуществлении туристской деятельности. Таким образом, туризм превратился в целую науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории и методы исследования.

В современных условиях туризм оказывает большое влияние на многие стороны жизни общества, охватывает многие процессы, например социальные и технические.

К социальным процессам относятся экономическое обеспечение ведения туристской деятельности, моральная и психологическая подготовка людей к рациональному использованию отпуска, общее благосостояние большинства людей, наличие мест отдыха и качественное обслуживание. Необходимость глубокого исследования подобного рода процессов обусловила появление таких наук, как «Санаторно-курортное дело», «Менеджмент и маркетинг в туризме», «Туристский рынок», «Организация международного туризма», «Экономика туризма», а также психологические, педагогические, юридические науки в сфере туризма. Они отражают процессы, занимающие сопредельное положение между туристской деятельностью и соответствующими видами деятельности, которые по своему содержанию входят, с одной стороны, в состав туристской науки, с другой, - в специальные отрасли соответствующих наук.

Для эффективной туристской деятельности в туризме надо развивать производство специальной техники и строительство различных сооружений и объектов.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА

Глава 1 Методологические подходы к исследованию туристской деятельности

1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме

Методология (в ее широком понимании) - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология в науке - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методология выступает как средство теоретического познания и преобразования действительности.

Методология как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности. Для изучения туризма как вида деятельности людей, как успешно развивающейся отрасли мирового хозяйствования проводят исследования с помощью различных методов.

В науке о туризме ученые и специалисты в своих исследованиях опираются на общую, специальную и частную методологию.

Общая методология обеспечивает правильные и точные представления об общих законах развития туризма, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучают ученые и специалисты. В ее основе лежит диалектический подход к пониманию сущности туризма. Данная методология исходит из материальности окружающего нас мира, в котором материя находится в непрерывном движении, развитии.

Движущие силы развития окружающего мира (материи) подчиняются законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перезола количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. "

Специальная методология позволяет формулировать законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования феноменов, которые исследуются. Данная методология при исследованиях конкретных явлений и процессов в туризме позволяет применять соответствующие методы и принципы, методики, способы и приемы, чтобы определить конечные результаты исследований.

В основе специальной методологии лежат следующие принципы: научность - основывается на общенаучном знании и строится с учетом достижений смежных наук, например экономики, юриспруденции, управления, информатики и социологии;

наглядность - реализуется в основных методах обучения, опирающихся на необходимость создания зрительного образа, что способствует лучшему его усвоению и запоминанию;

доступность - базируется на учете особенностей персонала, возможности усвоения того или иного уровня сложности содержания обучения туристской деятельности;

единство теории и практики обучения - основывается на диалектике и реализуется в процессе деятельности, предусматривающей обязательность достижения уровня практического применения полученных знаний для полного и точного их усвоения;

воспитывающий характер обучения - обусловливается совпадением направлений обучения и воспитания, поскольку обучение направлено на формирование личностных качеств у специалистов, что реализует основную цель воспитания.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных явлений туристкой деятельности, которые составляют объект и предмет ее анализа. В ее основе лежат следующие принципы:

детерминизм - причинная обусловленность психических процессов, происходящих во время освоения видов и форм туризма, явлений и процессов по качественному обслуживанию потребителей, получению прибыли;

единство сознания и деятельности - показатель единства развития сознания и деятельности, когда сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности;

развитие - показатель неразрывной связи туризма с другими отраслями наук и общего развития

Интеллектуального, эмоционального, социального;

личностный подход в обучении - ориентирование исследователей на изучение индивидуальных и социально-психологических особенностей специалистов.

Рассмотренные принципы методологии дают представление: о движущих силах развития науки о туризме, о социальной обусловленности развития и совершенствования деятельности специалистов.

1.2. Роль методологии при исследовании туристской деятельности

Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий (экскурсий и путешествий); прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.

Методологическая оценка туристской деятельности помогает определить вероятного конкурента на рынке услуг, экономическое и техническое состояние турпредприятия, предполагаемые способы его развития и ведения конкурентной борьбы, стратегию и тактику деятельности специалистов.

В основе методологии лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. В путешествиях и экскурсиях деятельность людей обогащается новым опытом в результате знакомства с новыми достопримечательностями.

Изучение туризма на практическом уровне не раскрывают сущности его исторического развития, однако постоянно используются в повседневной жизни. Изучение туризма на теоретическом уровне ставят своей задачей понимание сущности изучаемых явлений в форме категорий, законов, научных теорий, а также в виде абстракций, отражающих глубокие существенные взаимосвязи материального и духовного мира.

Целью туристской деятельности является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных создавать турпродукт, а также получить прибыль от этой деятельности.

Субъектами туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определенных общественных и производственных отношений, а также накопленные знания и опыт в данной сфере деятельности.

1.3. Методика научных исследований в туризме

Содержание исследований в области туризма. К содержанию исследований в ласта туризма относят: изучение состояния проблемы, постановка целей и определение задач, выработка гипотезы исследовать подбор методов и методик экспериментов, их апробация. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на эксперимент, логическую и хронологическую схему исследования, выбор контингента и количества испытуемых, определение необходимого числа измерений (наблюдений), обработку полученных результатов. Важным также является обеспечение места проведения исследования, изолированного от внешних помех, и подготовка технического оснащения исследования, обеспечивающего решение поставленных задач.

Исследование включает в себя: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов; проведение серии экспериментов; теоретическую и количественную обработку полученных результатов - определение средних величин, меры, рассеивания данных, коэффициентов корреляции, построение графиков, таблиц, диаграмм; качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных; интерпретацию данных и формулирование выводов.

В ходе исследовательской деятельности необходимо руководствоваться принципом «истинность

- ложность». Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, выраженных в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы. Истина - это верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика.

Этапы исследований. В связи с необходимостью повышения уровня достоверности исследования необходимо определить этапы исследования: во-первых, сформулировать ту или иную проблему туризма с использованием научного познания реальности; во-вторых, определить меру неизвестного в известном с использованием терминов научной дисциплины.

Важным этапом является формулирование проблемы , т. е. выявление необходимой информации для описания или объяснения реальности. Приступая к формулированию проблемы исследования, необходимо определить, к какому виду или явлению туристской деятельности она относится. Предметом исследования в туризме могут быть: взаимосвязи фактов турбизнеса с гостиничными комплексами и транспортными услугами; закономерности экономического развития в стране и в мире, тенденции социокультурного опыта специалистов. В туризме изучаются закономерности

овладения знаниями в учебных учреждениях, овладение умениями и навыками на турпредприятии, исследуются закономерности формирования творческого активного мышления потребителей услуг, изменения психики в процессе туристской деятельности.

Важным этапом исследования является также определение меры неизвестного в известном, степень ее актуальности для теории туризма. Надо осуществить экспертизу степени и характера изученности проблемы исследования, т.е. поиск значимой информации о теоретических источниках, а также о смежных с туризмом науках. Исследование должно основываться на изучении состояния проблемы не только в теории, но и на практике.

Виды исследований. В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучении туристской деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Этими фактами являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристской деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.

Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя сбор и анализ фактов, объяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, с помощью которых неизвестное событие или нетипичный результат объясняется с позиций фактов уже известных.

Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должна быть представлена подробная и аргументированная критика того, что уже предпринято по проблеме, и сделаны соответствующие выводы.

Обзорное исследование может содержать и собственные размышления автора по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между обзорно-аналитической, обзорно-критической и конструктивно-теоретической частями работы.

Ученый может провести теоретическое исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, что может явиться авторским вкладом в теорию решаемой проблемы, новым ее видением, оригинальной точкой зрения.

К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точности определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К методам теоретического исследования относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историкологический метод.

Формулирование темы исследования - один этапов в деятельности ученого: уточняется тема с учетом конкретной научной или практической потребности. Название темы должно, по возможности, кратко отражать суть решаемой проблемы. Двусмысленность и неопределенность в формулировке темы недопустимы. Последствия этого будут сказываться на всех этапах исследования, в частности при формулировании рабочих гипотез.

Цели и задачи исследований. На основе результатов изучения состояния проблемы определяются цель и задачи. Исследовательскими называются те промежуточные и конечные цели, которые должны быть достигнуты в итоге исследований. Промежуточные цели - это оценка уровня ресурсного обеспечения турпредприятия, функционирования его на рынке услуг в момент проведения экспериментальной работы.

Задачи представляют собой последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца.

Задачами исследования, преследующего подобную цель, могут быть: конкретизация проблемы, изучение связанной с ней литературы и практики; уточнение гипотез исследования; выбор методов диагностики процессов; разработка методики формирующего эксперимента; разработка плана и программы эксперимента, его проведение, обработка и анализ результатов эксперимента; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Цели и задачи формулируют определенно и четко, иначе невозможно будет установить степень их реализации. Задачи исследования должны быть адекватны основной цели исследования, которой подчинены промежуточные цели.

Название темы должно соответствовать задачам. Это соответствие устанавливается после ряда этапов. Сначала дают общее название темы и определяют задачи, исходя из познавательных и практических потребностей. В дальнейшем название темы влияет на поставленные задачи, а задачи - на название темы. Постепенно путем последовательного исследования достигается уточнение и темы, и задач.

Число задач исследования в туризме обычно колеблется от 3 до 6. Если их меньше, то они в значительной степени сливаются с темой, в малой степени - конкретизируют ее. Если их больше, то может быть потерян общий смысл, возрастет неопределенность, утратится целенаправленность исследования.

1.4. Функциональные особенности науки о туризме

В науке о туризме познание действительности опирается на достоверные знания объективных законов природы, общества и деятельности человека, где важную роль играют следующие функции.

Познавательная функция науки о туризме состоит в том, что она основана на фактах, обоснована логически и математически, проверена на практике, познание направлено на дальнейшее развитие видов и форм туризма.

Мировоззренческая функция науки о туризме состоит в том, что она дает возможность построить достоверную картину мира, составляющую основу ориентации людей, общества в целом, составляет основу рациональной организации жизнедеятельности человека и общества, подчиняющихся объективным законам.

Нормативно-регулирующая функция науки о туризме состоит в том, что ее цель - рациональность, т.е. точный расчет действий, жизнедеятельности в целом, объективная оценка результатов, обоснованный прогноз.

Материально-производственная функция науки о туризме определяется тем, что она способствует формированию производительных и творческих сил общества.

Управленческая и образовательная функции науки о туризме состоят в том, что они способствуют развитию техники, технологиям, подготовке специалистов к управлению. Научные достижения позволяют успешно управлять персоналом на турпредприятии, обеспечивать связь с населением, исследовать потребности, отношения, мотивацию и удовлетворенность туристов от путешествий и экскурсий.

Прогностическая функция науки о туризме состоит в том, что она позволяет предвидеть будущее: каким будет социально-экономический потенциал государства, а следовательно, как будет развиваться туризм в индустрии гостеприимства.

1.5. Требования к методам исследования в туризме

Главные требования к методам исследования в туризме можно сформулировать следующим образом:

1. Постоянное обогащение теории туризма имеет большое практическое значение в совершенствовании методов научного познания. Каждый новый этап в развитии туризма требует совершенствования методов научного исследования, поиска новых путей в решении теоретических и практических задач. Познание в этой области с объективной необходимостью приводит к применению и обновлению в науке о туризме следующих методов: экономико-математических, психологических^ социальных, моделирования и проектирования.

2. Методы научного исследования должны отражать сущность изучаемого объекта, специфику самого познавательного процесса. Эти методы науки многообразны, они строятся с использованием комплекса других наук, например философии и социологии, истории и психологии, экономики, управления и права.

3. Методы научного исследования не должны нести в себе тех целей, стремлений, задач, которые ставят перед собой специалисты, а также не должны соответствовать уровню их подготовки, направленности исследования. Влияние целей научного исследования на методы исследований проявляется в выборе приемов и способов изучения и отбора материала, подлежащего изучению, в постановке проблемных вопросов, в содержании и объеме выполняемой работы. Выбор методов исследования в туризме зависит от специалистов, их интеллектуальных возможностей и таланта, от социальных условий.

Методы исследований, используемые в туризме, условно можно классифицировать и объединить в группы по степени их общности и содержания.

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (квалификация «бакалавр»). Рассматриваются основные положения теории и практики физической культуры и спорта в вузе. Особое внимание уделяется формам, средствам и методам организации и проведения учебных занятий, психолого-педагогической деятельности преподавателя, духовно-нравственному воспитанию личности. Учебник подготовлен на основе пособия И.С.Барчукова и А.А.Нестерова «Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика» (3-е издание - 2009 г.).

Для студентов-бакалавров вузов всех направлений подготовки, может быть полезен специалистам-управленцам физкультурно-спортивных учреждений, ученым-исследователям в области физической культуры и спорта.

Издательство: Академия, 5-е издание, 2012 г.

ISBN 978-5-7695-9023-8, 978-5-7695-7744-4

Количество страниц: 528.

Содержание книги «Физическая культура»:

  • 3 Предисловие
  • 5 I РАЗДЕЛ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  • 5 Глава 1. Физическая культура и спорт как философcко-социальное и историческое явление
    • 5 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
    • 11 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
    • 13 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
    • 16 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
    • 20 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
    • 25 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
    • 30 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
    • 32 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
    • 36 1.9. Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
  • 40 Глава 2. Интегрирующая роль физической культуры и спорта с другими отраслями научных знаний
    • 40 2.1. Физкультурно-спортивная наука и перспективы ее развития
    • 41 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 43 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 44 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 45 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 48 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 51 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 54 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 57 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
    • 61 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта
  • 69 Глава 3. Физкультурно-спортивное образование в профессиональной подготовке специалиста
    • 69 3.1. Методологические основы обучения физической культуре и спорту
    • 72 3.2. Физическое совершенствование — определяющий фактор в обучении личности
    • 76 3.3. Физическая культура и спорт — составные части образовательного и воспитательного процесса
    • 81 3.4. Планирование — условие эффективного физкультурно-спортивного образования
    • 83 3.5. Материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивных мероприятий в вузе
    • 89 3.6. Научно-исследовательская работа — условие организации физической культуры и спорта в вузе
  • 101 Глава 4. Основы теории физической культуры
    • 101 4.1. Источники, этапы развития и становления теории физической культуры
    • 106 4.2. Основные понятия теории физической культуры
    • 108 4.3. Предмет и содержание теории физической культуры
    • 112 4.4. Методы исследования в физической культуре
    • 113 4.5. Теория физической культуры как самостоятельная отрасль научных знаний
  • 117 Глава 5. Основы теории спорта
    • 117 5.1. Основные понятия теории спорта
    • 121 5.2. Классификация видов спорта, упражнений и физических качеств
    • 127 5.3. Планирование, средства и методы учебно-тренировочного процесса
    • 135 5.4. Цель и задачи управления тренировочным процессом
    • 138 5.5. Тренировка: техника, тактика, функциональная и психологическая подготовленность спортсмена
    • 140 5.6. Прогнозирование и моделирование подготовки спортсменов высших разрядов
    • 148 5.7. Система отбора в спорте
    • 150 5.8. Средства восстановления в системе подготовки спортсменов высших разрядов
  • 154 Глава 6. Система физической культуры и спорта
    • 154 6.1. Общие понятия о системе физической культуры и спорта
    • 156 6.2. Основные черты, цель и задачи системы физической культуры и спорта
    • 160 6.3. Физическая культура и спорт в системе образования и воспитания
    • 163 6.4. Особенности системы физического образования и воспитания в России
    • 167 6.5. Функции и основные направления системы физического образования и воспитания
  • 176 Глава 7. Фирмы физической культуры и спорта
    • 176 7.1. Основные формы физкультурного обучения и воспитания
    • 178 7.2. Структура и методика проведения учебных занятий по физической культуре и спорту
    • 189 7.3. Контроль учебных занятий по физической культуре и спорту
    • 191 7.4. Методические особенности организации специфических форм физической культуры и спорта
    • 197 7.5. Комплексы физических упражнений
    • 201 7.6. Утренняя зарядка
  • 207 Глава 8. Средства физической культуры и спорта
    • 207 8.1. Общие понятия о средствах физической культуры и спорта
    • 208 8.2. Физические упражнения как основное средство обучения и воспитания личности
    • 213 8.3. Классификация физических упражнений
    • 215 8.4. Понятие о технике физических упражнений и двигательных действий
    • 217 8.5. Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений
    • 223 8.6. Качественные характеристики физических упражнений
    • 228 8.7. Объем и интенсивность нагрузки при выполнении физических упражнений
  • 233 Глава 9. Методы обучения в сфере физической культуры и спорта
    • 233 9.1. Классификация и характеристика методов обучения
    • 246 9.2. Требования к методам обучения и воспитания личности
    • 249 9.3. Деловые (специальные) игры в физической культуре и спорте
  • 255 Глава 10. Формирование правовой культуры и духовно-нравственных качеств личности
    • 255 10.1. Воспитание правовой культуры
    • 257 10.2. Система законодательства России о физической культуре и спорте
    • 259 10.3. Формирование духовно-нравственных качеств личности
    • 266 10.4. Закономерности и принципы формирования физических и духовно-нравственных качеств
    • 275 10.5. Физкультурное образование и воспитательная работа
  • 279 Глава И. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта
    • 279 11.1. Понятие об анатомии человека
    • 288 11.2. Основные понятия физиологии и биохимии физической культуры и спорта
    • 294 11.3. Биомеханика физических упражнений
    • 299 11.4. Медико-биологические особенности физического обучения и воспитания женщин
    • 301 11.5. Закаливание организма и личная гигиена
    • 303 11.6. Медицинский контроль над состоянием здоровья студентов
    • 306 11.7. Роль массажа в физическом совершенствовании личности
    • 309 11.8. Физкультурно-оздоровительные технологии
  • 312 II РАЗДЕЛ. МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  • 312 Глава 12. Физкультурно-спортивная практика — основа формирования профессиональных качеств
    • 312 12.1. Требования, предъявляемые к организации учебных занятий по физической культуре и спорту
    • 315 12.2. Последовательность обучения физическим упражнениям
    • 318 12.3. Развитие и совершенствование физических и специальных качеств
    • 321 12.4. Содержание, организация и методика учебных занятий по физической культуре и спорту
    • 325 12.5. Организация занятий с преподавателями кафедры
    • 327 12.6. Особенности организации комплексных занятий
  • 333 Глава 13. Психолого-педагогическая деятельность преподавателя физической культуры и спорта
    • 333 13.1. Задачи педагога по обучению и воспитанию личности
    • 336 13.2. Виды учебной деятельности преподавателя физической культуры и спорта
    • 340 13.3. Психолого-педагогическая деятельность педагога в обучении и воспитании личности
    • 345 13.4. Содержание и специфические особенности профессионализма педагога
    • 352 13.5. Учет психических особенностей личности в процессе обучения и воспитания
    • 356 13.6. Особенности межличностного общения педагога и обучаемого
    • 358 13.7. Возможные стили руководства в физкультурно-спортивном коллективе
  • 362 Глава 14. Организация и методика учебных занятий по гимнастике
    • 362 14.1. Организация и проведение занятий
    • 364 14.2. Методика обучения гимнастическим упражнениям
    • 373 14.3. Гимнастическая терминология
  • 376 Глава 15. Организация и методика учебных занятий по плаванию
    • 376 15.1. Организация и проведение занятий по плаванию
    • 379 15.2. Методика обучения плаванию
    • 392 15.3. Меры предосторожности и правила поведения на воде
  • 394 Глава 16. Организация и методика учебных занятий по спортивным и подвижным играм
    • 394 16.1. Организация и проведение учебных занятий
    • 395 16.2. Методика проведения занятий
    • 404 16.3. Предупреждение травматизма в спортивных играх
  • 406 Глава 17. Организация и методика учебных занятий по легкой атлетике
    • 406 17.1. Организация и проведение занятий
    • 410 17.2. Методика проведения занятий
    • 414 17.3. Предупреждение травматизма в легкой атлетике
  • 416 Глава 18. Организация и методика учебных занятий по лыжной подготовке
    • 416 18.1. Организация и проведение занятий
    • 420 18.2. Методика проведения занятий
    • 427 18.3. Контрольное занятие по лыжным гонкам
    • 428 18.4. Профилактика травматизма
  • 430 Глава 19. Организация и методика учебных занятий по самообороне
    • 430 19.1. Цель и задачи учебных занятий по самообороне
    • 432 19.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки к самообороне
    • 433 19.3. Организация и методика проведения учебных занятий по самообороне
    • 436 19.4. Приемы и действия при самообороне
    • 445 19.5. Терминология, применяемая на занятиях по самообороне
    • 447 19.6. Профилактика травматизма
  • 449 Глава 20. Основы спортивной тренировки
    • 449 20.1. Характеристика спортивной тренировки
    • 452 20.2. Планирование спортивной тренировки
    • 458 20.3. Методы и принципы спортивной тренировки
    • 463 20.4. Виды спортивной подготовки
    • 477 20.5. Содержание спортивной тренировки
    • 481 20.6. Периодизация спортивной тренировки
  • 487 Глава 21. Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий в вузе
    • 487 21.1. Организация и проведение спортивных мероприятий
    • 490 21.2. Подготовка и проведение спортивных соревнований
    • 492 21.3. Медицинское обеспечение спортивных соревнований
    • 493 21.4. Особенности организации судейства спортивных соревнований в вузе
    • 501 21.5. Смотр физической подготовленности студентов
    • 502 21.6. Безопасность в физической культуре и спорте
  • 507 Глава 22. Проверка и оценка, учет и отчетность по физической культуре и спорту
    • 507 22.1. Цель и задачи при проведении проверок и вынесение оценок уровня физической подготовленности студентов
    • 508 22.2. Виды упражнений, используемые при проведении проверки и вынесении оценки
    • 511 22.3. Требования к выполнению контрольных упражнений
    • 514 22.4. Проверка и оценка физической подготовленности студентов
    • 516 22.5. Учет и отчетность по физической культуре и спорту
  • 521 Литература

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

1

Установлено, что информационные технологии как средство интерактивного обучения в значительной мере способствуют повышению эффективности физкультурно-образовательного процесса. При этом их внедрение в физкультурно-педагогическую практику происходит достаточно медленно, что обусловлено рядом причин. Поэтому опыт конкретных вузов в этой области представляет собой значительную методическую и научно-педагогическую ценность. Экспериментальная часть исследования осуществлялась в образовательном процессе НГИЭУ на кафедре «Физическая культура», где информационные технологии являются неотъемлемой частью учебных занятий, функционирующих в областях: обучения и контроля теоретических знаний учащихся; контроля физического развития и подготовленности занимающихся; подготовки и обработки результатов соревнований по различным видам спорта; контроля и оптимизация техники спортивных движений; создания компьютеризированных тренажерных комплексов. Экспериментальным путем доказано, что информационные технологии способствуют повышению результативности и усилению интереса студентов к занятиям физической культурой.

физическая подготовленность

информационные технологии

интерактивные методы обучения

учебно-воспитательный процесс

физическая культура студентов

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4. С. 2–7.

2. Барчуков И.С. Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2007. 584 с.

3. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. М., 2004. 272 с.

4. Кривцова М.А. Интерактивные методы обучения физической культуре при подготовке специалиста // труды Спбгуки. 2013. №. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.05.2015)

5. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2001. № 8. С. 55–59.

6. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 60–63.

7. Стафеева А.В., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики// «Фундаментальные исследования» № 2 (часть 19) 2015. С. 4315–4318.

8. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина М.В. Моисеева / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

9. Федоров А.И. Методологические аспекты информации высшего физкультурного образования / А.И. Федоров. Челябинск: УГАФК. 2001. 352 с.

Инновации, затронувшие все сферы общественной жизни, выдвигают необходимость общекультурного развития свойств личности будущего специалиста. Определяющим фактором становления личности будущего профессионала, оптимального сочетания в нем духовного, профессионального и физического начала являются физкультурная и спортивная деятельность, ее устои и ценности, овладение которыми формирует общую физическую культуру личности будущего специалиста.

Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье .

Результаты исследований научных источников в области высшего образования показывают, что роли физической культуры в процессе формирования будущего специалиста не придается должного значения. При этом именно правильная организация формирования физической культуры студентов способствует достижению инновационных образовательных целей - способности выстраивать стратегию здорового образа жизни и управлять своим физическим состоянием в зависимости от профессиональных и личностных задач .

Решению данной проблемы, на наш взгляд, может способствовать внедрение в физкультурно-образовательный процесс интерактивных методов обучения, способствующих приобретению навыков физкультурно-спортивной деятельности на основе проектирования интерактивной самостоятельной деятельности и создания соответствующих условий для решения данной задачи.

Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, где все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методы обучения в вузе - это процесс взаимодействия между преподавателем и студентами, при котором передача педагогом знаний и приобретение студентами навыков и умений происходят в режиме беседы и диалога, в условиях установления взаимодействия между студентами, умения работать в команде, формирования толерантности к точке зрения каждого участника учебного процесса. Кроме того, интерактивные методы обучения базируются на преобладании самостоятельной активности студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности.

Интерактивные методы обучения являются актуальными не только в усвоении студентами предметной и организационной сторон образования, но и в процессе управления своим психосоматическим и физическим здоровьем. При этом важным путем разрешения данной проблемы явится практическое обучение студентов самостоятельному получению углубленных знаний, приобретению опыта индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности, формированию навыков самоуправления познавательной деятельностью и организации сопутствующих условий для решения этой задачи .

Информационные технологии как средство интерактивного обучения в значительной мере способствуют повышению эффективности занятий физической культуры .

Установлено, что использование информационных технологий в образовании способствует:

1) совершенствованию стратегии отбора содержания образовательных программ, методов и организационных форм обучения в соответствии с задачами развития личности в условиях информационного общества;

2) расширению видов учебной деятельности при условии реализации современных технологий (компьютеризированные курсы обучения, информационно-справочные и экспертные системы, мультимедиа-технологии, «виртуальная реальность»);

3) переходу от авторитарного, иллюстративно-объяснительного обучения к проблемному, творческому, что предусматривает овладение учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания, используя технологии информационного взаимодействия с имитационными моделями объектов, процессов и явлений .

Процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс в области физкультурного образования начался сравнительно недавно и в настоящее время представляется незавершенным. Как отмечают ученые, это обусловлено, во-первых, слабой материально-технической базой вузов; во-вторых, постоянным обновлением программно-технического обеспечения; в-третьих, недостаточной компьютерной грамотностью преподавателей и студентов. Изучение и внедрение информационных технологий в вузовский учебный процесс рассматривалось в трудах М.Г. Бодрова, В.И. Богданова, Ю. Войнара, А.С. Кахидзе, Г.И. Мызана, М.А. Новоселова, В.Н. Пономарева, А.С. Соловова, В.Д. Сячина, А.П. Ткачука, В.А. Чистякова. Вопросам типизации компьютерных программ для обеспечения учебного процесса посвящены работы Л.Х. Зайнутдиновой, Д.Л. Кречмана, И.В. Роберт и др. Однако анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании свидетельствует о сложности создания единой однозначной типологии таких материалов ввиду их многообразия и специфики использования для различных дисциплин и различных видов учебных заведений.

Информационные технологии на занятиях физической культурой позволяют значительно расширить содержательные возможности уроков, т.к. посредством информационных технологий (компьютерных презентаций, мультимедиа- и видеопоказа и др.) решается важная задача физического обучения — наглядный показ физических упражнений и правильной технологии (алгоритмов) выполнения отдельных двигательных навыков.

В образовательном процессе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета на кафедре «Физическая культура» информационные технологии являются неотъемлемой частью учебных занятий, функционирующих в областях: обучения и контроля теоретических знаний учащихся; контроля физического развития и подготовленности занимающихся; подготовки и обработки результатов соревнований по различным видам спорта; контроля и оптимизация техники спортивных движений; контроля физической работоспособности испытуемых; создания компьютеризированных тренажерных комплексов. Опыт показывает, что информационные технологии формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал студента. Они способствуют повышению результативности занятий физической культурой: повышению уровня наглядности на занятии; включению в работу различных органов чувств (анализаторов), что повышает степень запоминания и усвоения учебного материала; исключению неточного и некачественного показа учителем сложно-координационных физических упражнений за счет возможности использовать видеопоказ выполнения данных двигательных элементов знаменитыми спортсменами или специалистами; популяризации различных видов спорта посредством показа фрагментов спортивных соревнований, жизни знаменитых спортсменов и иного; возможности использования видеозаписей процесса выполнения учащимися упражнений и последующего их просмотра, анализа и «работы над ошибками» при просмотре видеоматериалов собственных выступлений.

Преподавателями кафедры успешно используются как собственные разработки, так и информационные методические пособия своих коллег, например система КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных Дидактических Средств), разработанная на кафедре физического воспитания Самарского государственного аэрокосмического университета.

В состав данного комплекса методических и программно-информационных средств входят: учебные пособия (в печатном или компьютерном виде), аудио- и видеокассеты для первоначального знакомства с учебным материалом; электронные мультимедийные учебники для осмысления, закрепления и контроля знаний; тренажеры и автоматизированные лабораторные практикумы для развития практических умений; пакеты прикладных программ для диагностики, учебных и научных исследований изучаемых объектов или процессов.

На основе данной технологии созданы и внедрены в учебный процесс вуза учебные комплексы «Футбол» и «Лыжный спорт», состоящие из учебного пособия для первоначального знакомства с учебным материалом и электронного учебника для осмысления, закрепления и контроля знаний.

Каждый электронный учебник содержит теоретический и методический материал и набор контрольных вопросов для освоения и закрепления теории. Теоретический и методический материал электронных учебников структурирован на информационные блоки, в состав которых входят текстовые, графические, анимационные, аудио- и видеофрагменты. Данные учебные комплексы предназначены для самостоятельного освоения студентами теоретического и методико-практического разделов учебной программы по физической культуре.

На кафедре разработаны авторские комплексы информационных материалов, включающие слайдовые презентации, видео-кейсы, графику по темам: теоретическая подготовка, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, пауэрлифтинг, тайский бокс, гимнастика, настольный теннис, лыжный спорт, борьба. Внедрены обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме учащихся.

Особо следует отметить значительную роль компьютерных технологий (как части информационных технологий) в разработке тренировочного процесса. Здесь компьютерные технологии выступают средством и посредником между преподавателем и студентом, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем для проведения тренировок в учебно-тренировочных группах, сообразно интерактивной концепции обучения.

Целесообразность применения компьютерных технологий появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем и студентом задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.

На основании анализа учебно-методической литературы можно выделить несколько этапов освоения обучающимися спортивно-компьютерных умений и навыков в ходе тренировочного процесса .

I этап - визуальный - предусматривает просмотр студентами техники двигательных действий профессиональных спортсменов, создание целостного образа двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Обучающиеся получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II этап - технический - предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение». У обучающихся развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, студенты получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

На III этапе - аналитическом - студенты учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (тренировка, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления); формируется адекватная самооценка.

Следует отметить, что применение компьютерных технологий возможно на всех этапах обучения - при изучении нового материала, на стадии закрепления и повторения знаний, на стадии проведения контрольных мероприятий.

Результаты проведенного эксперимента, в котором приняли участие 185 студентов 2-го и 3-го курсов экономического факультета НГИЭУ, красноречиво доказывают эффективность использования информационных технологий в физкультурно-образовательном процессе, что отражается на повышении интереса студентов к занятиям физической культурой (рис. 1, 2).

Рис. 1. Результаты опроса студентов до внедрения информационных технологий в учебный процесс

Рис. 2. Результаты опроса студентов по итогам внедрения информационных технологий в учебный процесс

Таким образом, новейшие информационные технологии, их широчайшие возможности и тенденции внедрения в учебный процесс позволят решать узкоспециализированные вопросы и осуществить комплексный подход в решении вопросов общекультурной подготовки и физического воспитания студентов в условиях высшей школы.

Рецензенты:

Коростылев А.А., д.п.н., профессор кафедры «Информатика и вычислительная техника», директор центра научных журналов ФГОУ ВПО «Тольяттинский университет», г. Тольятти;

Ананьин С.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры теоретических основ физической культуры НГПУ им. К. Минина, г. Тольятти.

Библиографическая ссылка

Шумилова О.Н., Евтин А.Б., Гусев А.Н. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21692 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»