ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Я была тогда с моим народом…. Я была тогда с моим народом методическая разработка по литературе (11 класс) на тему Лидия Корнеевна Чуковская

Творчество Анны Ахматовой охватывает множество тематических граней. Но все эти грани – лишь маленькие составляющие частицы большого целого, и это целое есть женская душа. Еще до Анны Ахматовой многие женщины писали стихи, но они, видимо, не произвели должного впечатления, и большей частью потому, что они были написаны женской рукой. Ахматова же проявила себя настолько ярко и индивидуально, что ее просто невозможно было не заметить. Она сама это отмечала так: «Я научила женщин говорить».

Среди такого поэтического богатства можно выделить несколько главных, преобладающих тематических сторон.

Первая – очень личная – женские душевные переживания, та сторона, которую, наверно, нельзя отделять от жизненного пути. Мастерское обращение со словом, умение повернуть оборот так, что застываешь в оцепенении от восхищения необычным, свежим оборотом, оригинальностью мышления. Но все-таки чувствуется при чтении какой-то внутренний надлом, чисто женское страдание, которое нередко вдохновляет поэтессу. Они идут как будто параллельно. Ахматова находит в поэзии того друга и советчика, который помогает ей пережить все страдания и беды.

Вторая сторона – само собой разумеющееся после первой – выход сквозь личное к общему, восприятие мира в целом, выход «к народу», «в народ» и ощущение себя как частички единого целого. В ранней поэзии еще присутствует чисто личное начало – повествование, протест, воспоминание – все от первого лица, заявляя о себе. А позже что-то неуловимое, точно время, начинает пробиваться в стихах, в некоторых Ахматова говорит от лица народа – «мы».

Как только встает в поэзии Ахматовой тема родины, становится осязаемой ее любовь к ней – настолько она сильна. Поэтессу не может не волновать судьба ее страны и, конечно, судьба ее народа:

De profundis… Мое поколенье
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.

И воистину, путь был страшным. Но он пройден, и вместе с народом его прошла и сама Ахматова. Это с особенной силой вырывается наружу в «Реквиеме». Это скорбный плач женщины, плач о тяжкой судьбе женщины, о горькой доле земли русской, плач о всех погибших, о людском страдании.

Любому человеку, пережившему войну, не дают покоя воспоминания. Те, кто не столкнулся с войной, не имеют о ней настоящего представления. Но, столкнувшись с таким произведением, как «Реквием», вникая в суть поэзии Ахматовой, они начинают понимать, какова страшная война.

Подобно Шостаковичу в музыке (который так же, как и Ахматова, жил в блокадном Ленинграде), Ахматова в поэзии нарисовала эти ужасные картины, которые потрясают:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Здесь есть много строк, посвященных судьбе Анны, но их не назовешь страданием одного человека, так как Ахматова – одна из многих, которые переживали такую же судьбу. И написанное понимается в таком свете. Ахматова навсегда осталась вместе со своим народом, пережив то, что пережили многие. Поэтому именно такой эпиграф был подобран к «Реквиему» и содержит в себе то главное, чем отличается творчество Ахматовой:

Нет и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

…Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
А. Ахматова

Анна Ахматова — поэт, пришедший в литературу в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древне греческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Детство поэтессы прошло в Царском Селе (там она училась в гимназии), каникулы проводила в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме “У самого моря”. В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее вкусов и литературных пристрастий. В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: “О Муза Плача, прекраснейшая из муз!” Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, которая застала грозную эпоху “смены времен” с революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами. Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой и отечественной культурой.
Жданов в своем докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград” писал, что “поэзия Ахматовой” совершенно далека от народа; это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по “доброму старому времени”. В начальном четверостишии — эпиграфе к своему “Реквиему” — Ахматова отвечает Жданову:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
“Реквием” — вершина гражданской поэзии в литературе XX века, дело всей жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного “заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме “Реквием” речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски, глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл.
“Распятие” в поэме похоже на псалом:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
“Распятие” — это вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, ‘а единственного сына — на небытие.
Заключительная часть “Эпилога” развивает тему “Памятника” . Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные годы для нашей страны.
Великую Отечественную войну А. Ахматова встретила в Ленинграде, там же пережила и почти всю блокаду, не прекращая писать стихи, ставшие отражением того времени, — “Северные элегии”, “Библейские стихи”, цикл “В сороковом году”:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Военные стихи Ахматовой — это еще один реквием, в котором соединились скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является и “Поэма без героя”.
Несомненно, Ахматовой был свойствен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания как личную трагедию и одновременно как трагедию народа, страны.

«Я была тогда с моим народом…»

(О жизни и творчестве Анны Ахматовой)

Урок литературы в 11 классе

Цели урока: 1).Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия;

2).пробудить интерес к личности и поэзии Ахматовой, вырабатывать навыки самостоятельного исследования творчества поэта;

3).воспитывать у учащихся любовь к русской классике и гордость за свой народ, свою Родину.

Задачи урока:

1). развивать исследовательскую деятельность учащихся;

2).формирование навыков анализа лирических произведений;

3).формирование личностного отношения к творчеству пота;

Тип урока: урок-исследование

Форма урока : литературный салон

Методические приёмы:

- вступительное слово учителя;

Инсценированное чтение стихов;

Инсценирование;

Исследовательская и критическая работа;

Составление таблицы;

Применение ИКТ (Презентация MS Power Point);

Оборудование к уроку:

- стихи Ахматовой;

Мультимедийный проектор;

Экран;

Компьютер;

Оформление урока : портрет А.Ахматовой, слайды о жизни и творчестве поэта, выставка изданий А.Ахматовой.

Запись на доске:

Реквием – католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Фолиант – толстая старинная книга большого формата.

Месса – католическая церковная служба.

Апокалипсис – христианская церковная книга, содержащая пророчество о конце мира.

Перечень сборников А.Ахматовой : 1912 г. – «Вечер»

1914 г. – «Чётки»

1916 г. – «Белая стая»

1921 г. – «Подорожник»

1922 г. – «Anno Domini»

1945 г. – «Тростник»

По ходу урока на доске заполняем таблицу о своеобразии поэзии А.Ахматовой:

Тема

Пафос

Стиль

неразделённая трагическая любовь

гражданственность

простота

тема поэта и поэзии

патриотизм

правдивость

тема Пушкина

искренность

точный образ

осуждение войны

сопричастность к судьбе страны и народа

чёткость мыслей и выражений

судьба Родины и народа

экономия выразительных средств

Эпиграф к уроку:

Я – отраженье вашего лица…

И может быть, поэзия сама –

Одна великолепная цитата.

Анна Ахматова

Ход урока

1.Оргмомент (цели и задачи урока).

2.Вступительное слово учителя .(Читает наизусть).

Узкий, нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной чёткой линией.

Холод – в веселье, зной –

В вашем унынии.

Вся ваша жизнь – озноб.

И завершится – чем она?

Облачный – тёмен – лоб

Юного демона.

Каждого из земных

Вам заиграть – безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.

В утренний сонный час,

Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

Это стихотворение М.Цветаевой посвящено Анне Ахматовой. В нём есть и точное описание портрета Ахматовой, и сложный, противоречивый характер, и предчувствие нелёгкой судьбы, и оценка её поэзии, и признание её творчества. Сегодня речь пойдёт о личности Ахматовой и о своеобразии её поэтического наследия. Хотелось бы, чтобы одиннадцатиклассники верно определили для себя значение поэзии Ахматовой, потому что принято называть её стихи чисто женскими, только о любви, но это далеко не так.

В Петербурге в многоэтажном доме на Таврической улице в квартире поэта Вяч. Иванова в круглой угловой комнате под названием «Башня» по средам собирались поэты и читали стихи…(Инсценировка)

Один из таких декабрьских вечеров1911 года. Николай Степанович Гумилёв, муж Анны Ахматовой, признанный поэт, и Анна Ахматова в гостиной Вяч. Иванова. (Входит ученица, играющая роль Ахматовой и садится за стол). Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, тёмные волосы, на лбу подстрижены короткой чёлкой. Небольшой, тонкий, нечасто улыбавшийся рот. Тёмные, суровые глаза.

Молодой поэт:

Кто эта женщина?

Другой поэт:

Анна Ахматова, жена Гумилёва. (Ехидно). Она «тоже пишет».

Молодой поэт :

Её нельзя не заметить! Она очень обаятельна!

Другой поэт:

Вы думаете? Впрочем, она, кажется, не лишена способностей. Ещё барышней она писала:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный и грубый,

Смотрит лукаво.

Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.

Третий поэт :

Анна Андреевна, вы прочтёте?

(Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Остальные снисходительно улыбаются).

Анна Ахматова(тихо):

Я прочту. (Громче). Я прочту.(Читает стихотворение «Песня последней встречи»).

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки;

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки;

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри:

Я обманут, слышишь, унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

Молодой поэт:

Превосходно, не правда ли?

Другой поэт:

Не серьёзно. Посмотрим, что скажет Вячеслав Иванов!

Третий поэт:

Вероятно, ничего, так, отметит какую- нибудь техническую особенность.

Вяч. Иванов(встаёт и подходит к А.Ахматовой, целует ей руку):

Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.

1-ый критик : В этом стихотворении лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Какая сильная, эмоционально-психологическая деталь, подчёркивающая душевное смятение, волнение: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Звучание стиха напоминает перехваченное дыхание, прерывающийся голос. А как выразительна последняя строка благодаря использованию эпитета: «Только в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём». В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи.

Учитель : Так Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) прочно вошла в русскую поэзию.

Анна Ахматова (читает ученица от лица поэта): «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в селении Большой Фонтан на даче Саракани. Назвали меня Анной в честь бабушки, а её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Лето проводила под Севастополем, получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

В 1907 году гимназический курс закончила в Киеве, В Фундуклеевской гимназии. В 1908 г. поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1910 году вышла замуж за Гумилёва. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов я сделалась акмеисткой».

1-ый исследователь :

Первая книга стихов А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912 года тиражом 300 зкз. и содержала 46 стихотворений. Дебют встречен критикой сочувственно. Рецензенты отмечали, что «Ахматова – уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью».

Учитель : Основное место в лирике Ахматовой в этот период, бесспорно, занимает любовная тема(делается запись в таблице). Ученица читает стихотворение «Сероглазый король».

Слава, тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

2-ой исследователь: На пёстром и разноречивом фоне поэзия Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения (записываем в столбик «Стиль»). Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя интонация.

В предреволюционную поэзию её лирика вошла свежей струёй искреннего чувства. Верная заветам Пушкина, Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам. В стихотворении о Пушкине – лицеисте всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо(юноша читает стихотворение «Смуглый отрок»):

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

1-ый критик: Как удачно выбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно «лелеем», т.е. любовно бережём в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина передано двумя маленькими деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу. Строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест осенней опавшей листвы. Сказать многое в немногом – один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у Пушкина, Баратынского, Тютчева, Анненского.

3-ий исследователь : Из всех книг Ахматовой «Чётки » имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. «Чётки» должны были на практике осуществить принципы акмеизма как противопоставление символизму. Но мнения по этому поводу раздвоились. Отделяя Ахматову от акмеизма, поэт Б.Садовский писал: «Госпожа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В её поэзии чувствуется что-то родственное Блоку. Лирика Ахматовой – сплошное горе, покаяние и мука, истый же акмеист должен быть самодоволен. В акмеизме отсутствует трагедия, отсутствуют элементы подлинной лирики».

В 1964 году, выступая на вечере, посвящённом 50-летию выхода «Чёток», поэт А.Тарковский говорил; «С «Чётками» для Ахматовой наступила пора народного признания». (Исполняется под гитару песня на слова Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»).

4-ый исследователь: Однако Ахматова не была бы выдающимся поэтом, если бы оставалась в кругу только личных переживаний. Беспокойное ощущение эпохи, несомненно, коснулось и её, казалось бы, замкнутого мира. Время было тревожное: шатались вековые устои Российской Империи, первая империалистическая война.

(Ученица читает стихотворение «Молитва»):

Дай мне горькие годы не дуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Поэт ощущает эти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе. Тревога в лирике Ахматовой рождена чувством истинного патриотизма, которое в дальнейшем становится одним из основных мотивов ахматовского творчества (делается запись в тетради). Любовь к Родине никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом.

Учитель: Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал трагедийную катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже(в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем.

Перед нами поэт, ощутивший грозную ответственность своего искусства перед эпохой, готовый идти на жертвы и полагающийся лишь на силу и власть поэзии:

(Ученик читает стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту…).

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами -

Мы расточать, а не копить…

Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию искусства и своего места в современности она подошла в 1917 году и написала стихотворение «Мне голос был…» (ученица читает стихотворение):

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

2-ой критик : Почему героиня стихотворения «замкнула слух»? Не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о внешнем отъезде из России, но и вероятность внутренней эмиграции по отношению к ней.

Учитель: 1921 год был трагическим для Ахматовой: как враг народа был расстрелян по обвинению в заговоре муж Николай Гумилёв. С середины 20-ых годов стихи Ахматовой почти перестали печатать, а старые – переиздавать.

3-ий критик : Несмотря ни на что, чувство родины для Ахматовой свято, без ощущения родины для неё невозможна душевная гармония. Образ России у Ахматовой неотделим от судьбы поколения, народа. В 1922 году она пишет:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Это было ответом на негативное отношение к её творчеству.

5-ый исследователь : 30-ые – 40-ые годы были страшными не только для Ахматовой, но и для всей страны. Семнадцать месяцев, с 1938 по 1939 годы Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Николаевича Гумилёва; он арестовывался трижды: в 1935-м, 1938-м и 1939-м годах.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, почему 30 – 40-ые годы оказались страшными для нашей страны?(Учащиеся могут рассказать о годах сталинской репрессии).

Ахматова (ученица рассказывает от лица поэта): «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо(там все говорили шёпотом):

А это вы можете описать?

И я сказала:

Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

5-ый исследователь : Так появляется «Реквием», над которым автор работает с 1935 по 1940-й годы. В «Реквиеме» Ахматова пишет не только о сыне Льве Гумилёве и о своей судьбе, но и о судьбе многих и многих людей. Выбор жанра заупокойной мессы, посвящённой памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим народным страданием:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

В «Реквиеме» Ахматова рассказала о чудовищности тоталитарного режима, который охватил Россию в 30-ые – 40-ые годы, поэтому долгое время наше общество делало вид, что в творчестве Анны Андреевны нет такого произведения, как «Реквием».

6-ой исследователь : В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. «Она патриотка, - записал в дневнике писатель Павел Лукницкий, посетивший её в августе 1941 г., - и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень ободряет её». Другой современник вспоминает о поэте: «В самые мрачные дни она поражала глубокой верой в победу. Как будто ей было известно то, чего ещё не знал никто из нас». В стихотворении «Клятва», написанном в июле 1941 года гордо звучали слова:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит .

7-ой исследователь : Анна Андреевна долго отказывалась от эвакуации в Ташкент. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать родной Ленинград. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

Учитель : В заключение хотелось бы предложить послушать это стихотворение в исполнении самого автора. Это живой голос самой Ахматовой, дошедший до нас спустя почти полвека!

(Звучит магнитофонная запись стихотворения «Мужество» в исполнении А.Ахматовой).

В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны заключено истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах Анны Ахматовой:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Таким образом, поэзия Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это прежде всего исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли:

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья -

Ведь всё равно я с вами до конца.


…Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. А. Ахматова Анна Ахматова – поэт, пришедший в литературу в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древне греческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Детство поэтессы прошло в Царском Селе, каникулы проводила в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме “У самого моря”.

В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее вкусов и литературных пристрастий. В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: “О Муза Плача, прекраснейшая из муз!” Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, которая застала грозную эпоху “смены времен” с революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами.

Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой и отечественной культурой. Жданов в своем докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград” писал, что “поэзия Ахматовой” совершенно далека от народа; это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по “доброму старому времени”. В начальном четверостишии – эпиграфе к своему “Реквиему” – Ахматова отвечает Жданову: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. “Реквием” – вершина гражданской поэзии в литературе XX века, дело всей жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий.

Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного “заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека.

В поэме “Реквием” речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски, глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. “Распятие” в поэме похоже на псалом: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. “Распятие” – это вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, ‘а единственного сына – на небытие.

Заключительная часть “Эпилога” развивает тему “Памятника” . Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные годы для нашей страны. Великую Отечественную войну А. Ахматова встретила в Ленинграде, там же пережила и почти всю блокаду, не прекращая писать стихи, ставшие отражением того времени, – “Северные элегии”, “Библейские стихи”, цикл “В сороковом году”: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Военные стихи Ахматовой – это еще один реквием, в котором соединились скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является и “Поэма без героя”. Несомненно, Ахматовой был свойствен трагический дар.

Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания как личную трагедию и одновременно как трагедию народа, страны.


  1. В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства – главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и...
  2. Историю русской поэзии нельзя представить себе без имени Анны Андреевны Ахматовой. Свой творческий путь она начала, примкнув к “Цеху поэтов”, а затем став “акмеисткой”. Многие критики сразу же отметили, пожалуй,...
  3. Добрый дятел занят делом:Ремонтирует дупло. Все починит он умело, Будет в домике тепло. План 1. Урок русского языка. 2. Описание дятла. 3. Работы учеников. 4. Страшнее дятла зверя нет! Однажды...
  4. Описание событий в романах и других произведениях Афанасия Афанасьевича Фета – одна из вершин русской лирики. Он тончайший поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевший...
  5. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила захваченные города и...
  6. 1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но...
  7. Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли “лишними” людьми. “Страдающие эгоисты”, “умные ненужности” – так образно и точно определил сущность этого типа Белинский....
  8. Тема: Удивительные приключения в стране Родного языка. Задачи: Убедить обучающихся в том, что язык – это главное средство общения, показатель внутренней культуры человека и относиться к нему нужно бережно; развивать...
  9. Для тех, кто на своих уроках читает и изучает с учениками два романа эпохи Просвещения – Дефо “Приключения Робинзона Крузо” и Свифта “Путешествие Гулливера” , предлагаем, как вариант, провести заключительный...
  10. Present Simple Tense Test 1 1. … you know Patrick Rich? a) Do b) Does 2. He usually… a sports car! a) drive b) drives 3. He doesn’t… slow cars....
  11. 26 жовтня 2012 року – ДЕНЬ ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Свято завжди з нами! 7 разів збирає рідна газета друзів. 7 разів дарує свято професіоналізму, мудрості, креативу та актуальності. 7 разів підіймає...
  12. В своих рассказах А. П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – “футлярность” жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной...
  13. Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения людских судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь...
  14. Анализ рассказа “Верую!” Да это, кажется, знакомый человек”. Н. Гоголь Василий Макарович Шукшин – писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься...
  15. Отечественную войну 1812 года Толстой показывает нам общенародной. На защиту России вставали все люди, независимо от социального статуса и материального положения. До этих событий Андрей и Пьер вели привычный для...
  16. Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого...
  17. Муниципальное образовательное учреждение ЛИЦЕЙ № 6 Ворошиловского района г. Волгограда 400074, г. Волгоград, Ул. Социалистическая, д.23 Тел.-факс 93-16-52 Е-mail: lawlуceum@mail. ru Конспект внеклассного мероприятия Своя игра: технология обработки материалов.
  18. Основой сюжета романа “Преступление и наказание” является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – “молодой человек, исключенный из студентов университета” и “живущий в крайней бедности”, – за полгода до совершения...

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев
в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то
"опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая,
конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от
свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на
ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что
некогда было ее лицом.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе не забыть.
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается...

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой, -
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза -
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук -
Слова последних утешений.

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе сущу.
I

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.