ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

ю". План конспект урока и презентация на тему "Знакомство с буквой Ю.ю" Обучение грамоте буква ю презентация

Тема: Знакомство с буквой Ю, ю.

Цели:

    Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.

    Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.

    Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.

    Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Повторение изученных букв, звуков, которые имеют эти буквы. (наглядное пособие «Город Букв»)

1 вариант

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё,).

2 вариант

Игра «Дополни предложение»

1. Звуки бывают …(гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2. Звуки мы…(слышим), а буквы…(пишем).

3. После твердых согласных, пишутся гласные…(а, о, ы, у).

4. После мягких согласных, пишутся гласные…(и, е, ё, я).

5. Как отличаются гласные от согласных?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4.Работа над новым материалом.

    Работа по учебнику Звуковой анализ слов ключ, утюг.

Задания:

    произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен первый звук ; назвать первый звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его мяг­кую пару ([кь]);

    произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слы­шен второй звук ; назвать второй звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его твер­дую пару ([л]);

    произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слы­шен третий звук ; назвать третий звук; определить, какой это звук; запомнить правило обозначения звука [у] после мягких согласных; познакомиться с буквой Ю (ю);

Знакомство с буквой Ю(ю). Знакомство с буквой ю учитель проводит так: «Какой бук­вой мы вчера обозначали звук [у] после твердых согласных? (Буквой у.) Но в слове ключ букву у ставить нельзя. Если в сло­ве звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука (учи­тель показывает указкой на модели слова первую зеленую фиш­ку) , он никогда не обозначается буквой у. Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его буквой ю.

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
получилась буква Ю

    Физминутка

Приседаем, если в слове есть буква Ю:

юнга

яма

руки

строю

стою

ель

юмор

рою

мою

еду

юркий

пью

5) обозначить звук [у] после мягкого согласного звука бук­вой ю;

6) найти четвертый звук в слове ключ; обозначить мягкий согласный звук [ч"] фишкой зеленого цвета;

7) повторить правило: если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ю;

8) определить, сколько в слове ключ согласных звуков, гласных звуков , сколько всего в слове ключ мягких соглас­ных, сколько твердых согласных, на сколько мягких сог­ласных больше, чем твердых;

9) провести самостоятельно звукобуквенный анализ слова утюг,

10) объяснить, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему.

5. Закрепление изученного материала.

    Кроссворд (стр. 45 учебника)

    Игра «Где стоит звук {у }?» - картинный диктант с. 45 учебника

6. Резервный занимательный материал.

    Найди в тексте слова на букву Ю

Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза.Кто это?

Сказка “Верблюжонок Юлий”.

Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз.

- А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз.

(Юрта-жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)

Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
- Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.

    Вопрос учащимся:

Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?

    Итог урока

С какой буквой познакомились?
- Какой звук имеет эта буква?

Гласные буквы Ю, ю.

1 класс Школа России

МБОУ «Кузедеевская СОШ»

Учитель начальных классов: Жернакова Олеся Васильевна


Цель: формирование знаний о букве ю, как показателе мягкости согласного звука и букве, обозначающей два звука

Задачи:

  • Образовательные: сформировать знания о букве ю, как показателе мягкости согласного звука, и букве, обозначающей два звука.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопониманию, умению работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету и любви к родному краю; адекватно оценивать результат своей работы;
  • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, речь, мыслительные операции у учащихся;



Люба


рю тю сю лю ню дю су лу ту ну зю зу




Прочитайте поговорку!

Почему так говорят?

К дому друга дорога ни когда не бывает длинной.


На лошадку очень уж похожа, Бегает стремительно так тоже. Шерсть в полоску лишь бывает, И об этом каждый знает. Черно-белая она, В Африке, конечно, всем нужна. Отгадаешь ты, поверь, Что за чудный, добрый зверь.

З Е Б Р А

Назовите животных названия которых начинается на каждую букву слова зебра.


Составьте схемы к данным словам.

Что заметили необычного?

Когда буква ю обозначает 1 звук, когда 2 звука?

кл ю ч

ю нга


Прочитайте!

Я полю сорняк. Я полью лилию в саду.

Чем отличаются выделенные слова?

Сколько звуков обозначает буква Ю?

Какой вывод можно сделать?


Буква Ю обозначает два звука вначале слова, после гласного и после разделительного Ь знака.


Давайте поиграем!

Измените выделенные буквы в словах на букву ю.

Кл ё в- шл я пка- кр и к- сал а т-


Найдите лишнюю букву в мешочке?


Назовите пары букв гласных звуков

Назовите парные звуки.


Рефлексия

Знаю….

Запомнил…

Смог…



Используемые ресурсы

http://kids.in.ua/prices/yula-d14sm-01309-stellar-p16024 / - юла

презентация– http:// viki.rdf.ru

ht www.babyblog.ru/user/Abrikosik/917147 – буквы

tps :// www.tatosha.ru/index.php?topic=11653.4170 - солнышко

http :// board.bitefight.ru/board187 - мешочек

http:// www.vfps.ru/news/detail/mezhdunarodnyj-klass-optimist/podvedeny - юнга

http://nnm.me/blogs/Toxazi/skachat_novye_klyuchi_dlya_kasperskogo / - ключ

http://vk.com/club33785562 - зебра

http://www.santeesd.net/144020116125812617/lib/144020116125812617/school_background2-718x636.jpg - фон класса

http ://thumbnail064.mylivepage.com/chunk64/1955126/2636/small_123.png.jpg - клипарт ручки

http://coollib.com/b/130097/read


Презентация составлена на основе заданий расположенных в учебнике В. Г. Горецкого, АЗБУКА (2 часть), используется на уроке литературного чтения при изучении темы: «Гласные буквы Ю, ю.»

Цели:
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у];
Научить писать строчную букву ю.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.

1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности.
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять активный и пассивный словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учитьпроговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Оборудование: компьютер или телевизор ЖК (проектор), презентация буквы Ю, букварь, пропись №5 , тетрадь для печатания.

Ход урока.

I. Организация класса на урок. Слайд №2
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)

1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Зачем мы пришли на урок обучения грамоте?
- Что мы уже знаем о звуках?

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу

Давайте попробуем ответить на них.
- Какие бывают звуки?(Работа со слайдом №3)
- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.

4. Построение проекта, причины затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.

Назовите тему урока, поставьте цели.

В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд №5

Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №6
-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.
-Что общего вы заметили в словах юла, юбка?

Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и целей урока.

Слайд №7
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.

IV. Изучение нового материала.

Работа в тетради для печатания стр. 47.

Печатаем букву ю строчную. (Заглавная буква изучается на следующем уроке)

Слайд №8
- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА
– Назовите все звуки в словах. [й’ула].)
– Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й’у].)
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю».

Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)

Работа с учебником с.150.

– Откройте учебник на с. 150, рассмотрите новую букву.
– На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)

Работа в тетради для печатания, стр. 47

Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму
Разминка для пальчиков. Слайд №10-12

– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.

Показ на слайде№13,
затем учителю прописать на доске (Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).

Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)

Физкультминутка слайд №14
- Работа по учебнику.
– Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.150
(Дети читают слоги первого и третьего столбиков букваре, по желанию учителя можно читать на слайде №15)

Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.) слайд №16
а)- Запись слогов с письменного образца.
б) - Работа по учебнику стр.150.

– Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)

Юмор – умение показывать и видеть смешное.
Юркий – быстрый, увертливый.
Юноша – мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.

Шутка-физминутка слайд №17

Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)
Юнга – подросток, обученный морскому делу.
Юниор – спортсмен – юноша.
Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.

Посмотрите на слайд №19.
- Прочитайте имена кукол.
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки. ([сай’ус].)
– Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)
– Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)

Слайд №20
Найдите лишний предмет. Объясните.почему?
Работа с учебником возможно применение слайда№21
– Что это за предметы (с. 150)? (Люстра, клюв.)
– Обозначьте звуки в этих словах. ([л’устра],[кл’уф].)

Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам:
Девочки обозначают звуки в слове «люстра»;
мальчики- в слове «клюв»)
(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)

Проверка на слайде №21.

– Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)

– Прочитайте слоги слайд №22
– Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?

Слайды№23,24
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Кювет – канава для стока воды вдоль дороги.
Полюс – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

Работа по учебнику. (стр 150.)

Чтение слов по заданию учителя: слайд №25

– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте на слайде №26 слово. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко?
слайд №27 -Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. (Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»
(Любимый, лютый, юный.)
– Прочитайте слова с незнакомым вам значением. (Тюбик, шлюз,.)
– Найдите значения этих слов в толковом словаре.

Слайд №28
Тюбик – металлическая или пластмассовая трубочка, из которой содержимое выдавливают.

Слайд №29
Шлюз – сооружение на реке для пропуска судов.

Слайд №30 Работа в Прописи (с. 33).
- Прочитайте слова.(клюв, клюква, плюс, флюс) Что означают слова клюква, флюс?
– А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)

Работа с текстом в учебнике на стр 150-151.

Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №31
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?

Прочитайте на с. 150 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №32

Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.

VI. Закрепление.

– Давайте подведем итоги.

Работа в Прописи,с. 33. слайд №33

С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».

Слайд №33
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я).

Слайд №34

– Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.)

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий

– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?

Продолжите предложения:

Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.

Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
жёлтый смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.

Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35

Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - IV Баласс; Школьный дом, 2010. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.
Тетрадь для печатания, 1 класс/Под ред. Р.Н._ Бунеева, Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Пронина О.В.
Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)