ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Бессоюзная и союзная сочинительная связь: примеры. Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью? Бессоюзной связью между частями

Это второй урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". На уроке углублялись представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, отрабатывалось умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и вся эта работа проводилась в сочетании с повторением к экзамену (ОГЭ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе

Дата проведения: 08.04.2017 г.

Учитель: Полькина И.А.

Тема: Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: закрепление изученного материала, подготовка к ОГЭ.

Оборудование: раздаточный материал, тестовые задания.

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем углублять ваши представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, т.е. будем отрабатывать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и всю эту работу проводить в сочетании с повторением к экзамену.

Запись числа и темы урока. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

II. Повторение изученного.

А) Повторим орфографию.

Запишите в столбик словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. На какую орфограмму подобраны слова?

И..коренить зло, бе..пристрастный взгляд, бе..вкусица в одежде, ра..полагается по-разному, во..хождение на гору, ра..хвораться не на шутку, бе..жалостный поступок.

Правописание приставок на З/С. Правило: З пишется пред звонкими согласными, С – перед глухими). Какое это задание в ОГЭ? Как оно может формулироваться?

Б) Повторим лексику.

Определим ЛЗ слова Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый (Ожегов)

Подберём синонимы к слову. Беспристрастный - объективный, нелицеприятный (словарь синонимов).

Замените разговорное слово «расхвораться» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм - «Не на шутку», определите его значение (основательно, всерьез).

В) Замените словосочетание «безжалостный поступок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (поступок без жалости).

А теперь выполним задание 4 ОГЭ. Ответы запишите в тетрадь (самостоятельно, проверка).

Задание 4 ОГЭ

1. Из предложений 16-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает , что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая , пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении.

3. Из предложений 40-43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно . (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила…

5. Из предложений 28-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

– (28)А вот и жених пришёл ! (29)Здорово, юный жених!

(30)Ребята засмеялись.

Проверяем выполненные задания.

I II. Переходим к теме нашего урока.

Повторим теорию: Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи?

(Это предложения с такими видами связи: А) сочинительная и подчинительная;

Б) сочинительная и бессоюзная;

В) подчинительная и бессоюзная;

Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.)

Запись под диктовку (предложения взяты из текста изложений ФИПИ) на доске, синтаксический разбор с объяснением.

1 (Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2 [ надо непременно самому испытать ее] : 3 [ надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4 [ надо почувствовать] , 5 (как луч этой доброты овладевает сердцем , словом и делами всей жизни).

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится ; это теплота , от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

О чем записанные предложения? (о доброте)

IV. Проверка домашнего задания

Зачитайте сочинение 15.3 по тексту про белку (Текст №3 ФИПИ)

Что такое доброта?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это.

На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз... Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед.

Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой.

Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните - быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.

V . Закрепление

Записываем следующие предложения и разбираем их (предложения взяты из текста изложений ФИПИ):

[Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение], и [ вы заметите] , (как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова). (СП с сочинит. и подчинит. связью).

[После прочтения серьёзных произведений вы будете соображать быстрее] , [ваш ум станет острее] , и [ вы поймёте] , (что читать полезно и выгодно) .

(СП с сочинит., подчинит. и бессоюзной связью).

А сейчас в качестве проверки знаний выполним экзаменационные задания

Задание 14 ОГЭ (работа в парах)

1. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

2. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(12)Сергеева - артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

3. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! - предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.

4. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

5. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

– (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться - так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

VI. Обобщение

Какие виды союзной связи в сложных предложениях вы знаете?

Если нет союза, что это за связь?

Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных предложениях?

Домашнее задание. К ОГЭ – повторить всё о синонимах, выполнить подборку заданий на карточках, а также доделать варианты 2 и 3; по учебнику: параграф 37, упр.211

Самоанализ урока

Тема урока «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях». Это второй урок по данной теме.

Цель : углубить представления учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; вся эта работа проводится в сочетании с повторением к экзамену.

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

Воспитательные: воспитывать добрые чувства по отношению к животным.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: использование раздаточного материала.

Этапы урока следующие: повторение изученного (подготовка к ОГЭ), изучение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление и проверка знаний.

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

Широко распространенным средством контроля знаний сегодня является тестирование. После повторения материала в качестве закрепления учащимся предлагается тест. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.


Пожалуйста)))))1) Замените книжное слово благоговейный в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним.Ян глядел

на него с благоговейным восторгом.

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Стрелять в него теперь, (1) когда он отдыхал, (2) не подозревая об опасности, (3) было бы преступлением...Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, (4) он должен выстрелить!

3)Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородными(паралельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1) Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. 2) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого был целый лес рогов на голове. 3) Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. 4) Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

4) Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

26) Бедное, прекрасное животное!27) Долго мы были врагами: я был преследователем, ты-жертвой, но теперь всё переменилось.28) Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять предо мною.29) Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя.30) Ступай, без страха броди по лесистым холмам: никогда более не стану я преследовать тебя.

5) Как вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему: Что такое человечность, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите пример из вашего жизненного опыта.

Пожалуйста)))))

Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович.
(2) Главное его оружие - это делать человека смешным.
(3) Ученик, отступающий от правил школы, - не лентяй. не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
(4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
(5) Разумеется, я тоже не избежал общей участи.
(6) В тот день я не решил домашнюю задачу.
(7) В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.
(8) Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву. - я затаил дыхание.
(9) В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появились доктор с медсестрой.
Только давай те серьезно. это очень важно.

Помогите пожалуйста!!Из данных простых предложений составьте сложноподчинённые, употребляя подходящие

по смыслу подчинительные союзы: после того как, как только, едва, до того как, перед тем как, прежде чем. Между частями сложного предложения поставьте запятую.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?

  1. БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
  2. э бля
  3. Например:

    например:





  4. Например:

    например:


  5. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  6. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  7. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  8. зачем одно и то же?
  9. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  10. пи (д) рилы
  11. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  12. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
  13. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  14. плюс 2 балла
  15. Ваще офигели!
  16. И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....

Бессоюзные предложения с сочинительной связью - это бес-союзные предложения, которые по структуре и смысловым отношени-ям между их частями идентичны сложносочиненным предложениям. Эти два типа предложений отличаются друг от друга только наличием или отсутствием соединительного союза (в бессоюзные предложения можно подставить соединительный союз, а из сложносочиненного предложения, наоборот, убрать).

Структурно такие бессоюзные предложения могут потенциально состоять из неограниченного числа предикативных частей, поэтому они называются открытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями открытой структуры).

Открытое бессоюзное предложение, состоящее из нескольких рав-ноправных частей, называет, перечисляет ряд последовательных или одновременных событий или явлений:

Луна стоит над прозрачной горой, Неверным светом запита окрестность, Ряд кипарисов выстроились в строй, Их тени побежали в неизвестность (В. Я. Брюсов)

Такие бессоюзные сложные предложения оформляются однотонной перечислительной интонацией, то есть все части предложения интониру-ются одинаково. Кроме того, все части бессоюзного предложения объе-динены одной ведущей темой. Порядок следования частей бессоюзного предложения свободный, то есть можно легко менять части местами.

Бессоюзные предложения с подчинительной связью - это бес-союзные предложения, которые и по структуре, и по смысловым от-ношениям между частями идентичны сложноподчиненным предложе-ниям. Такие бессоюзные предложения состоят только из двух частей и называются закрытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями закрытой структуры).

Фиксированный (не свободный) порядок расположения двух частей закрытого бессоюзного предложения помогает установить смысловые от-ношения между этими предикативными частями, то есть при перестанов-ке частей бессоюзного предложения изменяются смысловые отношения между ними или разрушается предложение в целом. Например, в пред-ложении Я опоздал: машина сломалась вторая часть сложного предложе-ния сообщает причину, а в предложении Машина сломалась - я опоздал вторая часть есть следствие того, о чем сообщается в первой части.

Части такого сложного предложения оформляются пояснительной интонацией (одна часть поясняет другую) или контрастной интонаци-ей (первая часть предложения характеризуется очень высоким тоном, вторая - понижением тона). От смысловых отношений между частями сложного предложения в устной речи зависит интонация, а на пись-ме - выбор знака препинания (двоеточие или тире).

Между частями закрытых бессоюзных сложных предложений уста-навливаются различные типы смысловых отношений, то есть опреде-ляется смысловая роль придаточной части по отношению к главной. Можно выделить такие разновидности: Материал с сайта

  1. Изъяснительное бессоюзное предложение - бессоюзное слож-ное предложение, в котором первая часть содержит опорные слова - глаголы, требующие дополнения, изъяснения, распространения, что и является содержанием второй части: Я знал: удар судьбы меня не обойдет (М. Ю. Лермонтов).
  2. Пояснительное бессоюзное предложение - бессоюзное слож-ное предложение, в котором вторая часть раскрывает, конкретизирует, поясняет содержание первой части (часто отдельного слова или сло-восочетания первой части): Весь город там такой: мошенник на мо-шеннике сидит и мошенником погоняет (Н.В. Гоголь).
  3. Бессоюзное предложение обоснования и причины - бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого содержит обоснование или причину того, о чем говорится в первой части: Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин). Печален я: со мною друга нет (А.С. Пушкин).
  4. Бессоюзное предложение с предикативной конструкцией след-ствия - бессоюзное предложение, вторая часть которого является след-ствием действия, названного в первой части предложения. Некоторые бессоюзные предложения с причинной предикативной конструкцией можно превратить в предложения со следственной предикативной кон-струкцией. Для этого достаточно поменять местами предикативные конструкции: Я открыл окно: было душно (причина). Было душно - я открыл окно (следствие).
  5. Противительное бессоюзное предложение - это предложение, во второй части которого выражается резкое противопоставление тому, о чем говорится в первой части: Я с самого начала знала про стихи - я ничего не знала о прозе (А. А. Ахматова).

Противопоставление в бессоюзном сложном предложении часто связано с отрицанием:

Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь - Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь (С. А. Есенин)

Многие бессоюзные предложения характеризуются многознач-ностью смысловых отношений между частями сложного предло-жения; эти отношения зачастую не поддаются однозначному ис-толкованию: границы между различными значениями размыты и недостаточно четки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что такое подчинительная и бессоюзная связь
  • сложное с подчинительной связью из произведений марины цветаевой
  • предложения по 5. безсоюзные подчин. сочинительные
  • примеры предложений с сочинительной и подчинительной и бессоюзной связью
  • что такое подчинительная и бессоюзная связи

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение - это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его "сердце" - грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

(СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные - в зависимости от того, находятся ли их части в "равноправном" положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна . Это простое предложение. мир снова заиграет яркими красками. Это предложение - сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом "когда" . Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда ? - когда наступит весна ), значит, это Скоро наступит весна, и природа расцветет . В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и . Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение - сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы...

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет "равноправные" простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой .

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения "подчиняет" себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо-лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: "Но грустно думать (о чем?), что напрасно... "

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП - это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак - запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня - сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев) .

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей - сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.