ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мать любит дочь придумайте три подобные фразы. Методика формирования синтаксического строя речи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для определения зоны ближайшего речевого развития (ее синтаксического строя) выбраны следующие параметры речи появление субъективно новых синтаксических моделей в речи учащихся (чаще усложненного типа относительно освоенных рядов), структурно оправданно соотнесенных с функционально-стилистическими и экспрессивными параметрами речи, но имеющими ошибки и недочеты в конструировании (неосвоенность конструкций усложненного типа); неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения выражения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из того же синонимического ряда (неосвоенность синонимического ряда)

Следуя Л.С. Выготскому, можно сказать, что зона ближайшего речевого развития определяется между уровнем освоенных грамматических рядов и уровнем востребуемым, неосвоенным, но могущим быть освоенным с помощью учителя.

В конце параграфа делаются следующие выводы

В актуальной зоне речевого развития учащиеся оперируют в основном доминантными моделями разных функщтонально-стилистических значений Так, например, в значениях сопоставления и противопоставления это конструкции с союзами «а» и «но», в определительном значении - с союзным словом «который» и т.д.

В речи подростков синонимические ряды функционально-стилистических значений или вообще не освоены, как, например, ряд определительного значения, а недоминантные модели являются окказионализмами, или освоены в недостаточной степени.

Отмечается неравномерная частотность употребления предложений с различными функционально-стилистическими значениями. Редко, например, встречаются причинно-следственное, целевое, условное, сравнительное значения, несмотря на то, что они востребованы зоной ближайшего речевого развития.

Ввиду того, что происходит неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из другого синонимического ряда (проявляется неосвоенность смежных синонимических рядов) или из того же синонимического ряда (неосвоенность данного синонимического рада), синтаксический строй речи учащихся обедняется, речь становится коммуникативно неточной.

Неразвитый синтаксический строй речи учащихся препятствует полноценному раскодированию художественного текста, тормозит читательское развитие

Синтаксический строй речи учащихся необходимо развивать целенаправленно как во множестве функционально-стилистических значений, так и в пределах синонимического ряда каждого значения, востребуемого зоной ближайшего речевого развития.

Задание : "Границы предложения"

Цель: учить находить границы предложения в тексте.

Учитель: Что такое предложение? Что мы о нём знаем?

Законченная мысль.

В нем есть главные члены: подлежащее и сказуемое.

На доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения:

ударили холодные утренники с деревьев дождём сыплются жёлтые листья спрятались насекомые перелётные птицы собираются в дорогу дрозды жадно клюют рябину в лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон.

Найдите ошибки в тексте.

Нет большой буквы; ...нет точек; ...нет предложений; ...трудно читать; ...трудно понять.

Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения, поставить соответствующие знаки.

Рассуждение ведётся следующим образом:

О чём говорится в первом предложении?

Об утренниках.

Проверим.

Что? - утренники. Это подлежащее, подчеркнём его одной чертой.

Что говорится об утренниках?

Что они ударили.

Проверим. Утренники что сделали? - ударили. Это сказуемое, подчеркнём его двумя чертами.

Определим, какие еще слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения. Где заканчивается мысль?

Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.

Анализ результатов

Предложенное задание на практическом уровне не вызвало затруднений у учеников. Весь класс справился с практическим заданием, но теоретическая часть у большинства выполнена неточно, сумбурно, у многих девятиклассников обнаружилось незнание терминов и неспособность четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Оценка «5» - 32 % (7 человек);

«4» - 36 % (8 человек);

«3» - 27 % (6 человек);

«2» - 5 % (1 человек).

Задание «Мать любит дочь»

Фраза «Мать любит дочь» обыкновенно понимается так: (кто?) мать, любит (кого?) дочь. Но в некоторых случаях (например при особой интонации или в контексте «Не отца, а мать любит дочь» она может быть понята иначе: (кого?) мать, любит (кто?) дочь.

Придумайте пять других фраз типа «подлежащее + сказуемое + дополнение», в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все фразы должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом одного из членов предложения). Сказуемое везде должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

В искомых фразах подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает с винительным.

1. Совпадение форм именительного и винительного падежей одного числа встречается довольно часто. В единственном числе эти падежи совпадают у всех существительных среднего рода (море, окно, животное), у неодушевленных существительных мужского рода (лес, путь), у существительных третьего склонения женского рода (степь, свекровь), во множественном числе - у всех существительных (леса, степи, моря).

В каждой фразе с такими существительными подлежащее и дополнение должны стоять в одном и том же числе. В противном случае форма глагола однозначно укажет на подлежащее.

Комбинируя существительные разных родов и чисел, можно построить подходящие фразы, например: Моря окружают материки. Море напоминает степь. Серебро заменяет золото. Поспешность увеличивает страх. Металл вытесняет дерево.

2. Условию задачи удовлетворяет еще один, более редкий случай: совпадение форм именительного падежа единственного числа и винительного падежа множественного числа. Оно наблюдается у некоторых одушевленных существительных мужского рода (солдат, грузин, турок и т.п.) Сказуемое во фразах с такими существительными должно стоять в единственном числе, следовательно, и второе существительное - только в форме единственного числа, например: Дитя видит цыган. Румын встречает дочь. Коллектив приветствует солдат.

Анализ результатов

В общем и целом ученики с заданием справились, но снова практическая часть оказалась более доступной для выполнения, нежели теоретическая. Возникли трудности с объяснением некоторых языковых явлений и формулировкой очевидных, в общем-то, закономерностей.

«Отлично» получили 2 человека, «хорошо» - 11, «удовлетворительно» - 7 человек, «неудовлетворительно» - 2.

Оценка «5» - 9%;

«3» - 32%;

Развивать грамматический строй речи можно не только на уроках русского языка, но и на внеклассных игров ых мероприятиях, которые полезны еще и потому, что сплачивают зачастую очень разобщенные классы. Приведем примеры массовых лингвистических игр, цель которых формировать и развивать навыки связной монологической и диалогической речи, развивать образное мышление, тренировать память и способствовать укреплению партнерских и дружеских связей между одноклассниками.

Игра «Сравнения»

Выбирают слово, называющее предмет, явление или действие. Затем играющие по кругу сравнивают его с чем-либо, указывая основания для сравнения.

Например, со словом «река» возможны варианты: «Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая». «Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить».

Повторяться запрещено. Тот, кто не ответил, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Особенно интересно, хотя и сложно, играть со словами с абстрактным значением.

Игра «Венок»

Играют 2 команды. Игрок одной подходит к соперникам, и те называют ему слово, которое должна отгадать его команда. Он предлагает ей варианты, с которыми можно сравнить загаданный предмет, явление или действие. Например, для слова «дождь»: «Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ».

Когда слово угадано, команды меняются ролями. Усложняют игру слова с абстрактным значением (преданность, преобладание) - их трудно сравнивать - или, напротив, очень конкретные (вроде отвертки или застежки-молнии) - их сложно угадать.

2.3 Методика освоения способов словообразования

Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения

Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:

· существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь - дождинка, снег - .../, со значением частички целого);

· приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);

· относительных прилагательных.

Изучив словообразовательные модели во всем их многообразии, школьники начинают воспринимать язык не как статичную субстанцию , а как живой развивающийся организм. С этими знаниями к ним приходит потребность активного осознанного словотворчества.

Мы помним, что ребенок уже проходил этот этап конструирования слов по воспринятым на слух от взрослых образцам в 2 или 3 года, но в тот момент словотворчество было всего лишь одним из многочисленных способов познания мира. По прошествие же лет, когда молодой человек уже воспринял понятие языковой нормы, словотворчество стало для него открытием новых горизонтов познания, одним из способов самовыражения.

Именно поэтому нам так важно вовлечь подростка в эту замечательную языковую игру - сотворение слова.

Задание «Поваренная соль»

Попытайтесь объяснить, от какого слова и каким способом было образовано слово поваренный, выступающий в выражении «поваренная соль». Подтвердите свое объяснение примерами производных слов, которые образованы тем же способом и приблизительно так же относятся к ним по смыслу.

Рассмотрим гипотезу «варить - поварить - поваренный». Значение приставки по- в поварить такое же, как в глаголах поносить (пиджак), порисовать, поиграть. Но тогда получится, что «поваренная соль» - это «соль, которую недолго поварили», что отнюдь не соответствует фактическому значению этого словосочетания, а именно: «соль, которую можно употреблять для приготовления пищи».

Теперь предположим, что слово «поваренный» является не причастием, а прилагательным и образовано от существительного, подобно словам «песенный» (от «песня»), «кухонный» (от «кухня») и т.п., в которых суффикс -н- присоединяется к основе, оканчивающейся на суффикс -ен- с беглым «е». Получается цепочка «повар - поварня - поваренный» (сродни «конюх - конюшня - конюшенный»). Тогда «поваренная соль» - соль, имеющая отношение к поварне (кухне), «кухонная» соль, что вполне соответствует фактическому значению этого словосочетания.

В современном русском языке слово «поваренный» не является производным, так как перестало существовать слово «поварня».

Методические рекомендации: данное задание достаточно сложное и требует особого языкового чутья и дополнительных историко-грамматических знаний, поэтому его можно дать подготовить сильному ученику в качестве доклада или предложить хорошо успевающим по русскому языку ученикам в блоке заданий школьной или районной Олимпиады.

Задание «Лучший троечник»

Перед вами фраза из очень известного произведения одного великого русского писателя. В ней сделана купюра (иначе не получилось бы задачи):

«…Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником».

Как это можно быть лучшим троечником?

Ответ становится ясен из полного текста фразы, взятой из повести А.П. Чехова «Степь»:

«Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником.»

Этого значения слова «троечник» уже нет в современном языке. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оно не указано. Но в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и в обоих академических словарях (17- и 4- томном) оно есть. Это - «извозчик, ямщик, ездящий на тройке».

Методические рекомендации: предлагая ученикам это, по сути, несложное задание, необходимо обратиться к их читательскому опыту, напомнить о ранее изученных произведениях художественной литературы. Именно благодаря задачам такого типа на практике реализуется идея взаимодействия уроков литературы и русского языка. Для учителя здесь важно указать ребятам верное русло рассуждения.

С данным заданием все участники экспериментальной группы справились хорошо. Наиболее полный и точный ответ дали 6 человек, хорошие ответы были у 10 человек, 5 человек ответили удовлетворительно, 1 человек не справился с заданием.

Оценка «5» - 27%;

Задание «Сложные числительные»

Даны сложные числительные, встречающиеся рукописях и былинах XII - XVII веков: полтретьяста - 250; полшестадесять - 55; полпята - 4,5.

1. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

2. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?

3. Есть ли современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

2. Обозначение времени, типа «полседьмого», «четверть третьего».

3. Полтора *полвтора, полтораста * полвтораста.

Методические примечания: с заданием справились абсолютно все ученики. Отличный результат у 12 человек, хороший у 8, удовлетворительный - у 2 человек.

Оценка «5» - 55 %;

Заключение

В ходе нашей работы над изучением процесса обучения русскому языку, созданием системы специальных упражнений, при анализе теоретической литературы по лингвистике, психологии и методике мы убедились в актуальности нашей работы. Мы поняли, что несмотря на давно назревшую очевидную необходимость развития именно речевых, коммуникативных навыков у школьников, эта потребность современным образованием удовлетворяется не в полной мере.

Этому можно найти множество причин: от общего низкого уровня культуры, начитанности и эрудиции учеников и неправильно, не по приоритетам распределенного Госстандартом программного времени до нерационально организованных учителями уроков русского языка. Налицо недостаточное развитие грамматического строя речи учащихся. У современных школьников заметен явный крен в сторону лингвистической и языковой компетенции, а вот коммуникативная развита чрезвычайно слабо. Это при том, что современное общество предъявляет повышенные требования именно к контактной валентности человека и его способности свободно ориентироваться в коммуникационном пространстве, а не к качеству теоретических знаний о языке.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующий вывод: грамматический строй речи, являясь фундаментальной основой для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций даже при недостаточном развитии у некоторых школьников способен интенсивно совершенствоваться при условии правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического осмысления.

Исключительно позитивная доминанта полученного вывода обусловлена положительным решением всех задач, заявленных в самом начале исследования:

· изучив самые значимые труды по возрастной и экспериментальной педагогике, психологии речевого развития и методике развития речи мы установили теоретические основы развития грамматического строя речи школьников;

· во время педагогической практики мы разработали и апробировали систему специальных упражнений по методике формирования грамматического строя речи, методика формирования синтаксического строя речи, методике освоения способов словообразования;

· выявили типичные ошибки учащихся при выполнении предложенных упражнений и разработали методику коллективного анализа и индивидуальной работы над ними;

· разработали методические рекомендации по введению в основную и факультативную программу обучения русскому языку предложенного комплекса упражнений, а также дали рекомендации по проведению внеклассных мероприятий, призванных развивать грамматический строй речи учащихся.

грамматический речь учащийся русский язык

Список использованной литературы

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. М.: «Вербум-М», 2004.

3. Богоявленский Д.И. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике. В сб. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. М., АПН РСФСР - 1959.

4. Вопросы методики русского языка. Под ред. Г.Н. Приступы. Выпуск II. Рязань, 1973

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. М., 1982. - Т. 2.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1997.

7. Гвоздев А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка М.: АПН РСФСР, 1949.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

9. Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Учпедгиз, 1963.

10. Жуйко С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: АПН РСФСР, 1958.

11. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

12. Методика грамматики и орфографии. Под ред. Н.С.Рождественского 2-е издание М.: Просвещение, 1979.

13. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1982.

14. Приступа Г.Н. Методика урока русского языка. Рязань, 1971.

15. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1979.

16. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности грамматического строя речи как компонента системы языка. Этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе и виды его нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации по коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2011

    Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития. Коррекция нарушений грамматического строя речи. Целенаправленность и последовательное усложнение работы логопеда по формированию словообразования и словоизменения у детей с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Изучение процесса формирования лексико-грамматического строя речи на примере прилагательных у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития. Разработка методики по формированию лексико-грамматического строя речи с опорой на игровую деятельность.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Онтогенетические закономерности речевого развития. Анализ изучения степени владения навыками словоизменения и словообразования. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического строя речи. Разработка и обоснование методики логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2010

    Обоснование необходимости решения проблемы обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся в условиях общей тенденции падения культуры речи. Особенности работы учащихся с толковыми словарями на уроках, разработка системы упражнений.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Развитие грамматического строя речи в онтогенезе. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов. Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии. Организация и методика констатирующего эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и их умение образовывать словосочетания, простые предложения.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2008

    Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы работы. Анализ календарного плана воспитателя.

Страница 3

Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.

Анализ результатов

Предложенное задание на практическом уровне не вызвало затруднений у учеников. Весь класс справился с практическим заданием, но теоретическая часть у большинства выполнена неточно, сумбурно, у многих девятиклассников обнаружилось незнание терминов и неспособность четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Оценка «5» - 32 % (7 человек);

«4» - 36 % (8 человек);

«3» - 27 % (6 человек);

«2» - 5 % (1 человек).

Задание «Мать любит дочь»

Фраза «Мать любит дочь» обыкновенно понимается так: (кто?) мать, любит (кого?) дочь. Но в некоторых случаях (например при особой интонации или в контексте «Не отца, а мать любит дочь» она может быть понята иначе: (кого?) мать, любит (кто?) дочь.

Придумайте пять других фраз типа «подлежащее + сказуемое + дополнение», в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все фразы должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом одного из членов предложения). Сказуемое везде должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

В искомых фразах подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает с винительным.

1. Совпадение форм именительного и винительного падежей одного числа встречается довольно часто. В единственном числе эти падежи совпадают у всех существительных среднего рода (море, окно, животное), у неодушевленных существительных мужского рода (лес, путь), у существительных третьего склонения женского рода (степь, свекровь), во множественном числе – у всех существительных (леса, степи, моря).

В каждой фразе с такими существительными подлежащее и дополнение должны стоять в одном и том же числе. В противном случае форма глагола однозначно укажет на подлежащее.

Комбинируя существительные разных родов и чисел, можно построить подходящие фразы, например: Моря окружают материки. Море напоминает степь. Серебро заменяет золото. Поспешность увеличивает страх. Металл вытесняет дерево.

2. Условию задачи удовлетворяет еще один, более редкий случай: совпадение форм именительного падежа единственного числа и винительного падежа множественного числа. Оно наблюдается у некоторых одушевленных существительных мужского рода (солдат, грузин, турок и т.п.) Сказуемое во фразах с такими существительными должно стоять в единственном числе, следовательно, и второе существительное - только в форме единственного числа, например: Дитя видит цыган. Румын встречает дочь. Коллектив приветствует солдат.

Анализ результатов

В общем и целом ученики с заданием справились, но снова практическая часть оказалась более доступной для выполнения, нежели теоретическая. Возникли трудности с объяснением некоторых языковых явлений и формулировкой очевидных, в общем-то, закономерностей.

Образование, педагогика, воспитание:

Игры с использованием предметных и сюжетных картинок
Уже в конце первого года ребенок тянется к красочной картинке, радуясь изображению. Малыш не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытаясь взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавли...

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить нескольк...

Учреждения социального обслуживания, профилактики и реабилитации семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика проявилась в выплате пос...

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
  • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

“Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

  1. ряд-яр
  2. стол-год
  3. люк-кот
  4. край-юг
  5. стог-гость
  6. ряд-зверь
  7. яма-май
  8. ею-ей
  9. рою-яр
  10. рот-тень
  11. тюль-юг
  12. ель-сеть
  13. дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

“Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопрово д).

*Был бы друг,
Будет и…(досу г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбу з).

Список использованной литературы :

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
  3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
  4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
  6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
  7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В учебный план может быть заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания.

На уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

    Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;

    Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;

    Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;

    Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;

    Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;

    Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;

    Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Мы приведем примеры лингвистических заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

    Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

    Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

    Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

    Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

    Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

    У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

    Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени . (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

    ряд-яр

    стол-год

    люк-кот

    край-юг

    стог-гость

    ряд-зверь

    яма-май

    ею-ей

    рою-яр

    рот-тень

    тюль-юг

    ель-сеть

    дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопров о д).

*Был бы друг,
Будет и…(дос у г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(св ё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арб у з).


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс


Уважаемый юный лингвист!
Когда Шерлок Холмс расшифровывал таинственные надписи,
составленные из изображений танцующих человечков, он и не подозревал,
что решает самодостаточную лингвистическую задачу. В предложенных заданиях Вам встретятся такие задачи, которые не решить,
действуя по шаблону, ответ на нее невозможно где-то вычитать или просто
угадать, необходимо размышлять, анализировать, сопоставлять, т.е.
использовать логическое мышление. Но прежде, чем будет выстроено
решение задачи, нужно найти «ниточку», за которую можно потянуть, и
здесь поможет не логика, а интуиция, языковое чутье.

Лингвистические задачи не случайно называются самодостаточными: для их решения не нужны никакие специальные знания, все необходимые сведения содержатся в условии, нужно только как
следует поразмышлять.

Можно сказать, что каждая лингвистическая задача - это маленькое
научное исследование. Ведь вы пройдёте те же стадии, которые проходят в
своей работе настоящие ученые: изучение и анализ материала, догадка,
предположение и его проверка, выстраивание доказательства и вывод.

Желаем удачи!
1. Ко...

В одном мультфильме-загадке есть такие строки:

^ Далеко-далеко на лугу
Пасутся ко...
Ко... Нет, не кони!
Ко... Нет, не козы!
Ко... Правильно, коровы!
Найдите фонетическую ошибку.
2. Шыл-пил

Ниже зашифрована всем известная фраза на русском языке:

^ Шыл-пил ю пяпюжгы зэрэньгый гёслыг, фёд гяг, фёд гяг, зэрэнъгый
геслыг.

Расшифруйте эту фразу.
3. Смерть поэта

У поэта Давида Самойлова есть ироническое стихотворение «Дом-музей».
Рассказ экскурсовода о жизни маститого поэта заканчивается так:

^ Здесь он умер, на этом канапе.

Пред тем прошептал изречение

Непонятное: «Хочется пе...»

То ли песен? То ли печенья?

Кто узнает, чего он хотел,

Этот старый поэт перед гробом!

Смерть поэта - последний раздел.
Не толпитесь перед гардеробом...
Здесь допущена фонетическая ошибка. Какая?
^ 4. Продолжите ряд

Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его

основе. Ответ поясните.

1) Апельсин, банан, виноград...

2) Паук, таракан, мышь...

3) Медведи, сёстры, поросята...

4) Дорога, ремонт, милиция...
^ 5. Четвертый лишний

В каждом ряду из 4-х элементов нужно назвать лишний - тот, у которого нет
качества, характерного для всех остальных. Поясните ответ:

^ 1) Крик, кричать, квакать, кукарекать;

2) Золото, ураган, молоко, болото;

3) Лебедь, воробей, ворона, попугай;

4) Рыба, рак, угорь, скорпион;

5) Уши, головы, ноги, плечи;

6) Норка, ключ, тропа, коса;

7) Ночь, дочь, рожь, мышь;

8) Пароход, парной, парик, парник.
^ 6. Умен ли Вася?

Вот несколько предложений:
1) Петя умнее Васи

2) Петя гораздо умнее Васи.

3) Петя ещё умнее Васи.

4) Петя значительно умнее Васи,

5) Петя несравненно умнее Васи.

6) Петя чуточку умнее Васи.

7) Петя намного умнее Васи.

Можно ли на основании каких-то из этих предложений установить, умён
Вася или глуп? Докажите свой ответ.
7. ФИО

Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и
женские отчества:

Илья - Ильин - Ильинична
Иона - Ионов - Ионовна
Кирилл - Кириллов - Кирилловна
Кузьма - Кузьмин - Кузьминична
Леонид - Леонидов - Леонидовна
Никита - Никитин - Никитична
Роман - Романов - Романовна

^ Савва - Саввин - Саввична
Федор - Федоров - Федоровна

Фока - Фокин - Фокична
Фома - Фомин - Фоминична

От одного из имен фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и
считаются нормативными.

1. Найдите это имя.

2. Какое правило образования русских фамилий и женских отчеств вы
можете сформулировать на материале задачи?
^ 8. Зовимая Земля

Вот цитата из поэмы С. Смирнова «Свидетельствую сам»:

Я веду, веду его на Землю,
Ласково зовимую Большой.

Правильно ли образована форма страдательного причастия?
^ 9. Грамматический словарь

Чтобы изучить язык, необходимо иметь точные сведения о том, как
изменяются слова по падежам, числам, родам и т.д. В грамматических
словарях эти сведения представлены в виде специальных помет, отсылающих
к соответствующим образцам склонения и спряжения. Ниже даны некоторые
русские существительные в том виде, в каком они представлены в
«Грамматическом словаре русского языка»:

ведьма ж о 1а

дождь м 2 b
карась м о 2
b
няня ж о 2 а
одеяло с 1 а
олень м о 2 а
похвала ж
I b
пуля ж 2 а
табун м 1
b
черта ж 1
b
шеф м о 1 а

Установите, что означает каждая из помет, определите, какие пометы в
«Грамматическом словаре русского языка» имеют следующие слова: блин,
вещество, вождь, карта, княгиня, миля, множество, панцирь, слон, ярус.
^ 10. Многоликий «один»

Прочитайте несколько примеров со словами один , одна , одно , одни .

1. В этой комнате один стол, а в соседней целых три.

2. Один знакомый обещал мне помочь.

3. Он одного экзамена сдать не сумел, где же ему сладить с пятью.

4. Все крупные предметы мебели из комнаты вынесли, остались одни
стулья.

5. Товарищи расстались: один повернул назад, другой решил
продолжить поиски.

6. Все ушли, остался один Митя.

Даны три пары слов:
1) Жгучий брюнет, круглый дурак, проливной дождь .

В каждой из этих пар первое слово имеет один и тот же смысл, а именно:
оно выражает высокую степень того, что означается вторым словом пары.

Жгучий в сочетании со словом брюнет указывает на очень черные
волосы; круглый в сочетании со словом дурак на очень большую степень
глупости; проливной - на очень сильный дождь.

Вот еще два ряда пар; в каждом ряду первое слово в паре имеет один и
тот же смысл:

^ 2) Благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные
условия;

3) Вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, разбивать
сквер, сеять панику.

1. Укажите еще несколько пар, в которых первые слова будут обозначать
высокую степень того, что обозначено 2-м словом.

2. Объясните, какой смысл объединяет первые слова каждой пары в ряду
(2) и какой - в ряду (3). В каждый ряд добавьте еще несколько пар, у
которых 1-е слово имеет тот же смысл, что и во всем ряду.

3. Придумайте 2-3 таких ряда пар, чтобы в каждом ряду первое слово
пары имело один и тот же смысл.

^ 12. Мать любит дочь

Фраза Мать любит дочь обыкновенно понимается так:
(кто?) Мать любит (кого?) дочь.

Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте
^ Не отца, а мать любит дочь ) она может быть понята иначе:
(кого?) Мать любит (кто?) дочь .

Придумайте пять подобных фраз типа «подлежащее + сказуемое +
дополнение», в которых может возникать такая неоднозначность (т.е.
подлежащее может смешиваться с дополнением).

Ответы
1. Ко...

Произнесите слова кони , козы и коровы : разве начальные сочетания, переданные на письме одинаково, звучат тоже одинаково? Нет, они звучат по-разному: в словах кони и козы звучит под ударением [о], а в слове коровы – звук, близкий к [a].

2. Шыл-пил

Зашифрованы известные строки: «Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик» . Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, глухие – звонкими, буква л заменяется на р , буква м – на н (и наоборот), букву й не заменяют, гласные а , у , о … заменяют на я , ю , ё … (и наоборот).
3. Смерть поэта

Произнесите слова песен и печенья – они звучат по-разному: в слове песен под ударением произносится ясный звук [э], а в слове печенья в соответствии с первой буквой е произносится неясный звук, близкий к [и]. Так что если умирающий поэт произнёс: Хочется [п’э] …это не могло быть началом слова печенья , если же он произнёс [п’и], это не было началом слова песен
^ 4. Продолжите ряд

1) Любое слово – название фрукта, начинающееся с г – следующей буквы алфавита, например, груша ;

2) птица или человек , т.к. в этом ряду – названия животных в порядке уменьшения количества ног;

3) например, мушкетёры – слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения: «^ Три медведя», «Три сестры»… «Три мушкетёра»;

4) например, фары : это слово начинается с фа -, продолжая музыкальный ряд

до -рога, ре -монт, ми -лиция, и одновременно относится к тематике ряда.
^ 5. Четвертый лишний

1) Крик (остальные слова – глаголы);

2) Ураган (остальные слова содержат полногласные сочетания);

3) Ворона (остальные – мужского рода);

4) Угорь (остальные дали название созвездиям Зодиака);

5) ^ Головы (остальные слова называют парные предметы);

6) Тропа (у остальных слов есть широкоупотребительные омонимы);

7) Рожь (в отличие от прочих не имеет множественного числа);

8) Парик (в остальных словах корень -пар- ).
^ 6. Умен ли Вася?

В предложениях (1), (2), (4), (5), (6), (7) не содержится никаких сведений об уме Васи. Мы узнаём только, что Петя по этому признаку превосходит Васю (согласно предложениям (2), (4), (5), (7), это превосходство значительное).

Совершенно иной случай – предложение (3). В нём, несомненно, сообщается, что Вася умный: наречие ещё перед формой умнее возможно только в смысле Вася умный, но Петя ещё умнее Васи.

7. ФИО

Если внимательно проанализировать условие задачи, то можно сделать вывод: если фамилия оканчиваются на –ов , то отчество оканчивается на -овна; если фамилия оканчивается на - –ин, то отчество - либо на –ична , либо на –инична . Сразу бросается в глаза, что фамилии на –ов (и, соответственно, отчество на –овна ) образуются от имён 2-го склонения, а фамилии на –ин (и отчества на –ична (–инична)) - от имён 1-го склонения.

Единственное имя, нарушающее закономерность, - Иона ; очевидно, это и есть исключение.
^ 8. Зовимая Земля

Форма образована неправильно. Страдательные причастия настоящего времени практически не образуются от глаголов, у которых настоящее время устроено так же, как у глагола I спряжения звать (например, вести, везти, влечь ). Проводим параллель: вести - ведомый, везти - везомый, влечь – влекомый, звать – зовомый . Так что правильно, как ни странно: Земля, зовомая Большой!
^ 9.Грамматический словарь

Каждое слово характеризуется в «Грамматическом словаре русского языка» четырьмя признаками, которым соответствуют четыре последовательных позиции:

1) род: мужской/женский/средний;

2) одушевлённость: одушевлённое / неодушевлённое (не помечается!);

3) конечная гласная основы: твёрдая (окончания –а, -ы и т.д.) / мягкая (окончания –и, -я и т.д.);

4) ударение: падает на основу / на окончание (если оно есть.)

Сокращённые пометы:

м – мужской род, ж – женский, с - средний; о - одушевлённость; 1 - последняя гласная основы твёрдая; 2 - последняя гласная основы мягкая; а - ударение падает на основу; b – ударение падает на окончание.

Слова из задания должны получить следующие пометы:

блин м 1 b
вещество с 1
b

вождь м о 2 b

карта ж 1 а

княгиня ж о 2 а

миля ж 2 а

множество с 1 а

панцирь м 2 а

слон м о 1 b

ярус м 1 а.
^ 10. Многоликий «один»

В предложениях (1), (3) слово один выступает в роли числительного, т.к. обозначает количество предметов.

В примерах (2), (4), (5), (6) слово один количество не обозначает. В предложениях (2), (5) – местоименное прилагательное со значением некий (в предложении (2)) и со значением другой (в предложении (5)). В предложениях (4), (6) – слово один употреблено в роли частицы со значением только .
^ 11. Жгучий, круглый и проливной

В ряду (1) можно указать, например, такие словосочетания, как веский довод, грубая ошибка, кромешная тьма.

Первые слова ряда (2) имеют значение «то, что обозначено вторым словом, является хорошим». Можно добавить пары: положительная оценка, заманчивое предложение, привлекательная внешность.

Первые слова сочетаний ряда (3) имеют общий смысл «делать так, чтобы возникло то, что обозначено вторым словом». Можно добавить: извлекать звук, устанавливать норму, шить костюм, созвать совещание.

Можно привести, например, следующий ряд слов со значением «делать так, чтобы не было того, что обозначено вторым словом»: тушить свет, подрывать единство, нарушать порядок.
^ 12. Мать любит дочь

В искомых фразах подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает с винительным, например: Моря окружают материки. Серебро заменяет золото. Металл вытесняет дерево.

Второй возможный случай, когда форма именительного падежа единственного числа совпадает с винительным падежом множественного числа: Дитя видит цыган. Коллектив приветствует солдат.

Третий вариант мы наблюдаем, если одно из существительных в предложении – несклоняемое, например: Дитя видит кенгуру.

Использованная литература:

Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык/ Глав.ред.М.Д.Аксёнова.- М.:Аванта+,1998.