ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Доказательства успешности обучения учеников презентация. Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Выполнила: Владыко А. В.

Учитель физической культуры (молодой специалист)

МБОШИ «Школа – интернат №1»




  • Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
  • Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
  • Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен

«И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.

Коэльо Паоло

«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний!» Элеонора Рузвельт


  • У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  • У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
  • Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Хорошая школьная мотивация

  • Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Подобный уровень

мотивации является

средней нормой.


  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками.
  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
  • Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
  • Им нравиться ощущать себя учениками.
  • Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  • Эти дети посещают школу неохотно
  • Предпочитают пропускать занятия.
  • На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
  • Находятся в серьезной адаптации к школе.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

  • Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении:
  • Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и
  • Они не справляются с учебной деятельностью.
  • Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
  • Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
  • Ученики могут проявлять агрессию.
  • Отказываться выполнять задания.
  • Следовать тем или иным нормам и

правилам.

  • правилам.
  • Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
  • Часто у подобных школьников
  • отмечаются нервно - психические
  • нарушения.


Центр воспоминания. Эмоциональная память.

  • Память об успехах и

неудачах.Решение:

чего нам бояться?

  • Страх препятствует

желанию достижения.


  • Здесь «живут» разные эмоции: отрицательные и положительные.
  • Радость от достижений помогает двигаться дальше.
  • Вера в свои способности помогает достигнуть успех.

  • В центре ожидания нейроны оценивают предполагаемую пользу от действия и при положительном решении выплескивают дофамин. Если ожидаемый успех действительно имеет место, из центра вознаграждения выбрасывается порция эндорфинов и опиатов.

  • Обработка информации.
  • Выбор оптимального решения.

Причина эффективной школьной мотивации:

на самом деле

  • на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная,

настоящая!)


  • Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
  • Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.


  • Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
  • Влияние плохого психологического климата в школе
  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
  • Кто считает себя глупым, таким и будет
  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку
  • Опасности для мозга в период полового созревания ребенка


Окружающий мир, полный любви

  • Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.
  • Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
  • Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
  • Личный пример и реакция соучастия.

Установка: Ошибки – нормальное явление.


Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети.

  • Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
  • Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
  • Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
  • Высокие требования, но

соответствующие возможностям

Избегать недооценок. Переоценок.



  • 1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел».
  • 2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
  • 3. Разговаривайте о чувствах.
  • 4. Реагируйте разумно.
  • 5. Влияйте на его чувства ребёнка.
  • 6. Разъясняйте непонятные чувства.
  • 7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами.
  • 8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства.
  • 9. Научите ребенка управлять своими чувствами.

Выносливость

  • Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
  • Перестаньте безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
  • Введите в традицию ежедневные

обязанности. Научите принимать

ребёнка факт регулярного

обязательного выполнения.


Справедливое вознаграждение

  • Хвалить за конкретные дела и успехи.
  • Хвалить за старание.
  • Отмечать лучше не результат,

а потраченные усилия.

  • Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
  • Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
  • Награда должна соответствовать достижению.

Справедливая критика

  • Выражайте претензии обоснованно

(«Мне не нравится…, потому что…»).

  • Выражайте претензии в нейтральном тоне.
  • Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что. ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»
  • Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
  • Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
  • Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.

«Когда много учишься, то не только лицо, но и тело приобретает умное выражение». Фридриха Ницше


Слайд 1

Пути поиска успешности в обучении
Круглый стол Котельникова Н.С. Беккожина Р.К.

Слайд 2

И.И. Ильминский:
«В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы»

Слайд 3

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. МОТИВАЦИЯ Это побуждение к деятельности, связанное удовлетворением потребности человека.

Слайд 4

В.А.Сухомлинский считал:
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть». Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха».

Слайд 5

Изучение познавательных интересов учащихся 5,7 кл.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Работа в группах
1. Группа «Теоретики» 2. Группа «Практики» 3. Группа «Пессимисты» 4. Группа «Оптимисты»

Слайд 9

Ж. Лабрюйер:
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен». Ж. Лабрюйер

Слайд 10

Рекомендации учителю:
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. · Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. · Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. · Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Слайд 11

Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную. · Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. · Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. · Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Слайд 12

· Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. · Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. · В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. · Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

Разделы: Общепедагогические технологии

Потребность в успехе играет большую роль в развитии личности. Стремление к успеху – цель нашего обучения. Однако обучение и воспитание каждого отдельного ребёнка – чрезвычайно сложный процесс, зависящий от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств.

Конечно, успешность обучения учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения учителя выбирать оптимальные методы и приёмы, правильно строить систему уроков. Определить место каждого метода и приёма в изучении предмета. Беседа, самостоятельная работа, наблюдения над изучаемым материалом, ученические сообщения, доклады, рефераты… - это арсенал средств, который находится в руках учителя. Успешность учительского труда можно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Хорошо проведён урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя более компетентным.
  • Плохо проведён урок: ученик уходит с урока униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Я далека от мысли, будто всё зависит только от старания учителя. Многое зависит и от самого ребёнка. Чтобы достичь успеха в обучении, у ребёнка, на мой взгляд, должно быть:

  1. стремление к этому (желание учиться, желание успеха);
  2. прилежание;
  3. хорошая память;
  4. смекалка.

Как видите, на первое место я поставила ЖЕЛАНИЕ. Луи Пастер, человек, представляющий весьма яркий образец редкостного самопожертвования и необычайной плодовитости в науке, однажды убеждённо заявил: «Желание – это великая вещь… Ибо за Желанием всегда следуют Действие и Труд. А Труд почти всегда сопровождается Успехом». А желание возможно лишь тогда, когда учение увлекает, приносит радость, даёт удовлетворение. Поставим перед собой вопрос: «Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться всё лучше и лучше?» Очевидно, что у каждого из них активизирован мотив достижения успеха, избегания неудач, стремление к повышению уровня собственных возможностей.

Когда школьник знает материал, он чувствует себя на уроке комфортно, ему очень хочется ответить. Но часто учителю тоже хочется быть активным, у него не хватает терпения, и он, не дослушав ученика, рассказывает за него сам, или, не дав подумать, отвечает за него, хотя класс или часть учеников могли вспомнить сами. Между тем ещё в 20-ые годы руководитель школы им.Достоевского (известный по книге Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» В.Н.Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип «Поменьше учителя – побольше ученика». Как к успеху на уроке могут прийти многие ученики, если у доски 10 минут отвечают лишь два ученика, а остальные – в тетради? Как будто все заняты делом, но никакого умственного напряжения это дело не требует. А есть другой вариант: 2-4 ученика работают с обеих сторон доски так, что процесс работы на доске классу не виден. Сидящие за партами выполняют задание самостоятельно. Только после этого запись на доске показана всем, и учащиеся проверяют свою работу. Этот метод «закрытой доски», описанный психологом Ф.Н.Гоноболиным, значительно повышает активность класса, активизируя многих на успех выполнения задания..

На уроках важно, чтобы ученики почувствовали свою значимость, почувствовали успех. А для этого учителю нужно стараться не давать готовых знаний, а вести к ним. Например, на первом уроке по теме «НЕ – НИ с местоимениями» на доске записываю слова: никто - некто . Затем подписываю под словом никто слово ничто и обращаюсь к классу: а что нужно подписать под словом некто? Таким образом, класс сразу втягивается в поиск, т.е. учитель подводит учащихся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило. И в этом случае добытое нехитрое грамматическое правило отличается от внимательно прослушанного и добросовестно выученного. Каждый из учеников на таком уроке превращается в «лингвиста», это они «сами» для себя (но с чувством, что и для других) определяют языковые законы и закономерности, устанавливают языковые нормы…Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Объяснение на уроке провожу в форме беседы с учащимися, во время которой, заполняя схемы, записывая в тетради основные моменты темы, отвечая на вопросы, ученики вместе с учителем думают, рассуждают. Учащиеся на уроках русского языка и литературы охотно интерпретируют отдельные слова, новые термины, понятия, когда я побуждаю их к этому вопросами: «Какое бы определение понятия дали вы?», «Как объяснить этот термин?» и т.п. Разумеется, некоторые суждения учащихся неточны и даже неверны, но учащиеся, как правило, сами это замечают, предлагают другие трактовки, среди которых находят и наиболее удачную. Чем такой приём привлекает учителя? Прежде всего тем, что есть свобода поиска, новые знания не навязываются, а «открываются» самими учащимися, тем самым ученики приходят к удовлетворению, к самоуважению, к УСПЕХУ. На своих уроках я использую и такой приём: предлагаю самим ученикам задать отвечающему дополнительный вопрос по пройденному материалу. Вопросы разные по содержанию, не всегда точные и удачные. Но ученики чувствуют себя «знатоками», чувствуют ответственность и за вопрос, и за ответ, т.е. и за себя, и за отвечающего. Оказывает-ся, «можно превратить урок в науку, обучение которой доставит детям радость полёта, страсть погружения и романтику сновидений», - так писал Шалва Александрович Амонашвили. А если ещё учитель обсуждает со своими учениками домашнее задание или даёт возможность выбора для домашнего задания ряд упражнений – ребёнок опять чувствует себя не просто пассивным исполнителем, пусть даже и прилежным, а соучастником.

Многие учителя любят такой методический приём, как выдача ученикам в качестве домашнего задания докладов (доклад о Пушкине, о Гоголе…). А может быть и по-другому:

  • Любимые цвета в творчестве А.С.Пушкина.
  • Попробуйте сделать из отрывков стихов Цветаевой и Ахматовой диалог о любви.
  • Назови 10 изобретений будущего, которые очень нужны человечеству…

Успешность обучения – это не только хорошие оценки, это радость открытий, изобретений. Но чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, открывать и изобретать сам . Например, обучение посредством составления кроссвордов: несколько групп учеников на основании изучения тем заполняют кроссвордную решётку, при этом могут быть заложены одно слово или целое предложение. Ученики на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником или без него, нашли объяснение названных проблем, дали формулировки понятий, назвали даты и имена участников событий. На уроках литературы часто провожу терминологические разминки и понятийные диктанты (или на доске пишутся слова и нужно объяснить их смысл, или даны понятия и нужно назвать слова). Если на уроке осталось время, можно провести блиц-опрос: первый ученик задаёт короткий вопрос второму, второй – третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректен.

Мы часто сетуем на инертность, пассивность наших родителей. Решая эту проблему, можно использовать следующий приём в учебной деятельности – «Семейный подряд»: учителя-предметники на родительском собрании (где присутствуют дети и родители) предлагают задания трёх уровней сложности по разным предметам. Семья выбирает задания, готовится, затем в занимательно-конкурсной форме проводятся олимпийские предметные игры, которые торжественно проходят в родительский день, например, в субботу.

Часто на своих уроках я использую одну из наиболее глубоких и серьёзных форм умственного поиска – установление причинно-следственных связей. И чем менее явно выражены причинно-следственные отношения. Тем интереснее учащимся их устанавливать. Например, при изучении романа Л.Н.толстого «Война и мир» я задаю ребятам вопрос: почему созерцание неба Аустерлица оказало такое сильное влияние на внутренний мир князя Андрея? Почему это небо вспоминалось ему в самые решительные минуты его жизни?

Значительный интерес могут вызвать вопросы, требующие обоснованного, продуманного выбора одной из 2-х или нескольких возможностей: на уроке литературы в 9 классе прошу поразмышлять учащихся, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы его не настиг «безвременный конец». Может быть, Ленский стал бы великим поэтом, а может быть, - опустившимся помещиком в стёганом халате. Какая из этих возможностей более вероятна? Почему? На уроках русского языка мои шестиклассники охотно выполняют упражнения «на редактирование» - устранение стилистических и смысловых ошибок. «За каждым «не так» ребёнок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребёнка к норме. И он ещё выше оценивает свою твёрдую ориентацию в мире,- писал К.И.Чуковский,-
Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает,
что значит, поднимает в нём уважение к себе, уверенность в своём интеллекте, столь необходимую ему…»

Одним из важнейших направлений в работе учителя является показ учащимся их успехов. Их продвижения. Это достигается тем, в первую очередь, что учитель чётко выявляет новое в содержании каждого урока. Указывает на трудности и раскрывает пути их преодоления, поощряет учеников. Например, учитель указывает, какие трудности подстерегают учащихся в том или ином материале, и выражает убеждённость, что преодоление их будет по силам для данного класса. Учитель указывает, как рассуждать, на что обратить внимание, чтобы не допускать ошибок, как экономно и рационально выполнить работу.

Полезны и такие приёмы, которые заставляют учащихся задуматься над трудностями материала и предлагать свои пути их преодоления. Например, в начале урока спрашиваю учащихся, какие им встретились трудности при подготовке домашнего задания, что им кажется сложным в изу-чаемом материале. При оценивании ответов учащихся интересуюсь, как бы класс оценил ответ одноклассника.

Один из приёмов успешного обучения – самостоятельная работа с несколькими вариантами, различающимися по трудности, но варианты выбирают сами ученики. Я заранее объявляю, какое задание соответствует какой оценке. Мои девятиклассники охотно откликаются на это предложение. Такая работа усиливает стремление учащихся к успеху. Ведь учитель не делит их на «сильных» и «слабых», а даёт возможность проявить свои способности. Всё это достигается и благодаря тому, что общая атмосфера таких уроков непринуждённая, школьники не боятся высказывать своё мнение.

Другим способом показать учащимся их продвижение, успех является раскрытие им целей группы уроков. Отдельного урока, а также подведение итогов работы по теме, разделу. Школьники видят новые параграфы и главы учебника, но самостоятельно оценить значение частей для курса в целом они не в состоянии. В результате возникает ощущение однообразия. Опытные учителя не жалеют времени на то, чтобы сделать остановку в конце изучения темы, провести обобщающее – повторительный урок, подвести итоги, показать значение пройдённого, дать возможность учащимся осознать, чем обогатился, чем расширились их знания и умения.

Говоря о педагогических приёмах, способствующих стремлению и учителей, и учащихся к успеху, нельзя забывать о поощрении. Нужно ли поощрять успех? Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы критикуют или игнорируют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения. Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

  • Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
  • Чаще проверять работу школьников в микрогруппах; менять их состав, составлять группы из учащихся со смешанным уровнем способностей для выполнения совместных заданий.
  • Слабым ученикам во время урока давать «ключи», подсказки и определённое время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать отвечать также часто, как сильных учеников, показывать, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться.
  • Вовлекать в работу всех учеников, продумать систему вызова, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределять задания между учениками равномерно.
  • Контролировать своё поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

В своей книге «О страхе и мужестве в первоначальном воспитании» П.Ф.Каптерев перечисляет такие меры поощрения, как хорошие оценки, похвальные листы, листы благодарности…Французский психолог Б.Л.Вульфсон отмечает, что конкурсный характер обучения «порождает дух нездорового соперничества и конкуренции между учащимися и создаёт крайне напряжённую обстановку…» американская же система оценок успеваемости – всё время поощрять, а критику превращать в сигнал бедствия. Текущие тесты выполняют там главным образом диагностическую функцию. Поэтому результаты диагностики не оцениваются отметкой. Фиксируются лишь оценочные суждения учитель (усвоил – не усвоил, зачёт – незачёт). Отметку американский ученик получает только в конце изучения курса. Гласные итоговые оценки американский учитель сообщает ученикам конфиденциально или вывешивает список, где вместо фамилий учеников стоит его код, известный только ученику, его родителям и учителю.

С американской системой обучения и воспитания можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не согласиться, что с помощью доброго слова и оценки учитель добивается гораздо больше, чем с помощью только оценки. Многие учителя забывают, что оценочная деятельность – понятие более широкое, чем постановка оценок в журнал. Оно охватывает и то оценивание, которое выражается в суждениях учителя, его всякого рода корректирующих и стимулирующих обращениях к учащимся, замечаниях, поощрениях. Однако на практике всё сводится только к отметкам. Создаётся ложное впечатление, будто для учителя целью являются только баллы. Мы забываем, что синонимами слова «поощрение» является «одобрение», «приохочивание», «содействие». «придание храбрости», «стимулирование»…Работа ученика должна стимулироваться оценочными суждениями, в которых выражены радость или огорчение учителя. Его уверенность в силах и трудолюбии учащихся. Давно, ещё в самом начале работы заметила, что трудолюбивых ребят одобрение стимулирует, окрыляет, а тем, кто вроде бы остался незамеченным, тоже хочется заслужить похвалу. К сожалению, письменные работы учащихся многие учителя оставляют без письменных объяснений. Желательно, чтобы, например, проверив сочинение, учитель не просто поставила оценку, а написала краткую рецензию.

Побудить стремление стать лучше, стремление успеха должен учитель. Действительно, если учащиеся знают, что учитель всегда замечает их старания, успехи, то стремятся заслужить одобрение, для них это очень важно, и в результате привыкают трудиться, и труд этот им не в тягость. Но, конечно же, главным стимулом должно быть ЖЕЛАНИЕ учиться, узнавать новое, продвигаться в развитии, а не получение отметок. Наверное, каждому учителю знакома ситуация, когда в школу приходит чья-то мама, обеспокоенная тем, как учится её ребёнок: «В дневнике хорошие отметки, четвёрки, пятёрки; однако в последнее время всё больше берёт зубрёжкой, нередко заучивает наизусть. В последнее время занимается как бы по обязанности, без прежней охоты…» Тревожная тенденция. Л.Н.Толстой, изучая причины затухания природной любознательности детей в процессе школьного обучения, с гениальной прозорливостью высказал следующие мысли: на уроке детям отвечают на вопросы, которые они сами не задают и которые перед ним не ставит живая жизнь. Кого в этом винить? Учителя? Несовершенные программы и методики? Или отсутствие хороших учебников, которые сочетали бы высокую научность с чётким методическим аппаратом, не заумных и чересчур усложнённых, а доступных к пониманию школьников?

В старших классах учащиеся обычно уже понимают. Что отметка – момент формальный, что она может быть и неточной, то есть могут относиться к отметке по-взрослому, сами могут оценивать свои достижения и мнение о себе учителей. Многие педагоги забывают, что контроль бессилен без самоконтроля. Учителя-новаторы предлагают следующие пути для воспитания у школьников правильной самооценки их учебной деятельности:

  • Терпеливое разъяснение учащимся требований к их работе, знаниям, умениям.
  • Развёрнутая характеристика устных ответов, небольшие письменные «рецензии» на работах в тетрадях.
  • Выявление целей и задач изучения тем, перспектив занятий, подведение итогов.
  • Непосредственное требование самооценки (оценки ответов друг друга, оценка своих работ)

Подготавливая своих учеников к предстоящему ЕГЭ, часто провожу на уроках тестирование, использую листы с опорными сигналами; учащиеся по ним же контролируют себя на уроке. Таким путём они получают ясное представление о своих удачах и неудачах, видят своё продвижение в усвоении знаний. В сочетании с систематичностью контроля это стимулирует их старания.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке, в противном случае не срабатывают никакие методические приёмы и ухищрения. А дисциплина в значительной степени зависит от разумности и обязательности педагогических требований, проводимых в жизнь учителем, от степени насыщенности урока, от способности учителя задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов, от умения держать педагогическую дистанцию, от степени напряжённости урока, от степени домашней готовности учителя к уроку, от умения использовать в педагогической практике активные методы обучения, от умения переключать виды деятельности, от глубокого знания интересов и особенностей учащихся, от индивидуального подхода к ним.

В ряду педагогических приёмов, призванных укрепить сотрудничество учителей и учащихся, семьи и школы, стимулировать у воспитанников стремление к самооценке, самовоспитанию, успеху – проведение внеклассных мероприятий: КВН, олимпиад, викторин… Проведение (и даже не столько проведение, сколько подготовка к этим мероприятиям) побуждает учащихся по-новому взглянуть на учебный материал (искать в нём интересное), а также на свои взаимоотношения с учителем, который оказывается в роли помощника. Учитель помогает ученикам более советами: где искать, как выбирать, представляя ему полную свободу. И чаще всего ученик прилагает усилия не потому, что таково прямое задание учителя, а потому что ему хочется поразить товарищей, выступить на уроке или внеклассном мероприятии своего рода волшебником. Ради этой цели почти все школьники готовы потрудиться. Хотя не все учащиеся, конечно, идут самым трудным путём. Некоторые просят помощь учителя, другие советуются с родителями. Но и этот путь оказывает положительное воздействие, ибо ученик ставит перед собой цель – подыскать достаточно трудный и интерес-ный материал. И индивидуальные беседы с учащимися при подготовке внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе не отнимали у меня много времени, не вызывал трудности и подбор материала, так как сборники для внеклассной работы имеются у каждого педагога. Внеклассная работа заставляет учителей по-новому взглянуть на своих питомцев, лучше их понять. Давайте не будем равнодушными к своим воспитанникам.

Выводы: Важным в деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

  • развивать веру в успех;
  • считать ошибки нормальным явлением;
  • сделать процесс обучения ощутимым;
  • признавать и видеть достижения каждого;
  • учить детей управлять собственной деятельностью.

Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой растут и процветают таланты

Г.Найгауз



Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.

- Но так ли это?

- Что значит быть успешным?

- Как достичь успеха?


Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями.

Учителя тоже мечтают о том же: об успехах своих учеников.

Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.


  • Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- результат подобной ситуации.
  • Ситуация - это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
  • Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.


Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности;

приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей,

предложенных педагогом;

эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения

учебных задач;

удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных

самим обучаемым;

осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;

формирование устойчивой потребности в самообразовании.


Успешные дети:

- с готовностью подвергаются различным испытаниям, включая экзамены,

- с желанием включаются в соревнования с другими людьми, причем стараются выиграть эти соревнования, стать первым среди равных,

Для них очень важна оценка их деятельности другими людьми, и он активно стремится к тому, чтобы получить с их стороны наивысшую оценку,

Если их постигает неудача, то они не опускают руки, а, напротив, увеличивают прилагаемые усилия для того, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха,

- мотивированные на успех дети всегда чувствуют себя уверенно, обладают адекватной самооценкой и достаточно высоким уровнем притязаний.


Как вырастить успешного ученика?

Только подведя его к ситуации успеха!

Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:

  • - создание психологического комфорта в образовательном пространстве;
  • - ориентация на личность ученика как главной ценности современного общества;
  • - предоставление благоприятных условий для воспитания и обучения школьников (технические, информационные, научно-методические и др.);
  • - внедрение инновационных процессов на занятиях;
  • - взаимодействие с родительской общественностью;
  • - модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.

Учитель должен:

Пробуждать интерес к своему предмету, а не просто осуществлять передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ребенка, независимо от его способностей. Стараться развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Стремиться к успеху!


  • Учитель верит, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинает различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным.
  • Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку.
  • Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы.
  • Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.
  • Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.

"Для того, чтобы сформировать у ребенка положительную "Я-концепцию

необходимо:

Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать,

принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение педагога).

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,

доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность, учеба приносили

ребенку радость: "Учиться победно!".

Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие

недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами – неумеха, у тебя все равно ничего не получится, а опять ты! И др.;

Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству (Учитель должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, уметь применять полученные знания педагогики, психологии, изученные технологии на практике,

Всегда быть уверенным - "Ребенок хорош, плох его поступок".

Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в

положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика,

личностной зрелостью, социальной ответственностью.


Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит , и к этому надо стремится .

Выпускники школы должны представлять собой:

-успешных людей;

-профессионально-определившихся;

-коммуникативно-грамотных;

-владеющих информационными технологиями;

-обладающих навыками

исследовательской деятельности;

-причастных к русской и мировой культуре;

-социально адаптированных;

-осознающих свое «я» и свое место в мире;

-креативных;

-самостоятельно и критически мыслящих;

-способных работать в команде;

-обладающих высокой степенью толерантности;

-интернационалистов и патриотов.


Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность , ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.

Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях необходимое условие для раскрытия и самореализации личности , т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

Участники любых соревнований более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Люди, ориентированные на достижение успехов , способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем люди, ориентированные на избегание неудач.


Основная особенность исследования в образовательном процессе – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).


Любая деятельность требует оценки.

Победители олимпиад, конкурсов, фестивалей награждаются на общешкольной линейке под аплодисменты всех присутствующих.

Особенно это необходимо детям, имеющим проблемы в учебе. Даже получение обычного сертификата участия помогает почувствовать в себе силы, повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству.

Важно вовремя дать установку.

«Нужно верить и все получится!»


Получая поощрения за действия, направленные на достижение успехов, ребенок испытывает удовольствие от этих поощрений, и для того чтобы еще раз пережить это удовольствие, он начинает повторять эти действия.

Так у него формируется и закрепляется поведение, направленное на достижение успехов.

Отсюда можно сделать выводы: успешные ученики и в жизни более успешны!

Завтрашний успех начинается сегодня!

Актуальная и сегодня проблема успешности обучения существует уже множество столетий. Подтверждение тому – затрагивание этого аспекта в трудах Аристотеля, Коменского, Ушинского. Сегодня учителя сталкиваются с вопросами: какой ученик является успешным и как эту успешность оценить.

В педагогических и психологических трудах успеваемостью считают степень совпадения полученных результатов учебной деятельности с теми, что были запланированы. Более емкое понятие успешности обучения, его составляет внешняя оценка результатов учебной деятельности школьника учителем, родителями, кроме того, сюда входит и удовлетворенность самими учениками, как учебным процессом, так и результатом обучения.

Получается, успешным является ученик, сумевший в процессе обучения преодолеть неорганизованность, растерянность, свой страх и различные затруднения. Такой ученик удовлетворен и собой, и своей деятельностью. Если же школьник является отличником, но при этом несчастен, тревожен, замучен ожиданиями окружающих и нормативными требованиями – назвать его успешным, в силу того что он не испытывает удовлетворения и радости от учебного процесса, нельзя.

На данный момент методик, которые бы оценили успешность, нет, несмотря на попытки их определить. Условно, критерии оценки можно разделить на педагогические и психологические. К педагогическим относят:

  • способность ученика усваивать школьные образовательные программы;
  • способность демонстрировать свои знания, навыки и умения.

Справедливо заметить, что итоговые отметки косвенно выражают успешность обучения, причем именно итоговые, а не поурочные. Особое внимание уделяется работам, выполненным без посторонней помощи – контрольным и самостоятельным. Так, педагог Н.В. Соболь предлагает успешность обучения оценить таким образом: после изучения темы урока ученикам выдается контрольная работа, которую они должны выполнить самостоятельно. Для каждого ученика учитель засекает время выполнения задания. Во время проверки он подсчитывает количество правильных операций, как в целом, так и по заново изученному материалу.

Оценка результативности

Чтобы оценить результативность , вводим коэффициент, формулой для которого будет: Кр=а/А, где Кр – коэффициент результативности; а – точность обучения, определяется количеством правильных операций; А – общее число операций. Такой коэффициент является индивидуальным показателем того, насколько ученик усвоил материал, стремиться нужно к Кр=1.

Учитель рассматривает эффективность обучения в качестве производительности труда учеников или же точности обучения, которая приходится на определенную единицу времени выполнения контрольной: Q=a/t, где t – это индивидуальное время, затраченное на выполнение задания. Чем больше Q, тем больше правильных операций ученик выполнил за меньший интервал времени, и тем эффективнее обучение.

Следует учитывать, что на разных уроках задания имеют разную сложность, поэтому между собой сравнить эффективность уроков нельзя. Для этого введем формулу идеальной эффективности: Qи=А/tи, где величина tи это идеальное (наименьшее) время, затрачиваемое на выполнение контрольной. Определяет его учитель или же при помощи независимых экспертов, или же по лучшей работе. Далее определим коэффициент эффективности обучения: Кэ=Q/Qи. Эффективность будет тем выше, чем ближе к единице значение коэффициента.

Данный подход дает возможность определить связь между результативностью и эффективностью обучения, поскольку как видно из формул - Кэ=Кр*tи/t. При одинаковой результативности и уменьшении затраченного времени на выполнение работы, эффективность обучения будет возрастать, и, наоборот – при одинаковом времени, чем результативность обучения выше, тем выше эффективность. При совпадении значений времени выполнения задания и идеального времени, совпадают и коэффициенты эффективности и результативности. Если брать во внимание ограничение времени выполнения задания, которое часто встречается в школьной практике, Соболь предлагает не замерять эффективность, а определить соответствие между коэффициентом результативности и пятибалльной оценкой. К примеру, если коэффициент равен значению 0,3 и меньше – оценка «неудовлетворительно», если 0,3-0,5 – «»удовлетворительно», результат 0,5-0,7 означает оценку «хорошо», а 0,7-1 – «отлично».

Справедливо отметить, что данный подход не совсем полон, он охватывает лишь одну из составляющих успешности – успеваемость. Положительным моментом подхода является возможность ученику сравнить свои результаты на протяжении всего учебного года.

Оценивание в школе

Сегодня распространена балльная система оценки, но точно определить степень достижения результата обучения учеником она не позволяет. Так, поставленная одному ученику «тройка» для другого может означать «почти двойку» или «почти четверку». Также довольно часто отличникам завышают оценки, а неуспевающим ученикам – занижают. В психологической литературе можно встретить мнение о том, что школьная отметка слишком обобщенная оценка, которая точно измерить поведение ученика и стимулировать его учебную деятельность не может. Вероятно, более правильным было бы использование дифференцированной системы оценок, предусматривающей оценки за прилежание, усилие, старание и качество результата.

Действительно, по мнению многих психологов, школьная отметка способна оценить лишь качество усвоенных умений и знаний, но не нравственные достоинства и старания и усилия для достижения успеха. Именно поэтому для оценки успешности обучения важность рассматривать ее с точки зрения не только педагогических, но и психологических критериев, среди которых:

  • положительная динамика развития;
  • положительные: мотивация к обучению, отношение к школе, наличие познавательного интереса;
  • социальная адаптированность;
  • позитивные отношения ученик-учитель, ученик-одноклассники;
  • хорошее психическое и физическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • благополучие в семье.

Критерии оценивания

Интерес представляет антропоцентрическая философия В.В. Давыдова и Д.Б Эльконина, в основе обучения которой лежат человеческие отношения и позиции субъектов: ребенок-ребенок, взрослый-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. Основные критерии успешности обучения – психологический комфорт, эмоциональный и санитарно-гигиенический эффект, двигательная активность.

Е. Торренс выделяет одним из критериев успешности креативность, которая в процессе учебной деятельности выражается в обостренном восприятии личностью ученика недостатков, дисгармонии, недостаточных элементов в системе своих знаний.

Умственная самостоятельность по типам проявления бывает воспроизводящей, реконструктивной, эвристической и исследовательской. Она является лишь одним из проявлений самостоятельности, как субъекта деятельности и свойства личности. Самостоятельность проявляется и в самоорганизации познавательной деятельности. Кроме того, она является самым существенным признаком человека как субъекта деятельности и как личности.

Познавательную активность рассматривают в качестве поведенческой формы выражения мотивации, в которой внешняя процессуальная сторона выражается в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная самостоятельность позволяет принимать при преодолении учебных трудностей автономные решения. Проявляется она в умении и стремлении самостоятельно мыслить, найти подход к решению задачи, не завися от своих суждений, в желании понимать информацию и изучать способы ее добывания.

Активность и успешность

Активность в учебе, профессиональную направленность, академическую успеваемость, умственную самостоятельность и учебную успешность можно отнести к внутренним критериям различных педагогических систем. Все эти системы связаны между собой, поэтому результат и качество работы одного учебного заведения отражается на положении дел в другом, особенно если между ними преемственные отношения. К примеру, неудовлетворительная работа общеобразовательной школы вызывает различные проблемы в заведениях высшего образования, а неудовлетворительная работа вузов, готовящих слабых специалистов, ведет к снижению эффективности производства, что в свою очередь отразится на социально-экономическом развитии страны. Именно поэтому при оценке эффективности работы учебного заведения следует внутренние критерии дополнять внешними, среди которых: организация процесса обучения и управление учебной деятельностью. Самостоятельная работа учеников, адаптация на производстве выпускников вузов и профтехучилищ, темп профессионального роста и должностное продвижение, темп роста самообразования, уровень профессионального мастерства и образованности.

Итак, успешность ученика является не только объективным показателем его высоких результатов познавательной деятельности и положительная оценка учителя, это еще и позитивная самооценка ученика. Из этого следует, что основной критерий успешности обучения – умение ученика достичь наибольшего результата при наименьших энергетических затратах. Связано это с такими способностями, как: вовремя делать свои дела, для достижения цели использовать рациональные средства, чувствовать ситуацию, испытывать чувство радости, уверенности в себе, удовлетворения, не унывать, не сдаваться перед трудностями, беречь здоровье и так далее.