ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Караковский в воспитательная работа школе. Краткая справка биографии В.А

Владимир Абрамович Караковский - директор средней школы 825 Москвы, народный учитель, доктор педагогичес­ких наук.

Предисловие

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. От прочности фундамента зависит прочность будущего здания - это прописная истина, называемая еще банальной.

Что составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая. Дети - те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его - судьба всех землян.

Сегодня миллионы наших вчерашних и сегодняшних соотечественников будто в одночасье потеряли челове­ческий разум, ослепленные злобой и ненавистью, они с остервенением бросаются на каждого., кого можно заподо­зрить в вине за личные неудачи, они готовы идти по трупам к сытой жизни и примитивным благам. Они не отдают себе отчета в том, как постыдно выглядят в глазах своих детей, забытых и брошенных.

А пока... Пока школа остается главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духов­ного одичания современников. Нынче термин «воспитание» вымывается из педагогического лексикона, он поглощен образованием. Это в свою очередь приводит к затуханию воспитывающей функции школы. По образцу и подобию западных стран, на которые многие ориентируются как на абсолютный образец, уже предла­гается главную заботу а следовательно, и ответствен­ность за воспитание детей переложить на семью и церковь. . Декоммунизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитатель­ной системы и ее разрушение - все это повлекло и организационно-педагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, вожатых, классных руководителей.

Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех облас­тях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховности, слепым идолопо­клонством.

Поделюсь некоторыми концептуальными положениями педагогического коллектива средней школы 825 Москвы.

1. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Следует уточнить: мы не стремимся управлять личностью, а управляем процессом ее развития. Развитие личности происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеуроч­ной), в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.

2. Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Нам в этом смысле кажется очень полезной формула замечательного французского педагога Селистена Фрэне: цель воспитания - максимальное развитие личности. Фрэне дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, но для них эта мера всегда должна быть максимальной.

3. Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность (социализация - воспита­ние - саморазвитие). Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, кончая семьей, средой молодежного общения, людей и т.д.

4. Ведущим принципом воспитания является принцип природосообразности. Он имеет как бы две стороны, во-первых, обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, во-вторых, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы. Значит, обязанностью педа­гога становится систематическое изучение типичных и индивидуальных потребностей и интересов воспитанников, действие в согласии и логике этих интересов.

5. Воспитание должно быть не только природосообразным, но и культуросообразным. А это значит, что оно должно строиться с учетом языковой среды обитания растущего человека, с учетом культурных традиций народа, страны, региона. Педагог не может игнорировать состояние молодежной культуры, обычаи семьи, традиции народной педагогики.

6. Воспитание успешно, если оно системно. Целост­ность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле и является воспитательная система. Предпосылки к ней имеет любая школа. Однако это не гарантирует наличие эффективной воспитательной системы в каждом учебном заведении как бы автоматически.

Вообще мы порой слишком преувеличиваем значение для воспитания социальных, экономических и других факторов. В бытовом сознании сегодня распространена такая точка зрения: пока мы не улучшим общественное бытие, нечего и мечтать об улучшении духовной жизни. Думаю, что это неправильно. Школа, образование, воспи­тание первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей - следствие первого.

Наша давняя беда заключается в том, что в вопросах образования мы привыкли слушать не того, кто профес­сиональнее, а того, кому подчиняемся по службе и от кого зависим экономически. Мы чаше слушаем админи­страторов, чем педагогов, политиков, чем ученых. Не потому ли сегодня предается забвению старая истина: в детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.

Но когда говорят о воспитании, сразу остро встает вопрос о его современном содержании (будем считать, что о целях мы договорились). Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологи­ческие установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать молодой человек, и, наконец, жесткая структура контрольных органов, не позволявших никому сбиться с общего пути. Получалась ситуация, напоми­навшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения.

Общечеловеческие ценности имеет несколько уровней. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудо­любие, скромность, милосердие и т.д.

Мы выделили восемь таких понятий.

І. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую

цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы.

Долгие годы отделенные от человечества «железным занавесом», занятые противоборством с нашими классовыми врагами, погруженные в состояние «холодной войны», озабоченные пересмотром собственной истории, уставшие от внутренних проблем нашего общества, мы, похоже, так и не научились осознавать себя землянами, не овладели планетарным мышлением.

Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней и рискованней: ведь именно им выпадет на долю великая миссия спасения Земли, вступления в общечеловеческую цивилизацию.

Неслучайны поэтому сильные интегративные процессы, которые идут в содержании образования. В начальной школе все популярнее становятся смешанные уроки, в которых органически соединяется материал всех или почти всех учебных предметов. В средних и старших классах набирают популярность уроки не по предметам, а по проблемам.

Большой интерес в школе вызвал урок по теме «Экологический прогноз Земли». Он объединил усилия трех учителей: Кузнецовой Светланы Владимировны (экономичес­кая география), Федотовой Валентины Васильевны (биоло­гия) и Крепких Ольги Вячеславовны (математика и инфор­матика).

Урок, конечно, был посвящен природе как среде оби­тания человека. Разумеется, речь шла и о рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, и о природоохранном законодательстве. Охрана природы рас­сматривалась как глобальная проблема человечества. Магистральной идеей урока явилась мысль о всеобщей взаимосвязи всего живого на Земле.

Далее на уроке приводились примеры разнообразного влияния человека на природу, учащимся предлагалось произвести математические расчеты последствий этих влияний, рассчитать, сколько времени есть у человечест­ва, чтобы исправить их после неразумного действия.

Затем, разбившись на бригады, каждая из которых получила свое задание, они принялись за прогнозиро­вание.

Чем больше размышляем мы над судьбами нашей планеты, тем тверже верим в то, что многие вопросы будущего человечества решаются сегодня через школу.

ІІ. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека. Родина, данная ему судьбой, завешанная его предками.

Сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувст­во жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Неслучайно, как показывают опросы социологов, 80% сегодняшних старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России.

Историю судить нельзя – она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Раньше учитель вешал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и не­гоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения.

Воспитательная практика нашей школы всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. Сегодня большую популярность приобретают раз­личные патриотические движения, клубы, объединения, идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрож­даются народные ремесла и промыслы, немало школьников трудится на реставрации и восстановлении храмов и памятников старины. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубо­кое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.

КАРАКОВСКИЙ, Владимир Абрамович , доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, народный учитель, посвятивший 60 лет жизни воспитанию и обучению детей в советской и российской школе. Один из авторов педагогики сотрудничества. В 1988—1991 годах председатель Всероссийского совета по народному образованию. С 1977 по 2011 годы директор школы №825 г. Москва.

В 2003 году за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей отмечен Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997год) и Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011 г). За особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность в 1971 году В.А.Караковскому было присвоено звание Заслуженный учитель школы РСФСР, в 1991 году «Народный учитель СССР». В 1986 году он стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев. В 1997 году − Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования за разработку учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений "Воспитание? Воспитание... Воспитание!"

Владимир Абрамович был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». В одной из своих работ он писал: «Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов… Наша вера на этом пути такова:

Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!»

О встречах с Владимиром Абрамовичем, о его идеях, оказавших огромное влияние на развитие научно-педагогических представлений о воспитании и воспитательных системах не одного поколения учителей России, вспоминает в своей статье доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков.

КАРАКОВСКИЙ: ВСТРЕЧИ И ИДЕИ

Поляков Сергей Данилович,

доктор пед. наук, профессор кафедры психологии

Ульяновского государственного педагогического университета

им. И.Н.Ульянова

[email protected]

Аннотация : В статье, посвященной памяти выдающегося советского и российского ученого-педагога Владимира Абрамовича Караковского, содержится краткий очерк развития его педагогических идей с учетом социальных и идеологических контекстов. В. А. Караковский исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества. По его мнению, воспитатель-ная система школы начинается с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых. В основании системы воспитания лежат ценности. Сформулированный Караковским перечень ценностей включает такие понятия, как: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Сутью воспитания является построение коллективных отношений в соответствии с этими ценностями. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности. В построении воспитания должны сочетаться краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы. Успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания; понимания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их развитии. Взгляд автора статьи на педагогическое наследие В. А. Караковского может быть полезен в плане осмысления и понимания социально-педагогических реалий, связанных с историей становления коллективного воспитания в России, и перспективами его развития.

Ключевые слова: В. А. Караковский. Воспитание в коллективе. Система воспитания.Ценности. Отношения.

3 марта 2015 г. ушел из жизни один из самых выдающихся практиков и теоретиков воспитания поздней советской и современной российской школы Владимир Абрамович Караковский. В моей педагогической судьбе знакомство с В. А. Караковским, с челябинской и московской школами, где он работал директором, осмысление его научно-педагогических и мировоззренческих идей стали важными источниками понимания социального мира и педагогических реалий.

Сначала Владимир Абрамович Караковский был для меня легендой. Где-то там, в Челябинске, есть директор школы, который вместе со старшеклассниками участвует в деятельности отряда юных коммунаров, носит на лагерных сборах школьного актива красный галстук и поет у костра вместе с ребятами песни о таежной романтике и любви. Об этом рассказывал в Комсомольской правде журналист С. Л. Соловейчик и ребята из Фрунзенской коммуны, с которым мы, ульяновские школьники, дружили.

Потом, в 1974 г., был эстонский город Элва, конференция московских и эстонских педагогов из научных групп Людмилы Ивановны Новиковой и Хейно Лийметса. И гость из Челябинска Владимир Абрамович Караковский провозглашает удивившую меня, начинающего аспиранта, идею: дети должны делать то, что им хочется, а хотеть они должны то, что хотим мы, педагоги. Тогда это утверждение казалось отрывом от распространенной практики: дети должны делать то, что хотят умные, опытные взрослые. Позже, в 1990-х, в педагогических кругах эта максима Караковского оспаривалась: не получается ли здесь манипуляция над внутренним миром ребенка? И ответы на этот вопрос были разные. Одни дискутанты присоединялись к Караковскому, другие говорили, что такая позиция разрушает самоопределение школьников - главное условие личностного развития. Там, в Элве, и состоялось мое знакомство с Владимиром Абрамовичем и я напросился к нему в Челябинск на коммунарский сбор.

Коммунарский лагерный сбор в челябинской школе № 1 произвел сильное впечатление, но еще больше запомнилась ситуация обсуждения сбора на другой день после его окончания. Мы сидели с Караковским где-то позади школьников и он, к моему удивлению, не очень-то слушал высказывания ребят, но каждому выступающему выдавал яркие неожиданные характеристики. Так впервые для меня приоткрылась идея, что за педагогикой коллективной творческой жизни существует более глубокий слой педагогики: жизненные, индивидуальные проявления детей и подростков.

Потом Караковский появился в Москве. Сначала писал в годичной аспирантуре кандидатскую диссертацию, а затем в 1977 г. стал директором 825-й московской школы. Я в тот же год начинал работать организатором внеклассной и внешкольной работы в ульяновской школе № 62 (сейчас эта должность называется «замдиректора по воспитательной работе») и в меру своих умений пытался «строить» в школе коллективную творческую жизнь. Но в попытках устроить хорошую жизнь в школе нам не хватало образцов этой хорошей жизни. И в поисках образов такой жизни группа школьников и учителей нашей школы отправились на коммунарский сбор уже в школу В. А. Караковского. После этой поездки с учителями мне стало разговаривать легче.

В это же время появились первые книги Владимира Абрамовича . В книгах зацепило несколько идей:

Ценность организованного разновозрастного общения, без которого невозможна, как говорил позже Караковский, атмосфера добротворчества;

Идея общешкольных ключевых творческих дел, как относительно коротких (до недели!) насыщенных ситуаций школьной жизни, которые становятся «ударными» дозами воспитания;

Концепция критериев результативности воспитания (критерий факта участия школьников в воспитывающих ситуациях; критерий отношения как отношение школьников к общей деятельности, общению, традициям школы, критерий выпускников как факт их добровольного участия в жизнедеятельности школы). Первые два критерия (особенно второй) мне представляются и сейчас базовыми для анализа воспитательной эффективности школ;

- «приземление» идеи системности воспитания (сформулированной в начале 1970-х гг. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) на организацию жизни школы. У В. А. Караковского эта идея звучала как максима: «воспитание успешно только, если оно системно».

Сначала системность в его кандидатской диссертации имела облик системы воспитательной работы (то есть системной характеристики внеучебной сферы школы). Затем к 1988 г. в докторской диссертации она расширилась до характеристики всей жизни школы как воспитательной системы. Эта общешкольная воспитательная система трактовалась как следствие определенной воспитательно ориентированной политики директора, администрации при построении школьной жизни в целом. Докторская диссертация Караковского стала одним из краеуголных камней нового, более конкретного понимания системности воспитания во всей научной группе Л. И. Новиковой. Именно такой интерпретацией пронизана известная книга «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» . В 1995 г., когда появилось первое издание, она была чуть ли не единственной в новые «российские» времена научно-практической книгой по проблемам воспитания.

Воспитательная система челябинской школы № 1 и московской школы № 825 и в 1970-е, и в 1980-е гг. строилась на идеях романтического коммунизма, понимаемого как общество свободных, творческих, коллективистских людей, стремящихся к общему социальному благу. Может быть, квинтэссенцией этого устремления было раннее утро 22 апреля, когда все, кто ЛИЧНО считал это необходимым (школьники, их родители, учителя, директор), шли к мавзолею Ленина. Причем в этой акции никакого организованного хождения классами, педколлективом, никакой обязаловки для учителей и детей не было…

В начале 1990-х гг. для школы № 825, школы Караковского, наступили сложнейшие времена. Романтическо-коммунистическая система воспитания «налетела» на изменившиеся социальные ценности, ориентиры, реалии. Перед педагогами и перед самим директором встал вопрос: отказываться ли от своей успешной воспитательной системы, от педагогических идей, в которые верила значительная часть педколлектива? Но если отказываться, что взамен? Ответа не было. И тогда учителя попытались понять, что же в действительности стоит за успешной педагогикой школы, нет ли в ней более глубоких, чем коммунистические идеи, оснований, не привязанных однозначно к какой-либо идеологии. В. А. Караковский и педагоги школы нашли ответ на этот вопрос, и ответ оказался непростым.

Переосмысление оснований своего опыта через серию педагогических советов и обсуждений позволило увидеть те ценности, на которые объективно опиралась школа в предшествующие годы. Так появился перечень ценностей, который и сейчас остается точкой отсчета для построения воспитания в школе. Он, начиная с публикаций В. А. Караковского в 1992−1993 гг., стал известен, даже популярен в той части педагогического мира, которая ориентируется на решение задач воспитания. Напомним его: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Тезисом, выражающим путь и способ жизни этих ценностей, была еще одна максима Караковского: «построение лучшей жизни лучшими отношениями».

В новых условиях школа Караковского, сохранив основные стратегические формы организации воспитания (лагерные сборы, ключевые общешкольные дела, встреча рассвета), изменила их символические значения. Теперь на сборе отряды носили разноцветные галстуки как символ «нашего разнообразия», в ключевых школьных делах усилилась ориентация на вневременные российские культурные символы: Пушкин, «Мы - москвичи». Рассвет стал Рассветом Победы, когда в начале мая все, кто считал это важным, встречали его на
Воробьевых горах, откуда открывается утренний вид на предпраздничную Москву.

Но возникло новое поле напряжения, новые вопросы: а имеют ли школа, педагоги право на построение жизни детей, значительно отличающихся от окружающей социальной жизни, не создает ли школа своей воспитательной успешностью жизненные конфликты детей, неприспособленность детей к взрослой жизни? Вопрос для педагогики был не новым. Он возникает всегда перед успешными в коллективном воспитании учителями, и в 1970-е, и в 1980-е гг. Но в 1990-е он становился все более острым.

Ответом на этот вопрос стало, может быть, одно из самых тонких утверждений В. А. Караковского: школа имеет право на построение ИНОБЫТИЯ, мира отличающегося от окружающей жизни, если эта «иная жизнь» подается не как верная, правильная, а как «один из возможных миров». Как жизненный опыт, к которому можно по-разному относиться во взрослой жизни. Как к светлому воспоминанию из школьной жизни или как к норме отношений для близкого жизненного круга, или как ориентир во взрослых социальных деяниях. И эти разные отношения равноправны. «Каждый выбирает по себе…» − как звучит строчка из любимой песни Владимира Абрамовича. В. А. Караковский всегда оставался энергичным защитником воспитания как организованного социального деяния дающего человеку шанс на добротворческую, умную позицию в ближнем и дальнем мирах.

Теории воспитания - особенные теории. Уберите из них авторов идей, и теоретические положения станут сомнительны. Научные педагогические идеи убедительны, если убедительны личности их носителей. Это и о педагогике В. А. Караковского. Но все-таки каковы главные идеи педагогики Караковского, в чем сумма его утверждений? Ответ на этот вопрос может дать только специальное исследование. Мы можем претендовать только на обозначение некоторых тем и рамок этой педагогики.

1. Воспитательная система школы как педагогическая реальность, начинается с позиций ее авторов, с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых.

2. Основания воспитательной системы (шире, воспитания) - ценности.

3. Суть воспитания - построение отношений в соответствии с этими ценностями.

4. В построении воспитания должны сочетаться относительно краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы.

5. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности.

6. Необходимо различать критерии воспитания на уровне школы (критерии факта, отношений, выпускников) и результаты воспитания на уровне первичного коллектива: какова динамика личности конкретных школьников

7. Успешное воспитание не может происходить без психологизации и педагогизации школьной среды (создание опыта самопознания; опыта понимания своих отношений, законов коллективности, опыта помощи другим людям в их развитии).

Школа, педагоги имеют право на создание опыта «иной», привлекательной жизни как одного из опытов, получаемых школьниками .

Влияние выдающихся педагогов на современников и даже далее, на следующие педагогические поколения, двояко. Что сильнее вдохновляет на научные и практические деяния - стиль Антона Макаренко или его педагогические идеи, образ Константина Ушинского или его антропология, жизнь Иоганна Песталоцци или его размышления о роли ручного труда в умственном развитии, еще неизвестно.

То же можно сказать о Владимире Абрамовиче Караковском. Его идеи, положения ценны для педагогической науки и практики, но для судьбы педагогической науки, для судьбы воспитательной практики для множества людей, втянутых в орбиту дела образования, не менее ценны встречи, жизненные пересечения с Караковским, порождавшие всегда чувства и новые мысли.

Список литературы

  1. Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
  2. Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.
  3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.

1. Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.

2. Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.

3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.


Жизни и педагогическому творчеству Владимира Абрамовича посвящен сайт: URL: http://karakovski.msk.ru/

Краткая биография
Караковский Владимир Абрамович – 14. 02. 1932 - 3. 03. 2015.
Караковский Владимир Абрамович – Народный учитель СССР, лауреат премии Президента Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент РАО, директор Центра Образования № 825 г. Москвы.
Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 года в Екатеринбурге. Свою родную маму он никогда не видел, так как она умерла при родах. Мальчика растила и воспитывала лучшая подруга мамы Роза Петровна Караковская. Ее муж Абрам Залманович Караковский работал директором школы №37 в городе Челябинске. То, что мальчик воспитывался в семье учителей предопределило его будущее. Когда Володе исполнилось 5 лет, он потерял отца, расстреляли его по делу о «правовом заговоре».
Как сына «врага народа» его не приняли в Уральский государственный университет. Он поступил в Челябинский педагогический институт на филологический факультет. После его окончания, в 1953 году, он работал учителем литературы и русского языка в школах №48 и №109 города Челябинска.
Владимира Абрамовича в 1963 году назначили на должность директора школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.
Директором московской школы №825 он стал с 1977 года.
С 1988 по 1991 годы был председателем всероссийского совета по народному образованию.
На Всесоюзном съезде учителей в 1988 году он был избран во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже стал его председателем.
В 1989 году защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук по теме: « Воспитательная система школы как объект педагогического управления».
С 1990 года являлся Член - корреспондентом РАО, состоял в Отделении общего среднего образования.
В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института в 2006 году.
С должности директора 825 школы В. А. Караковский ушел в 2011 году, но продолжал работать в школе на должности заместителя директора по науке.
3 марта 2015 года В. А. Караковский скончался в результате болезни.
Премии и Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Труды
Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
В. А. Краковский, Д. В. Григорьев. Школа воспитания: 825-ый маршрут. М., 2004.
В. А. Караковский. Воспитание для всех. М., 2008.
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 году в челябинской школе №1 Владимир Абрамович начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил ее разработку в Москве. Основной ценностью 825 московской школы является воспитательная система, которая базируется на принципах гуманистической педагогики, демократичности и идеях личностно-ориентированного подхода. Обучение и воспитание, в рамках данной системы, взаимосвязаны. Владимир Абрамович создал свою, авторскую школу – Школу Воспитания. Это школа – коммуна, в которой ученик раскрывает свои способности в активном сотворчестве, сотрудничестве с учителями.
Главной движущей силой воспитания является школьный коллектив, в котором взаимодействуют ученики, учителя и родители, объединённые общей деятельностью.
«Создание и развитие системы, и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы». В. А. Караковский.
Главной ценностью коллектива является личность ребёнка. « Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству».
Особенность воспитательной системы школы № 825 – это Ключевые Школьные Дела. В учебном году их 9:
Сентябрь – Туристско-краеведческий месяц,
Октябрь – Пушкинский месяц,
Ноябрь – Праздник Песни,
Декабрь – Семейный праздник Новый год. КВН,
Январь – Предметная неделя. Подростковый сбор.
Февраль – Праздник Знаний,
Март – Традиционный лагерный сбор старшеклассников,
Апрель – Праздник Чести Школы,
Май – Утро Победы. День Памяти. Последний звонок. Прощание с начальной школой.
Все коллективно-творческие дела проводятся поэтапно: коллективная разработка дела, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах дети и взрослые выступают как равноправные партнёры. Это создаёт атмосферу общей увлечённости и ответственности, способствует организации яркой, насыщенной, интересной жизни.
Отдельно хочется сказать о Большом СБОРе старшеклассников. Сбор – Самая большая общая радость. Его ждут целый год, это светлая, позитивная перспектива. В разновозрастных отрядах, под руководством комиссаров, дети готовят разные творческие дела, проявляют свои способности, учатся сопереживать и помогать друг другу. У сбора есть обычаи и законы. Это закон поднятой руки, закон песни, круг песни и другие. Кто пережил сбор хоть раз, изменился и сам к лучшему и свою жизнь тоже.
Источники

Владимир Абрамович Караковский (14 февраля 1932 - 3 марта 2015) - советский и российский педагог. Народный учитель СССР (1991).

Биография

Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Родители - педагоги Абрам Залманович Караковский (1893, Себеж - 1938, Челябинск) и Роза Петровна Караковская. Отец был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

Окончил Челябинский педагогический институт в 1953 году. Начинал работать учителем литературы и русского языка средней школы № 48. С 1962 года работал в Челябинской школе № 1. В 1963 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса. С 1977 года директор московской средней школы № 825. В 1988-1991 годах председатель всероссийского совета по народному образованию. Один из авторов педагогики сотрудничества. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже В. А. Караковский стал председателем данного совета. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Член-корреспондент РАО избран 20.12.1990 года, состоит в Отделении общего среднего образования. В 2006 году В. А. Караковский стал почётным доктором Челябинского педагогического института.

В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

В годовщину смерти Владимира Абрамовича, в марте 2016 года, о нём был снят документальный фильм с воспоминаниями выпускников и педагогов

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
  • Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
  • Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев

Воспитательная система В. А. Караковского

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.

Этапы становления системы

  • 1.(1977-1981) - была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
  • 2.(1981-1986) - происходит стабилизация системы, чётко оформляются её структурные компоненты, были созданы органы самоуправления.
  • 3.(1986-1988) - Развитие воспитательной системы. Решения противоречий между учебной и внеучебной деятельностью посредством изменения ведущих видов деятельности.
  • 4.(с 1991 года) - отработка дальнейших перспективных направлений развития воспитательной системы.

Труды

  • Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
  • Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
  • Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
  • Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
  • Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
  • Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
  • Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
  • Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
  • Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
  • Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
  • Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
  • Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
  • Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
  • Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
  • Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
  • Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
  • Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
  • Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.

Караковский Владимир Абрамович родился 14.02.1932 года в Свердловске. Народный учитель СССР (1991), почётный доктор ЧГПУ, лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат премии Президента РФ в области образования. После окончания ЧГПИ в 1953 году работал учителем литературы и русского языка в школах № 48 и 109 города Челябинска, с 1962 года директор средней школы № 1 имени Ф. Энгельса, с 1977 года директор школы № 825 города Москвы. В 1988-1991 председатель Всесоюзного совета по народному образованию. В 1963 году в школе № 1 начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил её разработку в Москве. У Караковского была слава блестящего литература, организатора, вдохновителя, подтверждённая не только восторженной любовью учеников, но и опытом руководства кружками, театрами, хорами везде, где ему доводилось работать и учиться. В 1962 году через неделю после прихода В.А. Караковского в школу № 1, в неё создаётся худсовет. Какое-то время директор лично руководит хором старшеклассников. В 1963 году было принято решение будет новый праздник под названием «Праздник песни». После этого решения, началась подготовка. На любую репетицию в любом классе директор мог прийти в любой момент! Подкинуть пару свежих идей, оценить уровень сценария. В скором времени «Праздник песни» превратился в настоящие театрализованное представление – с элементами драматургии и хореографии, с декорациями, костюмами и реквизитом.
Про Владимира Абрамовича можно написать целый роман, начиная с момента его рождения, когда русская женщина, умирая, отдала своего сына еврейской семье. Далее – арест приемных родителей, расстрел отца, детский дом и воссоединение с матерью, преодолевшей тысячи километров в поисках осиротевшего (во второй раз) ребенка. Владимир Абрамович отмечен не только необыкновенной судьбой, но и талантом педагога. Это яркая личность, незаурядный человек, создавший два огромных радостных мира: в школе N 1 Челябинска и в школе N 825 Москвы.

Воспитательная система В.А. Караковского
Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство “мы” по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.
Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет “сборовских комиссаров”, дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.
Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая – это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа – остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила – лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих трех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.
Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение – характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.
В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор – это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.
Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.
Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.
Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор – это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.
Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства “мы”. Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор – это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.
В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.
Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.
Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.
Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.
Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении.
Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции “Мы – школа”; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.



Характеристика данной системы:

1.Организационное строение школьного коллектива.

Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

ü администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников

ü остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе.

ü лидирующая группировка старшеклассников

2.Творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

3.Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики или методики коллективной творческой деятельности.

Литература:

1. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
2. ”Владимир Караковский”. М: Издательско-книготорговый дом “Логос”, 2004 г.
3. Адамский А.И., Караковский В.А. // Российская педагогическая – энциклопедия. М., 1993. Т. 1.