ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники

Наталья Манакова

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима» , листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег» , игра «Найди и исправь ошибки» , физкультминутка «Зимняя прогулка» , рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Загадка:

На землю упало

Пуховое одеяло

Лето пришло-

Одеяло сошло.

(снег)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег» . (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки» .

Игра:

Зима - самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка .

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение :

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):


Публикации по теме:

Конспект занятия по составлению детьми средней группы связного рассказа об осени с использованием элементов мнемотехники Задачи: 1. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа о данном времени года, произвольно строить предложения разной грамматической.

Всем известно выражение: «Зима пришла неожиданно». У всех разные причины так говорить, но очень часто эти слова имеют самый прямой смысл.

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект НОД по развитию песенного творчества для детей 4–5 лет «Первый снег» Цель: Развитие песенного творчества детей младшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Углубить понятие темы знакомством с новой.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»

Задачи:

    Образовательная

Продолжить знакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов Я. Аким « Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»

    Развивающая

Развивать мышление, память, речь, творческое воображение, познавательный интерес

    Воспитательная

Воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование для учителя:

Учебник «Литературное чтение», презентация, портреты поэтов, кроссворд, аудиозапись (муз. Чайковского «Времена года»)

Оборудование для учащихся:

Учебник «Литературное чтение», тетрадь.

Ход урока:

1.Орг. момент:

У. Здравствуйте, ребята!

Тихонько сядет первый ряд

Тихонько сядет второй ряд

Тихонько сядет третий ряд.

У. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2. Минутка чтения:

3. Работа со скороговоркой:

Скороговорка

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была.

У. Читаем скороговорку про себя.

У. Читаем скороговорку хором.

У. Кто прочитает вслух скороговорку?

4. Проверка домашнего задания:

У. Какое д/з вам было на дом?

У. Кто мне прочтёт первое стихотворение?

У. Кто прочтёт выразительно второе стихотворение?

5. Изучение нового материала:

У. Какое время года сейчас?

О. Зима

У. С какими признаками у вас ассоциируется это время года?

О. Снег, уже холодно, мороз, всё замерзает….

У. С какими чувствами вы воспринимаете первый снег?

У. Какой раздел вы изучаете?

О. Люблю природу русскую (зима)

У. С какими поэтами вы уже познакомились?

О. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая…».

У. Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами новых стихотворений о первом снеге.

Загадки:

    У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт-гвоздь упадёт.

(Сосулька)

    С неба падают зимою и кружатся над землёю. Легкие пушинки, белые…

(Снежинки)

    Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…

(Иней)

    Нет колёс у меня. Я крылата и легка. Громче всех постовых я свищу без свистка. На лете, на лету, на лету, весь город я замету…

(Вьюга)

У. Составьте слово из выделенных букв. Какое слово получилось?

О. Снег.

У. Вы правильно угадали. Мы продолжим читать произведения о первом снеге.

У. Первый снег… какой он? Вспомните прочитанные вами произведения и подберите прилагательны к слову «снег».

О. Снег-пушистый, белый, лёгкий, искрящий…

У. Мы вернёмся к описанию снега позже. А в этом нам поможет стихотворение Якова Акима « Утром кот принёс на лапах..»

У. Откройте учебник на стр. 192

У. Яков Аким родился 15.12. 1923г. в городе Галич. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой…. Первое стихотворение написал, учась во 2 классе. Сочинять стихи стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено стих-ние « Первый снег».

У. Вы закроете глазки, а я вам прочитаю это стих-ние., а вы постараетесь представить картины, которые изобразил автор.

У. Какие картины природы вы представили себе?

У. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

У. Какое настроение у вас?

Словарная работа

У. Прочтите это стих-ние про себя. Какие слова вам не понятны?

О. Прикорнул

У. Прикорнул- прислонился, залёг.

У. Кто прочитает стих-ние полностью?

У. Снег ведёт себя как живое существо. Докажите это.

6. Физминутка

7. Продолжение знакомства с новой темой:

У. А сейчас мы познакомимся ещё с одним стих-нием Ф. Тютчева « Чародейкою зимою…»

Это стихотворение о зимнем лесе.

У. Откройте учебник на стр. 194.

У. Ф. И. Тютчев родился в 1803г. Он был богато одарённым ребёнком с раннего детства. Первое стих-ние он опубликовал в 14 лет. У Тютчева много стих-ний о природе. Одно из лучших стих-ний представлено вашему вниманию. Послушайте, как поэт описывает зимний лес.

У. Я читаю, а вы закрываете глазки и представляете услышанное.

У. Какую картину вы представили себе?

У. Захотелось ли вам попасть в этот лес?

У. Почему?

О. Он таинственный и даже сказочный.

У.К то его сделал таким?

О. Зима.

У. Что вас впечатлило?

У. Прочтите это стих-ние про себя.

У. Какие слова вам непонятны?

Словарная работа:

Чародейка- волшебница, колдунья;

Мещут- метают, бросают, кидают.

У. Кто прочтёт стихотворение?

У. Почему зима названа чародейкою?

У. Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

8. Итог урока:

У. С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?

У. Чем похожи эти стих-ния?

9. Рефлексия:

У. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если урок понравился- поднимите солнышко, если нет- тучку.

10. Домашнее задание:

Методическая тема школы: « Формирование функциональной грамотности учащихся, как условие

повышения качества образования в рамках обновления содержания».

Методическая тема учителя: « Развитие навыков устной и письменной речи учащихся для повышения

уровня орфографической зоркости»

Информационная карта урока

Дата : 05 .12.2016 г Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «А» Литвинова Т.А.

Тема урока: Я. Аким

Цель:

обучающая: познакомить учащихся с биографией Я.Л. Акима. Учить оперировать основными

литературными терминами при изучении поэзии. Используя задания творческого и

игрового характера создавать у школьников активную ученическую позицию;

развивающая: способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления учащихся;

продолжить работу над ведением литературного анализа стихотворения. Развивать

выразительность, точность и красочность устной речи.

воспитывающая: через создание комфортной среды, прививать у уч-ся любовь к красоте

художественного слова, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : лекция с элементами презентации

Технология: ЛОТ

Методы: частично-поисковый, наглядный

Оборудование: текст стихотворения, презентация, иллюстрации

Применение знаний: социализация (применение к жизни)

Технологическая карта урока

I . Орг. момент Целеполагание.

II . Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть в окно зима прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.

III . Проверка д/задания:

На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя»

Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения.

- Молодцы, а теперь почитаем его наизусть.

К какому жанру литературы оно относится? (стих)

Докажите ( рифма, ритм, интонация )

Это лирическое стихотворение, т.к. через пейзажные картины поэт выражает нам свое настроение, мысли и чувства.

IV . Введение в тему:

Сегодня мы продолжим разговор о стихотворениях и узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом сказочная героиня, которая пришла к нам в гости. Отгадайте кто это?

В ледяной карете мчится

Девушка – краса

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего

сказочного и веселого.

Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.

V . Вступительное слово об авторе.

Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер всего три года назад, в возрасте 90 лет, в городе Москва.

VI . Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

2 Стихотворение Я.Акима « Первый снег»

Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как бы вы его назвали и почему?

1.Чтение учителя

Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

Так как же оно, по-вашему, называется? Почему?

Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчки речь идёт о снеге.

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.

Салазки – маленькие ручные санки.

Давайте подберём к ним синонимы - это поможет нам лучше увидеть образ снега.

Что такое синонимы?

Прикорнул – присел, прилёг, отдыхает;

Салазки –санки.

3.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и попробуете сказать, какие литературные приёмы использовал поэт.

VII .Чтение и анализ.

Чтение стихотворения по частям вслух.

Найдём литературные приёмы, которые здесь встречаются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как одушевлённых, при котором они

наделяются свойствами живых существ.

Докажите текстом (он успел, расстелить, он белеет, прикорнул на фонаре)

Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.

Докажите текстом (платок пуховый).

Молодцы правильно нашли, а на что обращает внимание поэт когда называет снег «лёгкий, новый» ?

Значит он какой? (очень чистый, очень белый).

Вот эти слова в литературе называют – эпитеты.

Эпитеты – это слова, которые использует автор для более яркого изображения главного предмета.

VIII . Составление диафильма.

3 проиллюстрируйте стихотворение.

Ребята, обратите внимание, что в нашем стихотворении нет ни одной картинки. А Зимушка - зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Вот в её 3-ем конверте как раз задание: «составить иллюстрации может быть к будущему мультфильму». Но для того, чтобы это сделать поработаем в группах.

IX . Работа в группах

Разделить класс на группы по рядам.

1 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают предмет и относятся к снегу

(вкус, запах, платок)

2 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают признак предмета и тоже относятся к снегу

(первый, лёгкий, новый, пуховый)

3 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают действие предмета и так же относятся к

снегу (имеет, кружится, успел, расстелить, белеет, прикорнул).

По одному представителю от группы зачитать эти слова.

Каких же слов получилось больше?

На что они указывают? (на действие предмета).

Молодцы именно эти слова помогают нам увидеть, что происходит в картине зимней природы.

X . Словесное рисование

В ходе словесного рисования, с помощью наводящих вопросов учителя, дети создают образ, в результате

которого появляется электронная картинка.

Итак, 1 иллюстрация

Кто принёс первый снег в дом? (кот)

Как он это сделал? (на лапах)

В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

А как можно увидеть, что снег имеет вкус и запах?

(у кота на усах и носу тоже должен быть снег, и его морда выглядит очень довольно).

Вот и наш 1 кадр.

2 иллюстрация

Что видим? Что изобразим?

(Дети стоят во дворе, головы подняты вверх. Кто-то ловит снежинки руками или ладошками.

всем весело).

Молодцы получился 2 кадр.

3 иллюстрация

Что изобразим? (мостовая покрыта белым, пушистым снегом).

Вот и 3 кадр.

- Можно сказать что, 3 и 4 иллюстрации похожи, только действие происходит в разных местах?

Обратите внимание, как лежит снег на фонаре. Он его совсем накрыл или только немножечко

припорошил?

Конечно, чуть присыпал, ведь поэт говорит «…прикорнул на фонаре».

Вот и 4 кадр.

- Ну что, у нас получилось проиллюстрировать это стихотворение?

Какие знания и умения нам в этом помогли? (умение выразительно читать и находить

литературные приемы).

XI . Итог урока.

С каким поэтом мы сегодня познакомились?

Как называется стихотворение, которое прочитали?

Как же зимушка – зима, меняет природу?

Можно ли сказать, что зима самое весёлое время года?

XII . Рефлексия

XIII . Д/з

Ребята, вам осталось нарисовать 5 иллюстрацию к этому стихотворению. Сделайте это на альбом листе. Можно красками или карандашами. И главное выразительно прочитать стихотворение или выучить его наизусть.