ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Некрасов о поэтическом труде как служении народу. Н

Даю вам вопросы для устной подготовки домашнего задания по теме: Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Вопросы и задания к стихотворению "Блажен незлобивый поэт" (1852) Блажен незлобливый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья,- И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя! 1.

В чем особенности композиции стихотворения? 2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике "незлобивого поэта" и его поэтического оппонента, который, "уста вооружив сатирой", проповедует любовь "враждебным словом отрицанья"? 4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого завета? Подтвердите эту позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении. 5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику "нет пощады у судьбы"? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции? 6. В чем разница "незлобивого поэта", осужденного Некрасовым и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя? Вопросы и задания к стихотворению "Элегия" (1874) Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!..

Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье «Довольно ликовать в наивном увлеченье, - Шепнула Муза мне.

Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?.. » Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он - и не дает ответа 1. Почему стихотворение называется "Элегия"? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Почему поэт называет страдания народа "старой темой"? Как в стихотворении выражено отношение лирического "я" к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? 3.

Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья? 4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? 5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях "народ" и "толпа" в стихах Пушкина и Некрасова? Вопросы и задания к стихотворению "Праздник жизни – молодости годы" (1855) Праздник жизни – молодости годы - Я убил под тяжестью труда И поэтом, баловнем свободы, Другом лени – не был никогда.

Если долго сдержанные муки, Накипев, под сердце подойдут, Я пишу: рифмованные звуки Нарушают мой обычный труд. Всё ж они не хуже плоской прозы И волнуют мягкие сердца, Как внезапно хлынувшие слезы С огорченного лица. Но не льщусь, чтоб в памяти народной Уцелело что-нибудь из них Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих1! Нет в тебе творящего искусства Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца 1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста? 2.

Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со "строгостью судьи и гражданина". 3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка? Вопросы и задания к стихотворению "Сеятелям" (1876–1877) Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты?

слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное Русский народ 1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле? «Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло.

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.

13: 1-9) Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17). 2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие "семена" он должен бросить на "ниву народную"? 3. Сопоставьте стихотворение Некрасова "Сеятелям" со стихотворением Пушкина "Свободы сеятель пустынный" А. Пушкин. Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Подводя итог, прочитайте стихотворение "О Муза! я у двери гроба!" О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба - Не плачь! завиден жребий наш, Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу Удачи!

Даю вам вопросы для устной подготовки домашнего задания по теме:

Н. А. Некрасов о поэтическом труде.

Поэтическое творчество как служение народу.

Вопросы и задания к стихотворению "Блажен незлобивый поэт" (1852)

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,

Как ропот волн, ласкает ухо;

Он чужд сомнения в себе -

Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей

Плодит ему врагов суровых,

И умных и пустых людей,

Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

1. В чем особенности композиции стихотворения?

2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике "незлобивого поэта" и его поэтического оппонента, который, "уста вооружив сатирой", проповедует любовь "враждебным словом отрицанья"?

4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого завета? Подтвердите эту позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении.

5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику "нет пощады у судьбы"? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?

6. В чем разница "незлобивого поэта", осужденного Некрасовым и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя?

Вопросы и задания к стихотворению "Элегия" (1874)

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира

Чему достойнее служить могла бы лира?..

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -

Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: «В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа

1. Почему стихотворение называется "Элегия"? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Почему поэт называет страдания народа "старой темой"? Как в стихотворении выражено отношение лирического "я" к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?

3. Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья?

4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях "народ" и "толпа" в стихах Пушкина и Некрасова?

Вопросы и задания к стихотворению "Праздник жизни – молодости годы" (1855)

Праздник жизни – молодости годы -

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени – не был никогда.

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы

И волнуют мягкие сердца,

Как внезапно хлынувшие слезы

С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих1!

Нет в тебе творящего искусства

Но кипит в тебе живая кровь,

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца

1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста?

2. Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со "строгостью судьи и гражданина".

3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка?

Вопросы и задания к стихотворению "Сеятелям" (1876–1877)

Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницами?

Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ

1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле?

«Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1-9)

Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17).

2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие "семена" он должен бросить на "ниву народную"?

3. Сопоставьте стихотворение Некрасова "Сеятелям" со стихотворением Пушкина "Свободы сеятель пустынный"

А. Пушкин.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Подводя итог, прочитайте стихотворение

"О Муза! я у двери гроба!"

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба -

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу

Удачи!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Н. А. Некрасов о поэтическом труде . И в закладках появилось готовое сочинение.

Цели и задачи: Выяснить, в чём же неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? Выяснить, в чём же неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? Изучить основные темы и идеи лирики Некрасова: Изучить основные темы и идеи лирики Некрасова: - тема о назначении поэта и поэзии; - тема о назначении поэта и поэзии; - тема родины и народа; - тема родины и народа; - идеал общественного деятеля; - идеал общественного деятеля; - Некрасов- поэт –сатирик; - Некрасов- поэт –сатирик; -любовная лирика. -любовная лирика. Сделать заключительные выводы о своеобразии лирики Н.А.Некрасова. Сделать заключительные выводы о своеобразии лирики Н.А.Некрасова.


Целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Р. Гамзатов Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится рядом с этими великими писателями. Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях- рабах на фабриках и заводах. Ход исследования:


Неповторимость и новаторство Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина; Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина; Некрасов в своих стихах говорил о повседневных поэтических явлениях: о грязной петербуржской улице, о крестьянине, о труде бурлаков; Некрасов в своих стихах говорил о повседневных поэтических явлениях: о грязной петербуржской улице, о крестьянине, о труде бурлаков; Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса авторов и героев сливаются; Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса авторов и героев сливаются; Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.


Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу. Поэт уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова. Назначение поэта и поэзии


Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро» «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро» Вывод: Некрасовская муза- страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу. … Я лиру посвятил народу своему. … Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил -и сердцем я спокоен… «Элегия» 1874г «Элегия» 1874г


Тема родины и народа «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре» «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре» Вывод: Показывая тяжёлую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: так продолжаться не может, настанет время, когда народ «широкою, ясную грудью дорогу проложит себе».Народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам....Руки, что вывели борозды эти,...Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потускли и голос пропал, Очи потускли и голос пропал, Что заунывную песню певал…. Что заунывную песню певал…. «Несжатая полоса» 1854г. «Несжатая полоса» 1854г.


Идеал общественного деятеля В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь. Пример высокой чести, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864г.) Личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца наполняет это стихотворение. В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь. Пример высокой чести, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864г.) Личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца наполняет это стихотворение. Природа-мать! Когда б таких людей Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… Заглохла б нива жизни… Тяжело больной Некрасов не переставал Тяжело больной Некрасов не переставал думать о народе. Стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели- это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет Сейте! Спасибо вам скажет Сердечное русский народ… Сердечное русский народ…


Некрасов- поэт- сатирик Некрасов в русскую поэзию вошёл не только как поэт – гражданин-патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. Некрасов в русскую поэзию вошёл не только как поэт – гражданин-патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника...Будешь ты чиновник с виду..Будешь ты чиновник с виду И подлец душой, И подлец душой, Провожать тебя я выйду- Провожать тебя я выйду- И махну рукой!.. И махну рукой!.. «Колыбельная» 1845г. «Колыбельная» 1845г.


Любовная лирика Драматичной была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди..» посвящено Панаевой. Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.


Выводы Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт- реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на всё развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам.» Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт- реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на всё развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам.»


Литература: 1 Некрасов Николай Алексеевич 1 Некрасов Николай Алексеевич Стихотворения и поэмы, М. «Московский рабочий», 1970г. Стихотворения и поэмы, М. «Московский рабочий», 1970г. 2 Жизнь и творчество Некрасова, М. «Детская литература»,1987г. 2 Жизнь и творчество Некрасова, М. «Детская литература»,1987г. 3 Intel Обучение для будущего: Учеб пособие. – М.: Интернет-Университет 3 Intel Обучение для будущего: Учеб пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, – 128 с. Информационных технологий, – 128 с. 4 Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ,

Народ-труженик в творчестве Некрасова

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Николай Алексеевич Некрасов

Певец труда и страданий народных

Основные темы и идеи лирики Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной (гражданской). Вспомним хрестоматийные строки 1848 года "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова.

Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к А.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского "Что делать?". Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная", женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках: "От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему". То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864). В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую обитель...". За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и последние три строфы второй части "Железной дороги". Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

^ Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней", связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две "сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод автора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой". Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть.

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Блажен незлобивый поэт...». В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем «мало желчи, много чувства», его лира миролюбива. В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:

Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать... -

призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими «чистое искусство», и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

^ Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений “В дороге”, “Тройка”, “Буря” до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов “Мороз, Красный нос”, “Орина, мать солдатская”, “Коробейники”.

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством.

Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.